- «Я наконец-то понял, почему Советский Союз развалился».
- «Почему?»
- «У них там не было чаевых».
Seinfeld, S04E01.
Прозаическое бабло нарушало планы империалистических янки в Чили в 1970-80 гг. несколько раз. Эх, деньжата, деньжатки, бабоньки.
(1) В период 1970-73 СНБ и ЦРУ вели политическую и подрывную войну против правительства Чили. Психологическая борьба была недешевым делом. Приходилось тратиться. К 1973 траты еще сильнее выросли из-за неожиданной причины [доллар рухнул]. Так, сотрудники ЦРУ жаловались на падение курса доллара к эскудо (национальная валюта Чили). В начале 1973 давали 2500 эскудо к 1 долл. В ноябре 1973: 780 к одному. В посольстве боялись, что курс упадет еще ниже до 650 к 1 долл. в течение нескольких месяцев и за доллар будут давать только в морду. В результате расходы на печатную деятельностью ЦРУ увеличились на 255%. ЦРУ утверждало, что это результат решения правительства позволить ценам искать свой «истинный» (true) уровень. В феврале 1973 Никсон девальвировал доллар на 11 1/9 процента. Надо бы почитать в FRUS, есть ли там еще что-нибудь на эту финансовую тему? В СССР посольство США сталкивалось со схожими трудностями в ходе
денежной реформы 1947 года.
(2) После военного путча Штаты (в лице Никсона и Киссинджера) принялись вновь накачивать Чили народными долларами. Армия и экономика Чили остро нуждалась в такой безвозмездной помощи после трех лет экономической войны, развязанной США против правительства Сальвадора Альенде (1970-1973). В первые три года режима Пиночета США прислали в Чили по линии USAID продовольствия на 132 млн.д. В тот период Чили, население которой составляло всего 3% от населения всей Латинской Америки, получила 80% всей помощи, направленной Штатами в этот регион. Как это уже было в 60-е при Кеннеди и Джонсоне, Чили была выбрана Штатами в качестве своей «главной витрины капитализма» в Латинской Америке. Коготок увяз, фидуциарная ответственность, sunk-cost fallacy, «любим людей за добро, которое мы им сделали» - все дела. Видимо, небольшое население (10 млн.) делало эту задачу доступной и привлекательной по финансам. Два основных банка (Всемирный банк и Межамериканский банк развития) резко увеличили свои кредиты этой стране. МБР в 71-73 гг. выдал кредитов всего на 11,6 млн, в 73-76 уже на 237,8 млн.д. Всемирный банк: ноль и 66.5 млн. соответственно. Не мудрено, что экономика при Пиночете от такой закиси азота воспряла. К 1976 Чили стала пятым по размеру покупателем американского оружия. На 100 млн. долларов накупили, несмотря на сравнимый по размеру внешний долг.
