про вчерашнюю оперу

Jan 30, 2010 21:38

Сначала думала поисследовать вопрос, но лучше уж напишу, пока впечатления свежи. Все равно уже никуда не пойду, а спать еще рано.

NY Times очень сдержанную рецензию дала этой постановке "Симона Бокканегры", а "Кармен", которая мне показалась очень слабой, наоборот, очень восторженную. Не знаю даже. Ну бог с ними, не так важно, кто тут прав, а кто нет. Про "Кармен" я потом напишу отдельно, не про ту, которая сейчас идет, а про ту, которая мне нравится.

Мне лично показалось, что Доминго вместе с другими артистами создали прямо-таки значительную постановку. То есть такую, которая может даже изменить отношение к опере. Ведь понятно, что у оперы есть потенциал, а есть практически наработанная традиция: как исполнения, так и восприятия. Опять-таки вспоминая "Кармен" -- как известно, на премьере все плевались, газеты предрекали, что эта опера и одного сезона-то не продержится, а что это будет популярнейшая опера на века - сказал только присутствовавший там Петр Ильич. Потому что Петр Ильич зрил в корень: он видел музыкальный и драматический потенциал оперы, а не посредственное или, скажем, неопытное исполнение. Сейчас с "Кармен", похоже, обратная проблема: как ни исполни -- публике все сгодится. Но это к слову.

Возвращаясь к "Симону Бокканегре": я плохо знаю эту оперу, так что я не очень уверена в своих выводах. Я до того слышала постановку с Владимиром Черновым, с тем же Доминго, но в роли тенора, и с Кири Те Канавой. И не помню кто там был бас. И слышала я ту постановку только один раз, так что непонятно еще: мне часто не с первого раза нравится. Вот завтра в самолете послушаю, видимо, еще раз, у меня с собой. Из того первого прослушивания мне запомнился толком только дуэт Марии с этим как его... с тенором, в общем, там живенькая такая мелодия, приятно. А в остальном как-то ничего особенно не запомнилось. Чернов был такой демонический немного, в общем - хорошо смотрелся.

Я так понимаю, что для Доминго ноты, конечно, "подняли". Как, кстати, справедливо пишет та же NY Times, "учителя мистера Доминго были правы: он все-таки тенор" (как известно, Доминго в юности полагал, что у него баритон, и пришел поступать в академию именно в этом качестве. После прослушивания ему было тут же предложено приступить к обучению в качестве тенора). И об этом действительно думаешь в первом акте, где он фактически поет-то как всегда, ну, в смысле, в нижнем тенорском диапазоне. Но думаешь так же и о том (и вот тут спасибо "мистеру" Доминго за его огромный артистический талант), что дож-то в первом акте... молодой. Первый акт происходит за 20 лет до действия второго! И вот слушаешь Доминго - и понимаешь ведь, что молодой. У Чернова в исполнении этого не было.

Следующее, о чем думаешь в этом плане, - это что, собственно, ключевое в образе дожа вообще? И вот тут я не буду присваивать себе чужих формулировок и сошлюсь на двух пожилых русскоязычных джентельменов (увы, не знаю их имен :) ), которые прошли мимо меня в антракте со словами "...ведь ключевое в образе дожа -- это положительное отношение к сопернику". Конечно, гораздо легче такой образ создать при помощи более высокого голоса. У Чернова дож (если я правильно помню) какой-то обреченный с самого начала, а у Доминго - по-настоящему страдающий и борющийся с собой, и надеющийся на счастье. Я не говорю, что одно непременно лучше и "правильнее" другого (в конце концов, Верди все же написал эту партию для баритона), но вот что это определенно все было очень целостно и осмысленно - это я почти уверена.

Ну а потом был финал второго акта, где Доминго в сцене допроса Паоло выдавал такие баритональные ноты (самые настоящие, уж поверьте) и создавал такое напряжение и драму, что в зале никто не дышал, казалось. А в антракте я несколько человек видела со слезами на глазах. Вообще он великий артист, это несомненно, я никогда еще не видела на сцене человека такого калибра (да, я видела на сцене Паваротти. Нет, он не такого калибра. Как артист не такого - хоть у него и сильнее голос). Каждую ноту он поет идеально. Ну, я в этом не эксперт, так что это по моей мерке "идеально": в том смысле, что порой-то очевидно, что певец рано оборвал ноту или еще как-то не совсем аккуратно получилось. А тут... дело даже не в том, что ровно столько длины, сколько "нужно" согласно дирижеру. Тут уже за рамками: он поет ровно так, чтобы произвести определенный эффект. Именно так и только так можно заставить публику плакать: нужно точно знать, как именно спеть в определенных местах; просто так "настроившись на нужный лад" этого сделать нельзя. Вот этот профессионализм и опыт громадный поражает.

Третий акт был не таким сильным, но все равно было хорошо. Тут надо сказать, что там просто все пели очень хорошо. Даже тенор и сопрано, чего мне пока что вообще не доводилось наблюдать вживую. Тенор был Марчелло Джордани, у него репутация не очень аккуратного певца, и нижний регистр у него какой-то... никакой, в общем, но с Доминго он пел не просто хорошо, но и до того выразительно и необычно, что прямо душа радовалась, вот так-то. И было слышно, какой у него верхний регистр интересный, в общем - замечательно. Сопрано была Адриана Пьесчонка (? - Pieczonka), она несколько ученически, старательно так, пела, но было понятно, что голос у нее очень подходит для роли и что он достаточно сильный, и артистизма, несмотря на вот эту некоторую "старательность", было достаточно вполне. Ну а бас был Джеймс Морис, что тут говорить. В общем, это еще раз показывает, что важно не столько то, насколько певцы считаются хорошими, сколько то, как они работают. Роберто Аланья считается одним из ведущих европейских теноров, а пел просто плохо в "Кармен". Почему: не потому что Аланья не может петь хорошо, да может просто наверняка, а просто потому, что в этой постановке он не работал толком. А с Доминго, я так понимаю, попробуй поработай плохо. Что мы и видели на примере Джордани, который пел прекрасно.

Короче говоря, пели так, что я даже задумалась: вдруг эта опера могла бы быть и в первом ряду среди работ Верди. Просто не доводилось еще, не было хороших интерпретаций, которые бы иначе раскрывали музыку и действие. Но уж не знаю :). Посмотрим. Я обязательно пойду в субботу слушать ее еще раз в кинотеатре. После этого проверю свои впечатления (хотя, конечно, это чуть разные вещи, но все равно). А вообще мне бы хотелось, чтобы эту постановку выпустили на DVD, иногда HD-live потом выпускают.

genius, opera

Previous post Next post
Up