2 февраля в галерее
l'Entresol в сердце парижского бобо-ленда состоялся вернисаж выставки чудесного Массана.
Не думайте, что я опустила его имя по непростительной неглижанс. Отнюдь-отнюдь! Массан отказался от имени (собственного) Робер еще 50 лет назад. И даже в паспорте оно не фигурирует.
Живая легенда, гений, autodidacte, артистический директор Галлимара, создатель знаменитых обложек для коллекции Folio, L’Imaginaire и революционного оформления книги, посвященной пьесе Ионеско «Лысая певица», первый человек, взявший интервью у Селина (Céline) после освобождения писателя из датской тюрьмы в 1947 году, член Королевской Бельгийской Академии. А на заре своей карьеры трудился, между прочим, мойщиком посуды.
Я очень люблю его историю о творческом поиске в те далекие времена, когда компьютер Z4 уже заговорил на языке высокого уровня Планкалкюль, но с фотошопом и проч. еще общего языка не нашел, так что неразлучными друзьями артистов и графиков были ножницы и клей. После бешеного успеха «спектакля на бумаге» пьесы "Лысая певица", нью-йоркское издательство Grove Press пожелало издать книгу и для англоязычных читателей. А в качестве «затравки» главный редактор попросил Массана сделать «спектакль на бумаге» из песни «Толпа» Эдит Пиаф. И Массану пришла идея печатать «интерпретацию» не на бумаге, а на латексе, чтобы передать «неравномерность» и тягучесть голоса певицы . В ход пошли и клеенки, и матрасы, и бинты, и воздушные шары. Ну и как вы можете догадаться, дело кончилось презервативами (отказаться от этого каламбура было выше моих сил). Но в, очевидно, мрачном прошлом презервативы в открытую продажу были запрещены (к слову, «злые языки рассказывают», что поколению Массана вообще повезло больше всех: изобрели а) противозачаточные, б) антибиотик, который справлялся со всеми удручающими последствиями страстной любви, а спида не было в помине). Короче, нужно было знать места и быть милым с фармацевтом, дабы он «отпустил» один. И похоже, Массан места знал. Но! Именно в это время начали выпускать презервативы, обработанные маслом, на котором не держалась типографская краска. Кроме того, их поверхности всегда не хватало, так как она могла уместить лишь один слог. А нужно было еще учитывать расстояния между буквами. Поэтому, как сказал Массан, в эту аптеку он наведывался очень часто, все больше и больше удивляя фармацевта. И когда тот уже мягко попытался наставить художника на путь целибата, пришлось Массану сознаваться в нецелевом использовании латексных изделий. Ну аптекарь, как выяснилось, был эстетом и из любви к искусству выдал Массану несколько ЯЩИКОВ презервативов старой серии, которые были обработаны тальком. Тальк решил дело. Оставалось только сделать фотографию и монтаж, затем обработать негатив документа, чтобы конечный результат получился более драматичным.
Извольте оценить (а вы ИХ все еще используете по назначению???):
Эта работа, разумеется, была представлена и на выставке, среди прочих легендарных творений мэтра. Ну а поскольку выставка была организована, собственно говоря, к в честь выхода новой книги Массана для детей «Как говорят животные в разных странах», то все его многочисленные книги также были на открытом доступе. Мне было особенно приятно найти среди них и «мою», то есть, конечно «его», но переведенную самолично мной на рус.яз.
Подробнее об истории нашей дружбы можно почитать тут:
http://www.russie.net/article6171.html. И даже по-французски.