Поездка в Кохель или ещё немножко о "Синем всаднике"

Oct 02, 2015 02:03

Этот пост я хотела написать сразу после рассказа о Мурнау, но получилось только сейчас. В нём собраны работы Кандинского, написанные в другом живописном баварском местечке, расположенном недалеко от Мурнау, где мы также побывали прошлым летом.

О Кохеле - так называется это место - я услышала около четырёх лет назад. Мы переехали в Мюнхен и я стала возить свою дочь в школу в другой конец города, каждый раз проезжая в районе Зендлинга мимо нарядной белой церквушки в стиле баварского барокко.




На обращённом к дороге фасаде этой церкви св. Маргариты я обнаружила истёртую фреску, которую каждый раз рассматривала, стоя на светофоре. Фреска изображала какую-то батальную сцену с многочисленными убитыми и седовласым знаменосцем в центре.




Потом я обратила внимание на скульптуру по другую сторону дороги, напротив фрески, изображавшую похожего бородача со знаменем в руках.





Неизвестный знаменосец меня заинтересовал и я навела справки. Оказалось, что это "кузнец из Кохеля" и что на месте нарядной белой церквушки чуть более 300 лет назад произошла кровавая бойня, унёсшая более 1000 жизней, в том числе жизнь кохельского кузнеца, местного героя, погибшего по легенде последним со знаменем в руках.

Неравный по силам бой между вооружёнными австрийскими солдатами и почти безоружным баварским крестьянством произошёл в канун Рождества 1705 года и был по сути убийством, он так и вошёл в историю под названием "Sendlinger Mordweihnacht".  Жестоко подавленный крестьянский бунт был следствием войны за испанское наследство.
Почти два века, начиная с Карла I(V), Испанией правили Габсбурги, пока в 1700 году испанская ветвь Габсбургов не оборвалась: Карлос II, младший брат знаменитой инфанты Маргариты, увековеченной Веласкесом, больной и умственно отсталый от рождения, умер, не оставив наследника. В результате вспыхнула война между двумя династиями, претендовавшими на испанский престол: французскими Бурбонами и австрийскими Габсбургами (император Священной римской империи Леопольд I был женат на упомянутой выше испанской инфанте Маргарите, а французский король Людовиг XIV на её старшей сестре Марии Терезии, обеих в 1700 году уже не было в живых). В этой войне Бавария поддержала Францию. В ходе Гохштедского сражения франко-баварская армия была разбита и австрийцы оккупировали Баварию. Они не церемонились с местным населением, крестьянское добро шло на содержание армии, самих же крестьян насильственно рекрутировали. В результате народ взбунтовался. В течение нескольких недель шли бои между восставшими крестьянами и австрийской армией, но в конце концов восстание было подавлено. Часть восставших попыталась найти прибежище под кровом зендлингской церкви, надеясь на то, что солдаты не посмеют войти туда в святую рождественную ночь, но их надежды не оправдались. Сама церковь, скорее всего готическая, тоже была уничтожена, и на её месте через несколько лет построили новую, дожившую до наших дней.
Кохельский кузнец, кстати, лицо, по-видимому, не историческое, а легендарное -  документы не подтверждают не только его личность, но и вообще какое-либо участие жителей Кохеля в крестьянском бунте 1705 года.

Это было мое первое столкновение с топонимом "Кохель". Через год-другой я встретила упоминание этого места уже в совсем другом контексте: читая биографию Кандинского. В 1902 году он провёл там лето с учениками своей школы "Фаланга", и из этой поездки сохранилось множество его эскизов. Кроме того, именно в Кохеле завязался роман Кандинского с Габриеле Мюнтер, вылившийся в многолетнюю совместную жизнь.

Вот фотография, на которой запечатлены учитель, сам тогда ещё не очень далеко ушедший в живописи, и его ученики.




Велосипед, помимо Кандинского, был только у Габриэле, и, не исключено, что это послужило катализатором в развитии их романа: вдвоём они совершали дальние велосипедные прогулки, в то время как остальные искали мотивы поблизости, на виду друг у друга. Как бы там ни было, именно Габриэле удалось увлечь маэстро, хотя среди его учениц были и другие юные и симпатичные экземпляры, явно к нему расположенные.



Кандинский, Станюкович, Хелене и Хедвиг Френер в гостиничном номере в Кохеле, 1902

Вот так сто лет назад работали дамы на пленере.



