Варшава - Люблин, разрозненные впечатления

Jun 04, 2017 22:22






больше картинок, как обычно, в инстаграме, а сами впечатления - далее под катом :)


***
...Самолет Москва - Минск был полон, и большая часть публики - транзитные пассажиры. Моя соседка по креслу сказала, что после того, как были отменены прямые авиарейсы на Украину, рейсы БелАвиа - практически единственная доступная возможность попасть из Москвы в Киев, Львов, Одессу. Печально.

И белорусские, и польские пограничники очень въедливы и суровы. В Жуковском, впрочем, въедливы тоже, но там, по-моему, больше от скуки, чем от осознания долга. Не так у белорусов. С них можно картину писать «Зорко стоят на страже родины». Причем не только своей - не менее бдительно они защищают Россию, причём и от въезжающих российских граждан тоже. Только белорусский паспортный контроль дважды с лупой проверил все отметки в моём паспорте, дважды заставил снять очки, чтобы сверить меня с фотографией, и уточнил номер рейса («с нулём или без»).

После прилёта в Москву долго стояли на паспортном контроле. Бывалые пассажиры удивлялись (не тому, что долго, а тому, что рейс из «союзного государства» вообще направили в международный сектор со всеми сопутствующими строгостями), служащая аэропорта покрикивала в ответ: «Ничего не знаю, это не мы, спрашивайте своего батьку, с 15 мая рейсы Россия - Белоруссия обслуживаются как международные»).

***
На обратном пути пришлось провести ночь в аэропорту. Устраивалась подремать, было, конечно, жёстко и неудобно... заметила, что на соседнем сидении лежит забытая кем-то книга "Как закалялась сталь". Очень в тему.

***
Да, в эту поездку я освоила новый аэропорт. Жуковский, Шереметьево, Домодедово, Внуково.... Интересно, теперь у меня полная коллекция? :)
Аэропорт в Жуковском небольшой, новенький и малолюдный. В целом удобный, хотя добираться до него - не то чтобы сложнее, но менее предсказуемо, чем до других.
Я очень правильно сделала, что заранее узнала все расписания, пути-выходы и примерное время на дорогу, поскольку ровно-ровно успела к экспрессу на 7:20 (путь от Ярославского вокзала занял около часа, но при этом очень сосредоточенного и быстрого движения). На дороге была пробка, автобус двигался медленно и в аэропорт прибыл как раз к началу регистрации (она у БелАвиа начинается за 2 часа до вылета).
...Было солнечно и тепло, я старалась больше смотреть на зелень - уж очень безрадостное впечатление произвели на меня накануне серые, без единого листочка северные заоконные леса. А тут уже и одуванчики отцветают-пушатся...
А когда нас неспешно везли на взлётную полосу, за автобусом - также неторопливо и важно, но и не отставая, - летел какой-то крупный рогатый жук. Смотрела на него и думала, что в Жуковском, конечно, должна непременно быть такая специальная служба жуков-сопровождающих.

***
В Варшаве я успела посмотреть только Старый Город - который, как известно, вовсе не старый. Вообще-то в любом европейском Старом городе особенный, «фирменный» воздух - плотный, застоявшийся, в основе которого сложный, неповторимый запах камня узких улиц, на которые редко попадает солнечный свет, старого, крошащегося дерева, слежавшейся золы, ветшающей ткани. Этот запах проступает сквозь все наносные карамельно-кулинарные «туристические» ароматы, становясь надёжным маркером аутентичности. В варшавском Старом городе, конечно, этого исконного запаха нет - ему неоткуда взяться среди улиц, отстроенных из руин, фактически выстроенных с нуля. Его отсутствие поначалу озадачивает и даже раздражает, соблазняя поспешными снисходительными суждениями относительно оправданности попыток вернуть безвозвратно утраченное.
Но потом прислушиваешься к себе и понимаешь - тут аутентичность другого рода. Подлинны тут не воздух, дерево и камень, а чувства тех, кто отстраивал Старе Място заново. Непреклонная решимость тех, кого многократно побеждали, но так и не смогли победить, горе увидевших уничтоженный дом, отчаянное желание воскресить и воскреснуть. В общем, Варшава - это памятник не столько архитектуры, сколько духа нации.
Клумбы как торты со взбитыми сливками и марципаном, кокетливые фонари, барочные завитки на фасадах... и мемориальные доски погибшим героям, памятники не слишком удачливым, но безоглядно храбрым воинам и правителям. Упрямый гонор и нежная кукольность - сочетание, которое кажется то раздражающе-занятным, то трогательным до слёз.