В этот период (1973-76) мировому сообществу было в общих чертах уже известно о тех безобразиях, что творились в Чили. Сразу забили в рынду газеты (преувеличивая немного цифры погибших), затем зафурычил Конгресс США, а уж потом подключили «грозу Северных потоков» Сеймура Херша. Киссинджер игнорировал весь этот моралистический шум («Жизнь такая», «Вам бы в священники», Сталин разрешил) и гнал гуманитарную помощь Пиночету вагонами. Советник национальной безопасности (еще не госсек) не ставил предоставление помощи в зависимость от приличного поведения Хунты. Однако, Конгресс США попытался такое условие выдвинуть. Cенатор от штата Нью-Йорк Якоб Явиц (Jacob Javits) начал тыкать палками в колеса, когда Штаты захотели прислать в Чили противотанковые ракеты TOW. Влиятельный сенатор был возмущен тем, что Хунта тормозила расследование гибели двух американских граждан во время путча, и поставил ультиматум: никаких ракет, пока не выдадут тело [Чарльза Хормана], который был убит чилийскими военными примерно 13 сентября 1973. Неохотно зашевелился Госдеп, посольство США в Чили, МИД Чили, чилийские военные, спецслужбисты и медэксперты, которые отправились выкапывать тело. Чего не сделаешь ради TOW. Тело эксгумировали и поместили в местный морг. Осталось дело за малым - перевезти в США. Но возникло препятствие: бабло. Стоимость перевозки была оценена в 900 долларов. Вместо того, чтобы оплатить эту небольшую (по меркам государства и размера американской помощи Чили) сумму из своего кармана, Государственный департамент США с 22 марта 1974 года начал названивать и телеграфировать родственникам (родителям и вдове) Хормана с просьбой оплатить счет. Например, телеграмма от 23 марта пришла за подписью Киссинджера. Четыре дня спустя пришла еще одна телеграмма: «Мы не получили ваш ответ… срочно вышлите деньги … если не получим деньги, то закопаем обратно». Через день позвонил недружественный коллектор из Госдепа и дал крайний срок: «У вас осталось 24 часа (до 30 марта), чтобы оплатить». Госдеп проявлял невиданную настойчивость и упорство, чтобы выбить эти 900 долларов из родственников погибшего. Можно отыскать иронию в этой ситуации, когда военная помощь на миллионы долларов временно зависла из-за скаредного желания сэкономить 900 долларов [Купи наконец-то хоть один гребаный лотерейный билет!]. Киссинджер и Пиночет сильно желали крепких экономическо-военных связей между своими двумя странами, но 900 долларов у них для того, чтобы расшить узкое место, не нашлось. Чем закончилась эта история, я не знаю. Видимо, родственники раскошелились, потому что нет свидетельств, что военную помощь затормозили с концами в 1974.
(3) Схожий пример невиданной жадности можно найти в 1984 году, когда небезызвестный сотрудник СНБ
Оливер Норт [Oliver North] изыскивал средства для никарагуанских Контра, которые пострадали от советской лани. Проамериканские повстанцы-партизаны шастали по джунглям, а правительственные сандинисты на новейших вертолетах Ми-24 (натовское название: HIND, или Лань) выкашивали их там пачками. Несправедливо ведь. Тогда в голове Норта родилась коммерческая схема. Так как аргентинская Хунта, которая раньше помогала обеспечивать Контра, отвалилась в связи с известными событиями 1983 года, то было решено опереться на Хунту чилийскую. У Пиночета имелись британские ракеты земля-воздух «Блоупайп» (Blowpipe). Норт был готов заплатить немножко денежков Пиночету за ракеты, пусковые установки к ним и тренировку энного количества специалистов. Начались переговоры с Хунтой. Пиночет сказал: «48 ракет дам бесплатно. Восемь ПУ отдам за 200 т.д. Подготовлю 10 групп по 3 человека». 17 декабря 1984 была достигнута предварительная договоренность. «Но только сперва нужно получить согласие Тэтчер. Ракеты-то ведь ее». Советники СНБ мягко надавили на Рейгана, чтобы тот мягко надавил на Тэтчер, чтобы та мягко надавила на белфастскую компанию «Шорт Браззерс» [Short Brothers], которая производила эти ракеты и пусковые установки и которая была готова смухлевать с сертификатом конечного пользователя.
В начале 1985 года начались проблемы, когда трясущийся от жадности Пиночет решил в нагрузку продать минометные выстрелы и прочие боеприпасы, которые оказались очень дорогими для покупателя. Цена сделки подскочила до одного миллиона долларов [26 марта 1985]. Норту были нужны ракеты, но не мины. Пятнадцать месяцев обе стороны тянули. В переговорах были замешаны Макфарлейн и Пойндекстер - известные персонажи из скандала «Иран - Контра». Дотянули до первой половины 1986 года, так и ничего не добились. А там уже и Рейгану резко разонравился режим чилийской Хунты. Братьям-коротышкам не поймать советскую лань.