Советский Союз с неохотой отпускал своих граждан в капиталистический мир в первый послевоенный год, но по крайней мере это было возможно. Во время Второй мировой войны в СССР побывало энное количество иностранцев из стран союзников. Кое-кто успел пожениться и выйти замуж. Возникли семьи, родились дети. При попытке покинуть СССР эти семьи сталкивались с трудностями: государство изо всех сил цеплялось за свою законную собственность. В конце 1945 дипломаты называли эту проблему как «проблема советских жен», хотя там попадались и советские мужья с детьми. Западные дипломаты могли подловить Молотова в хорошем настроении и выбить выездную визу для того или иного илота. Например, посол США Гарриман где-то примерно в феврале 1946 покинул свой пост. На своей последней встрече с Молотовым он обсуждал многое. Под конец встречи они обсудили советских жён, в том смысле, что если какая московская матрёна вышла за американского хлопца, то неплохо бы советскому правительству разрешить ей выезд из страны. Молотов пообещал посодействовать, но заметил, что недавно вернулась одна такая советская жена из Британии, очень ей уж там не понравилось [не стоило и начинать].
15 февраля 1947 в СССР был принят закон о запрете браке с иностранцами. Этот закон не был в состоянии отменить уже заключенные браки, но ситуация с выездными визами ухудшилась окончательно. Советское правительство позволяло супругу-иностранцу покинуть СССР, запрещая советскому гражданину-супругу сделать то же самое. Разрывались семейные связи, провоцировалось раздельное проживание и эмоциональное отчуждение. Такая практика разрушения семей вызвала дипломатический протест со стороны никого иной как Чили, которая официально пожаловалась в Генеральную Ассамблею ООН в 1949 году на СССР за «феодальное обращение с гражданами как с поданными сюзерена». ГА ООН в апреле 1949 приняла резолюцию (39 голосов за, 6 против) А/787, в которой СССР был признан виновным в нарушении Хартии ООН и Всеобщей декларации прав человека (статья 2), которая гласила, что «любой человек мог покинуть любую страну». На тот момент по ту сторону Железного занавеса застряли 65 советских мужей и 350 советских жен. Советский дипломат, представлявший СССР в Комиссии по правам человека ООН, Алексей Павлович Павлов не стал мириться с поражением и сразу же контратаковал. Он заявил, что СССР всего лишь защищал советских женщин от последствий безрассудной ошибки, которую они совершили, выйдя замуж за выходца из капиталистической страны. Во Франции, Великобритании и США советские женщины рисковали скатиться до состояния «кухонного рабства». Страны Запада, включая Соединенные Штаты Америки, исторически были центрами рабства. Их самоназвание «Свободный мир» не должно никого обманывать. Рабство там сохранилось, приняв новые формы эксплоатации, утверждал Павлов. Именно так, через букву «О». От нещадной эксплоатации их оберегал советский дипломат Алексей Павлович.
«Кухонным рабством» советский дипломат называл процесс возвращение западных женщин, сварщиц Рози, из разнообразных профессий военного времени в лоно домашнего очага. В уютные, но скучные до отупления пригороды. К роли закрепощенной домохозяйки. Женщину приходилось заново подвергать доместикации. В Советском Союзе такого возвращения не было, потому что советская женщина никогда не покидала свой кухонный пост. Советские женщины продолжали тянуть две лямки сразу: в семейном быту и на работе. «Кто же еще будет готовить и обстирывать? Сами мужчины что-ли?» - жаловалась перебежчица Касенкина О.С. американским журналистам. Дипломат Павлов правильно отметил тенденцию сокращения карьерной мобильности у западных женщин после войны, но закрыл глаза на двойную эксплоатацию женщин советских, которые так и не вырвались из узды «кухонного рабства».
Холодная война самым явным образом началась в марте 1948 года, но приобрела в те берлинские месяца отчетливый женский профиль. Обыватель не понимал геостратегической суеты вокруг Берлина, но был в состоянии интуитивно сопереживать женской доле. В августе 1948 из СССР с третьего этажа прямиком в США спрыгнула учительница химии, сломав себе при этом таз, поясницу, бедро и коленную чашечку. В марте 1948 из посольства США незаметно ушла в самоволку сотрудница Аннабелль Бюкар, попавшая в медовую ловушку певца московской оперетты Лапшина и привлекшая внимание прогрессивной общественности своей 131-страничной книгой про «разврат поджигателей войны в американской посольстве» в феврале 1949 и
фильмом Довженко в 1951. Для советского руководства Касенкина была предательницей (невозвращенцем). Для руководства США Бюкар таковой не была - просто жертвой эмоциональных махинаций МГБ. Что взять от пустоголовой Барби в возбужденном истеричном состоянии? Обе супердержавы были не высокого мнения о своих гражданках и держали своих женщин на коротком поводке. Такова была особенность консервативного Северного полушария, когда Штаты, СССР, Святой престол и франкистская Испания, в том, что касалось роли мужчины и женщины, мыслили одинаково, то есть, традиционно. Обругать, замахнуться, ударить? Да не вопрос. Молча рожай и чти мужа своего.
