Одиннадцатая глава 005

Apr 23, 2014 11:24

Вскоре и Камбоджу и американские университетские кампусы накрыла волна разрушения и опустошения. Лон Нол на поверку оказался некомпетентным партнером, который бессильно взирал на то, как самолеты его союзника, а также коммунистические партизанские орды, жестоко обходились с его несчастной страной. К 1971 году под пятой коммунистов находилась половина этого государства (к 1975 году они владели уже всей территорией. Более четверти миллиона граждан было убито, начался массовый голод, и одна из самых красивых стран мира лежала в руинах). В Соединенных Штатах студенты около 500 колледжей вышли на акции протеста, выступая против вторжения Никсона. В Государственном университете Кента (Огайо) и Государственном университете Джексона (Миссисипи) в протестующих были выпущены пули, что привело к нескольким смертям. Тысячи настроенных по-антивоенному американцев прибыли к Вашингтон. Власть разместила армейские подразделения в подвалах Белого дома, чтобы отразить возможное нападение. Киссинджер опасался, что Никсон приблизился к грани нервного срыва. Президент порой срывался в крик: «Давайте выйдем и выбьем всю дурь из их голов!» - и ошеломленные советники смущенно смотрели на него молча. Но опросы общественного мнения показали, что 50% опрошенных американских граждан поддерживали вторжение Никсона, хотя 52% не поверили его утверждению, что это действие поможет быстро покончить с войной. Конгресс услужливо сыграл роль громоотвода, притянув к себе всю ярость антивоенных протестующих, но так ничего существенного не сделал до того момента, пока те не покинули Вашингтон и Никсон не вывел войска из Камбоджи. Конгресс последовал за президентом, а не за людьми на улицах (*21).

Камбоджийская трагедия была одной в целой серии катастроф, которые ознаменовали собой крайний упадок общего состояния дел в истории США за период 1970-1971 годов. В 1971 году Никсон дал разрешение южновьетнамским войскам зачистить коммунистические убежища в Лаосе. «Вьетнамизация» явно стала оборачиваться неудачей, когда американское телевидение принялось показывать, как южновьетнамские солдаты, пытаясь убежать от наступления коммунистов, в отчаянии цеплялись за взлетающие вертолеты американцев, покидающих страну. Никсон в ответ в очередной раз увеличил интенсивность бомбардировок лаосских путей снабжения, превратив Лаос в страну, на которую было сброшено максимальное за всю историю человечества число бомб. К середине 1971 года позиции коммунистов в Лаосе были крепки как никогда, начиная с 1962 года.

Вьетнамизация не удалась, несмотря на расширение зоны военных действий и закидывание противника бомбами с темпом одна тонна в минуту за все время пребывания Никсона во власти. С 1969 по 1972 год во Вьетнаме погибло 20,000 американцев, и около 300,000 азиатов было убито - и это в тот период, когда война предположительно сходила на нет. Из-за постигшего разочарования и от всеобщего расстройства чувств одна популярная сайгонская газета начала вести каждодневный конкурс, на который читатели должны были присылать истории о преступлениях и зверствах, таких как изнасилования и убийства, совершенных американцами. Северный Вьетнам, эта «маленькая четверосортная страна в лохмотьях, едва прикрывавших тощую задницу», как Линдон Джонсон однажды назвал его, изводил Соединенные Штаты донельзя. Американцы смертельно устали поддерживать режим Южного Вьетнама, погрязший в коррупции и неспособности управлять. Отвращение к войне также было вызвано у многих при известии о массовом убийстве, совершенным лейтенантом Уильямом Келли. Военный суд в начале 1971 вынес обвинительный приговор в отношении лейтенанта, который убил по меньшей мере 21 граждан Южного Вьетнама в 1968 году в деревне Милай. Это была война, в которой враг и гражданские лица были неразличимы. И в это самое время американские солдаты, не желавшие стать последними боевыми потерями в этой оканчивающейся войне, употребляли наркотики во все возрастающих объемах, чтобы только избежать сражения. Около 9000 солдат было арестовано за употребление наркотиков во Вьетнаме в 1970 году, и по оценке их старших офицеров около 65,000 военных армии США употребляли наркотические средства (*22).