***
Сталинская высотка у вокзала - это, конечно, отдельный разговор. Думаю, что варшавяне были столь же рады этому подарку, сколь москвичи радовались церетелиевскому паукообразному Петру.
Мрачная башня грязно-бежевого цвета (интересно, её намеренно не чистят?), несомненно, была даром символическим - форпост, самая западная высотка Москвы, властная длань, простёртая поверх утратившей силу линии Керзона.
Занятно, что её не стали сносить. Поступили тоньше, на самом деле, - лишили доминантности, окружив современными небоскрёбами. Когда подходишь к ней с той стороны, откуда она некогда призвана была особенно впечатлять, картина получается любопытная: современная башня, поднимающаяся лёгкой остеклённой спиралью в небо, - словно волна, которая вот-вот накроет, смоет в Лету съежившийся и полинявший знак имперского владычества.

***
А ещё в Варшаве странный вокзал - который «Варшава Центральна». Возвращаясь с прогулки к люблинскому поезду, я минут двадцать бешеным муравьём носилась по переходам, пытаясь понять, какой из них ведёт к минус-первому-этажу, где оставался мой багаж. В итоге пришлось обратиться за помощью к полицейским, любезно пояснившим, что нужно найти 2-ю платформу, спуститься на неё по одной лестнице, подняться по другой - и оп-ля! - там будет лифт к камере хранения.
В общем, есть у меня подозрение, что эта была месть за Сусанина :)

Поезд был с сидячими местами, но очень удобный, просторнее Ласточки, и кресла больше и мягче. И оказалось очень удобно заранее покупать билеты через Интернет на сайте польских железных дорог.

***
... А вот в Люблине Старый город совсем небольшой, но действительно старый. Даже не отреставрированный ещё полностью, и в глубине улочек можно увидеть совсем облупившиеся, выглядящие заброшенными дома.
Но те дома, что выходят на Рыночную площадь, почищены и очень нарядны. Такой ренессансный и барочный стиль, сграффито, зубчатые фронтоны... И рядом - костёлы и монастыри, в которых из-за неоднократных обновлений намешано всего - от готики до ампира.
И ещё Люблину повезло с рельефом - он не плоский, как в Варшаве, и это, конечно, добавляет улицам живописности.
Но самое яркое моё архитектурное впечатление - это часовня св. Троицы, построенная в тринадцатом веке и расписанная русскими мастерами в начале пятнадцатого. Давно-давно я видела в Ферапонтовом монастыре под Вологдой фрески Дионисия и до сих пор помню ощущение чуда. Такое было и тут. Когда проходит первое впечатление - голова кругом, как будто оказалась внутри волшебной шкатулки или калейдоскопа - начинаешь читать стены, как страницы книги, и за этим занятием полчаса, отведенные на просмотр (из-за необходимости сохранять микроклимат в часовню запускают раз в час на 30 минут, а после делают получасовой перерыв), пролетают совсем незаметно.
И я всё думаю над уникальным сочетанием готических сводов и фресок в византийском стиле, и мне кажется, что в этом странном, завораживающем соединении внешнего Запада и внутреннего Востока - нечто главное о самой Польше.