В Испании с 1947 по 1984 выходила радиопрограмма под названием «Советы доньи Елены Франсис» (Consultorio de Elena Francis). Это была преимущественно женская передача, нацеленная на домохозяек, с уклоном в семейную психологию: как смотреть, как молчать, как ублажать мужа, как сносить побои алкоголика. В условиях развитого франкизма эта программа следовала строго консервативной католической повестке: никаких разводов, стриптиза, гомосексуализма, феминизма. Сталин бы одобрил. Если забеременела до замужества, сама виновата. После смерти диктатора эта передача продержалась в эфире еще 9 лет, верная своей консервативной идеологии, но прекратила свое существование, когда размер ее аудитории совсем уж скукожился. Тогда же выяснилось, что никакой дуэньи Елены Франсис не существовало. Это был фиктивный персонаж, которого придумала владелец одной косметической компании из Барселоны для продвижения своей продукции. На вопросы слушателей отвечала команда сценаристов, священник и психолог. Для поддержания легенды редакторы утверждали, что донья Елена очень скромный человек, которая предпочитает вести уединенный образ жизни и отказывается давать интервью. Почти как Пелевин.
То, что такая радиопередача родилась в 40-х годах, не удивительно. Эта "полиция морали" несла в массы центральные идеи католической, военной, патриархальной и мизогинической диктатуры, а именно, Женской секции Фаланги (Femenina Seccion de Falanga) и Испанской Лиги против аморального поведения на публике. Писали в нее преимущественно служанки и модистки, которые имели возможность слушать радио во время работы. Писали о своих невзгодах, травмах и отчаянных ситуациях. Следует учитывать то, что в 30-е года Вторая республика подарила испанским женщинам много светских свобод, и от этого "либертинства" их теперь отучивали Франко, церковь, Фаланга и Елена Франсис. Новая полиция морали пыталась выправить этот поведенческий диссонанс. Откатить свободы назад, вернуть народ в патриархальное стойло, пока еще не поздно. В этом смысле Франко был словно Путин, который 25 лет с ужасом смотрел на раскрепощающихся россиян и решил вернуть их к истокам авторитарной строгости. Им обоим пришлось устроить гражданскую войну для этой "моральной реконкисты".
Будет не лишним упомянуть то, что после своей победы в гражданской войне франкисты вдоволь поиздевались над женщинами, имеющим среди родственников проигравших республиканцев. Были случаи изнасилования и убийств. Брили головы наголо, силой кормили касторкой с перцем и водили по улицам с табличками на груди. Изымали детей из семей бывших республиканцев для того, чтобы поместить их для воспитания в другие семьи под другой фамилией. Ведущий испанский психиатр и евгеник Антонио Валлехо-Нахера (Antonio Vallejo Nájera) нашел в тех детях «марксистский ген», который можно было свести на нет при помощи правильного воспитания.
Интересно также было узнать, что во франкистском УК 1944 года была статья за "принуждение к половому акту" (el estupro), которая отличается от "изнасилования" тем, что жертва отвечает согласием. Речь тут о психологическом давлении (очень взрослый человек принуждает подростка; работодатель принуждает служанку). Жертву в этой статье называют "служанка" (doncella). Ее возраст определяется как 12-23 года. Ну вы поняли про консервативные семейные ценности «с гор». То есть, франкисты всё же пытались бороться с такими вот сексуальными домогательствами, не называя их "педофилией". Консервативное MeToo, как оно есть.
Такой кухонный консерватизм не является чуждым явлением для середины 20 века в Северном полушарии. В сериале «Mad men» мы видим как раз такой вот типаж замужней, но одинокой американки, прикованной к своему пустующему дому, кухне и которая начинает как бы бунтовать в 1961 году. Пародию на этот сериал с участием главной актрисы Дженьюри Джоунс вы можете посмотреть в Ютубе: SNL, A Ladies Guide to Party Planning.
А если вы уж сильно хотите погрузиться в эту тему, то во втором томе Кэмбриджской истории Холодной войны есть статья Джереми Сури про контркультуры. Автор начинает ее с упоминания ключевой книги 1963 года: «The Feminine Mystique» («Загадка женского») Бетти Фридан. Если вкратце, то примерно с 1963 года женщины в Северном полушарии пытались скинуть с себя эту бурку «примерной домохозяйки». В США, в Западной Европе, в Восточной Европе, даже в СССР - женщины начали страдать от какого-то таинственного экзистенциального недуга. Чего-то им не хватало. Что-то им мешало жить как прежде, в отупляющей рутине стирки и готовки. Так начался неосознанный бунт против сложившихся культур. Того и гляди потребуется третье одомашнивание.
Да, и с Восьмым марта вас, и Годом Семьи!
elpais.com/espana/2023-03-12/violadas-rapadas-asesinadas-la-represion-a-las-mujeres-durante-el-franquismo.html
Susan Carruthers, Cold War Captives: Imprisonment, Escape, and Brainwashing, 2009.