Пока вьетнамизация шла к своему закономерному краху, в том же направлении двигалась и американская экономика. ВНП (сумма всех произведенных услуг и товаров) вырос до отметки в один триллион долларов, но за половину прироста в 1971 году следовало благодарить очевидную сорвавшуюся с цепи инфляцию. Промышленность страны все больше становилась неконкурентоспособной. Впервые с 1894 года американцы импортировали больше товара, чем отправляли на экспорт. А когда экономика начала слабеть, начал слабеть и доллар - этот фундамент, на котором зижделась вся послевоенная мировая торговая система. В 1971 году около 50 миллиардов долларов находилось в обращении за рубежом, Вашингтон все больше и больше печатал банкнот, а затем выкачивал за границу, чтобы оплатить военные расходы государства и частные инвестиции. На мировых рынках доллар увеличился количественно и уменьшился ценностно. Европейцы, бессильно наблюдающие за тем, как эти доллары скупали их промышленность, постепенно выходили из себя и начали возводить стены на пути доллара и американской торговли. Французский президент Жорж Помпиду объявил, что «нельзя требовать от всего остального мира вымерять свою жизнь по часам [доллар], которые всегда опаздывают». Эффективная японская экономика направляла целые потоки автомобилей, сталепрокатной и электронной продукции в порты США, и в 1969 году Япония заменила США в качестве ведущего торгового партнера в азиатском регионе. Никсон пришел в ярость, когда Япония отказалась добровольно приостановить экспорт ряда товаров до того момента, когда США поправят свое экономическое здоровье. Доктрина Никсона, да и вся система альянса, пребывала в глубоком кризисе (*23).

В 1970 году Никсон обещал, что он никогда не введет контроль над ростом цен и зарплат с целью остановить инфляцию, которая делала американские товары более дорогими по сравнению с японскими и западноевропейскими. Летом 1971 года платежный баланс неожиданно показал невероятный прогнозируемый годовой дефицит в размере 48 миллиардов долларов. Доллар, равно как и вся западная торговая система, стояла на грани коллапса. В своей речи, прочитанной в Канзас-сити, Никсон рассказал о том, что в мире есть «пять великих в экономическом смысле супердержав» (США, СССР, Япония, Западная Европа и Китай), четверо из которых «атакуют нас по всем фронтам». «Так как экономическая мощь будет являться ключом к другим видам власти и силы в последней трети этого столетия» - он продолжил - «и так как внутренняя и внешняя политики тесно переплетены, то американцам нужно было научиться дисциплинировать самих себя и держать в узде свою собственную экономику, пока вся страна не впала в состояние декаданса, который подкосил в свое время Древнюю Грецию и Рим» (*24).

В августе 1971 года президент вдруг заморозил зарплаты и цены для ограничения инфляции. Он также ввел добавочный налог на импорт, чтобы остановить поток товаров из Западной Европы и Японии - государства, которое Государственный департамент в своем аналитическом отчете президенту советовал всегда расценивать как потенциального врага. Он и его министр финансов, непреклонный и твердолобый техасец Джон Конноли, оказали беспрецендентное влияние на своих союзников, требуя от них ревальвировать свою валюты в то самое время, когда США будут девальвировать свой доллар, что позволит ему стать более дешевым и более конкурентноспобным на мировых рынках. И, наконец, Никсон объявил, что доллар больше не будет обмениваться на золото. Французы горько назвали эту программу «Планом Маршалла задом наперед». К несчастью, этого было недостаточно. В 1973 году экономика и доллар вновь начали скользить вниз после того, как Никсон убрал контроль над зарплатами и ценами. Доллар опять пришлось девальвировать. Как это уже было в 1807, 1893 и 1914 году, пробуксовывающая экономика вынудила США изменить свою внешнюю политику. Эра всесильного доллара временно завершилась, а с ним ушла часть политической власти Вашингтона (равно как ушли и времена, когда американские туристы могли наслаждаться дешевым отпуском за рубежом).

(*21) Shawcross, Sideshow, pp. 152-153; Marie Gottschalk, “Bring us Together: Congressional Reaction to the Invasion of Cambodia, 1970,” неопубликованное исследование, 1980, pp. 54, 72-74 (в наличии у автора).
(*22) Robert Sharplen, “Letter from Indo-China,” The New Yorker, May 16, 1970, p. 125. На тему употребления наркотических средств см. The New York Times, January 11, 1971, p. 13.
(*23) Lewis Beman, “How to Tell Wher the U.S. Is Competitive,” Fortune, LXXXVI (July 1972): 54-55; Seymour Melman, The Permanent War Economy (New York, 1974), pp. 112-114; Washington Post, May 27, 1971, p. A27.
(*24) Public Papers of the President … Richard Nixon... 1971 (Washington, 1972), pp. 806-812.

[Кентский государственный университет, 1970]



Ричард Никсон, Вьетнам

Previous post Next post
Up