***
...Сенкач - это такая шаверма наоборот. На специальный стержень наливается (или намазывается?) бисквитное тесто, когда пропекается - намазывается следующий слой, и т.д. Получается плотный свиток из тоненьких слоев бисквита, в разрезе похожий на полое дерево с годовыми кольцами. Вот тут про него есть подробнее: http://culture.pl/ru/article/101-fakt-o-polskoy-kuhne-senkach

***
Гостиница у меня оказалась замечательная. Называлась она без изысков: «Дом на Подвалу», притом Подвалу - это не подвал, а узкая улочка, дугой по подножию огибающая высокий вал (или холм), на котором стоит Старый город. Само здание начала XVII века, в форме каре с закрытым со всех сторон внутренним двориком посередине, изначально было монастырем св. Адальберта, поэтому с одного из углов к нему пристроился костёл - приземистая башня с невысоким конусом крыши. И монастырь, и костёл считаются памятниками люблинского ренессанса и числятся во всех путеводителях.
Внутри оказался свежий ремонт, чистота, уют и тишина. Из окна мне был виден краешек замка, а по утрам было слышно, как поют птицы...
И там подавали замечательный завтрак! Шведский стол с блюдами польской кухни. Из интернационального там были, пожалуй, только омлет, сосиски, салат из свежих овощей и кофе. А остальное - бигос, гречневая запеканка, свиной холодец, колбаски, разное сало и смалец, селёдка со свёклой, и ещё несколько видов разного нарезанного, намешанного, тушёного, названий чего я не запомнила, а к кофе - блинчики-налесники с творогом, ватрушки, булочки... в общем какое-то удивительное, и даже чуть пугающее разнообразие :)

***
А ещё в Польше замечательные полячки :) Никогда не видела такой концентрации аккуратно причёсанных и вдумчиво одетых женщин. Вообще, я поняла: одеться недорого, но с заметной тщательностью и даже с некоторой кокетливой нарядностью - это очень по-польски. Ещё украинки в этом на полек похожи, но у них крен в показательную нарядность гораздо заметнее.

***
И о погоде. Всё-таки важно оказалось заранее настроиться (а точнее, отрасстраиваться чуть), что будет дождливо. Потому что начало дождя констатировалось каждый раз со спокойствием наблюдателя: «Вот и дождь пошёл, ну и что». В Варшаве, правда, из-за всяких треволнений с пересадками я забыла переложить из чемодана в носимую сумку зонтик, и заботливое уведомление ФБ прочитала лишь когда зашла в кафе, чтобы обсохнуть и перекусить (к тому времени уведомление показалось уже не заботой, а почти лёгким издевательством :) ). К начавшемуся дождю я отнеслась философически, тем более что был он небольшой, и вымокнуть основательно я не успела. Впрочем, не исключено, что погода внесла свой вклад в драматизацию впечатлений от города.
И в Люблине в первое утро тоже принялся дождь, и посильнее варшавского, так что я снова подмокла, несмотря на то, что на этот раз зонтик был при мне.
Зато после обеда тучи разошлись, и вечером, возвращаясь с банкета, я увидела прозрачное звёздное небо, и на следующее утро, и в утро отъезда была уже совершенно безмятежная солнечная синь. Под вечер второго дня, правда, прошёл короткий бурный ливень, но мы в это время ужинали в кафе, так что за разгулом стихии наблюдали из тепла и безопасности.

P.S.
В этом году в моём организме наблюдается острая нехватка весны. Наверно, и заболела я накануне поездки именно поэтому. Так что главной польской достопримечательностью для меня стали, пожалуй, листья, трава и цветы. И в Варшаве, и в Люблине есть большие пейзажные парки, которые называются «Огрод Саски», то есть Саксонский сад. Кстати, занятно, что «огород» - это сад, а ovoce-овощи по-польски - это фрукты... и номера этажей у поляков начинаются, как у англичан, то есть «первый этаж» на самом деле второй... Но это неважно, а важно то, что весна в Польше была в полном разгаре. Цвели каштаны, сирень и ещё какие-то неведомые мне деревья и кусты, распевали птицы, влажно пахла свежая трава, били фонтаны... В общем, в весну там можно было погружаться, как в лечебную ванну, и плыть, плыть в ней, пропитываться ею, растворяться... Как же было хорошо...

картинки, genius loci

Previous post Next post
Up