Габриэле Мюнтер в Кохеле, 1902

А это другая дама сердца Кандинского: его кузина и жена Аня, позже присоединившаяся к кохельской компании. Её ожидаемый приезд побудил Кандинского попросить Мюнтер уехать до срока,  так как увлечение ею стало для него мучительным и плохо сочеталось с его статусом  добропорядочного супруга.



Жена Кандинского Аня на балконе отеля "Серый медведь" в Кохеле, 1902 год

Ранние кохельские работы Кандинского ещё меньше похоже на его зрелые вещи, чем работы из Мурнау. В то время Кандинский еще не нашёл свой стиль и находится под влиянием разных направлений, прежде всего импрессионистов.  Это быстрые этюды, чаще всего написанные мастихином, густыми и крупными мазками. Палитра ещё вполне реалистичная и спокойная, художник ещё не предпринимает никаких попыток синтеза внутренних и внешних впечатлений, который стал одной из главных идей "Синего всадника", он просто учится писать, копирует окружающий мир, налаживает первые отношения со светом и цветом, пытается  постичь законы живописи.



В. Кандинский, Кохель. Водопад I

Вероятно, это Лайнбах, маленький ручей, впадающий в Кохельское озеро. Вот его современный вид.



Фото из интернета, автор Ririco Dee



В. Кандинский, Кохель. Водопад II



В. Кандинский, Лесной пейзаж под Кохелем, 1902



В. Кандинский, Кохель. Крестьянский дом с вишней, 1902



В. Кандинский, Кохель, вид на горы, 1902



В. Кандинский, Кохель. Озеро с лодкой, 1902



В. Кандинский, Кохель, 1902



В. Кандинский, Кохельское озеро, туман, 1902



В. Кандинский, Мост в Кохеле, 1902



В. Кандинский, Кохельское озеро у Шледорфа, 1902



В. Кандинский, Кохель. Пейзаж с поместьем, 1902

Помимо чистых пейзажей, Кандинский пишет портреты Габриэле и жены Ани на фоне пейзажа.



В. Кандинский, Кохель. Габриэле Мюнтер, 1902



В. Кандинский, Кохель. Сидящая на берегу озера, 1902



В. Кандинский, Кохель. Женщина на опушке леса, 1902



В. Кандинский, Кохель. Габриэле Мюнтер, 1902



В. Кандинский, Кохель. Аня и Дейзи, 1902

Работы Мюнтер, тогда совсем ещё начинающей художницы, я не нашла. Вот единственное исключение.



Г.Мюнтер, "Баварский пейзаж", 1902

Это был первый визит пары в Кохель. Второй большой выезд на пленер в его окрестности произошёл зимой 1909 года по приглашению друзей, Ольги и Томаса (Фомы) фон Хартман. Хартманы с 1908 года жила в Мюнхене, Томас, музыкант и композитор, был членом организованного Кандинским "Нового мюнхенского объединения художников", позже принял участие в создании альманаха "Синий всадник" и написал музыку к задуманной Кандинским опере "Жёлтый звук".



Габриэле Мюнтер и Ольга фон Хартман в Кохеле, 1909



Габриэле Мюнтер, Ольга и Томас фон Хартман во время прогулки по заснеженному Кохелю, 1909

За семь лет Кандинский и Мюнтер совершили переход от импрессионизма к экспрессионизму, палитра изменилась до неузноваемости.



В. Кандинский, Зимний пейзаж I, Кохель, Бавария, 1909



В. Кандинский, Кладбище в Кохеле, 1909



В. Кандинский, Кладбище в Кохеле", 1909



В. Кандинский, Кохель. Заснеженные деревья, 1909



В. Кандинский, Прямая дорога, 1909

Та же самая дорога у Габриэле.



Г.Мюнтер, Прямая дорога, 1910



Г. Мюнтер, Зимний пейзаж в Кохеле, 1909

С Кохелем связана судьба ещё одного знаменитого представителя "Синего всадника": Франца Марка. Ещё в детстве он многократно проводил здесь лето, потом, женившись, купил под Кохелем дом и здесь же нашёл свой последний приют. Его жена Мария перевезла сюда останки павшего на войне художника и сама тоже была похоронена здесь почти 40 лет спустя.
Это обстоятельство побудило фонд Франца Марка организовать здесь музей художника, ныне довольно известный, и желание его посетить стало ещё одной причиной моей поездки туда.

Современному зданию музея всего 7 лет,  из его широких панорамных окон открывается прекрасный вид.




Музейный ресторан внизу называется соответствующе духу места: "Синий всадник"




К сожалению, мы насладились работами представителей это направления в искусстве не в полной мере: в наш приезд примерно половина залов была отдана под выставку нелюбимого мною Базелица, с его гигантскими перевёрнутыми полотнами.

Но другая половина была хороша.

Марковские стога сена, хранящиеся в этом музее и напоминающие груши, укрытые снегом, мне нравятся не меньше стогов Моне.



Франц Марк, Стога сена, 1911

Такие же "груши" можно увидеть и на улице: они  завлекают народ в музей. Как выяснилось, это не сено, а какой-то вид тростника и водорослей из кохельского болота.




В посте про Мурнау я писала о сложных отношениях Кандинского и Мюнтер, а в продолжении про Явленского о его не менее сложных отношениях с Веревкиной. У Марка тоже было не всё гладко с женщинами. На этом эскизе, также хранящемся в музее, изображены две подруги Марка, ставшие друг за дружкой его жёнами: Мари и Мария. Обе художницы. С Марией (справа) он познакомился на крестьянском костюмированном празднике в Швабинге (Это богемный квартал Мюнхена, где, в частности, жили Кандинский, Явленский и ещё куча артистического народа). Тогда знакомство с Марией не получило продолжения: сразу после знакомства Мария уехала доучиваться в Берлин, а Марк познакомился с Мари, которая была на 11 лет его старше, и у них завязался роман. Спустя несколько лет, в 1906 году, Марк снова встретил Марию на том же празднике, после чего пригласил обеих девушек к себе в гости в Кохель. Они там жили втроём и Марк, видимо, пытался понять, какая же ему ближе.



Франц Марк, Две женщины, 1906

Сохранилось довольно фривольное фото этой троицы, сделанное братом Марка.



Мари Шнюр, Мария Франк и Франц Марк, 1906

У Мари за несколько месяцев до этого события родился сын от другого мужчины, которого она, как мать-одиночка, не могла воспитывать одна по тогдашним законам, Марк обещал ей брак и обещание сдержал. Однако, когда через год он разводился с Мари, молодая мать устроила ему маленькую пакость, назвав причиной развода его внебрачные отношения с Марией, в результате чего, опять же по тогдашним законам, он много лет не мог заключить с ней брак. Они поженились только в 1913 году, за год до ухода Марка на фронт и за три года до его смерти.

Здесь Мария позирует для девочки с кошкой. Она служила моделью и для многих других его работ.



Франц Марк, Девочка с кошкой, 1912

Ещё из представленных в музее работ Марка мне очень понравились косули.



Франц Марк, "Красные косули II, 1912

Франц Марк очень любил Кохель с его окрестностями и романтически называл это место "Blaues Land" ("Голубая страна"), почему, видно на фотографиях.






Автор фото - El Atelier de Lola

Когда мы приехали в Кохель, шёл сильный дождь, заставивший нас искать убежище в музее, а после музея солнце то светило, то пряталось за тучи, и всё вокруг было окрашено в волшебные голубые тона. Я пожалела, что приехала без фотоаппарата, но даже фотография с мобильного телефона отчасти передаёт эту красоту.







Центр деревушки просто крошечный и похож на многие другие виденные мною баварские деревушки.







Помимо статуи кохельского кузнеца, из достопримечательностей здесь только две маленькие церквушки, одна из них гордится тем, что её когда-то запечатлел Кандинский. Самая главная достопримечательность этого места - сама природа, уезжать от которой не хочется: зеленые предгорья Альп и голубые озёра, покой и свежий воздух. Всё это притягивает сюда туристов, в основном, старичков и семьи с детьми, здесь множество сдающихся внаём апартаментов и пансионов. Рядом с пансионами - детские площадки и пасущиеся животные: лошади, козы...
У одного такого пансиона мы провели с Яшкой блаженные 40 минут, обхаживая лошадей и ожидая вторую половину нашего семейства, помчавшуюся за забытой в лодке Лизкиной плюшевой собакой.







Как-нибудь мы приедем сюда на несколько дней, чтобы медленно и лениво пожить, прогуливаться по холмам и кататься в лодке. А я, может быть, даже отправлюсь в одну из предлагаемых здесь велосипедных экскурсий по следам "Синего всадника", в которой из-за маленького сына я никак не могла поучаствовать в прошлый раз.

живопись, Кохель, "Синий всадник", Кандинский, Франц Марк, искусство, Мюнхен, фото, вылазки

Previous post Next post
Up