Накануне Пасхи, уже давно ставшем не только религиозным, но и традиционным/ семейным/ культурным праздником, решила покапаться в своих записях и сделала вот такой вывод:)
Православие в отличие от католичества и протестантизма не выработало отдельной социальной или экономической этики повседневной практики и поэтому не всегда дает человеку ответы на современные проблемы и сталкивается с вызовом неоязычества и атеистических представлений. Поэтому в сознании человека закрепляются квазирелигиозные элементы, включающие одновременно и стремление к церкви, к духовному началу, и веру в астрологические прогнозы, приметы, судьбу и т.д. Традиционные религиозные верования становятся размытыми и не соответствуют каноническим библейским представлениям.
В соответствии с социологическим опросом, проведенного на территории Беларуси, сегодня модель верования белорусов не соответствует православной традиционной модели и включает различные мистические элементы: среди опрошенных,
26% верят в перевоплощение душ,
23% - в телепатию,
35 % - хотя бы раз в месяц обращаются к гороскопу,
только 48.2 % верят в грех,
31 % - в жизнь после смерти,
в рай - 27.6%,
ад - 26.5%.
Сам образ божественного начала становится индивидуализированным, а не триединым:
59% респондентов имеют свой образ бога в душе,
8% ассоциируют его с видом духовной силы, остальные участники опроса не могут выразить свои представления.
В России, например, выявлено, что около 50% населения являются носителями элементов языческого сознания: 45% респондентов верят в вещие сны, а 51% - в приметы . При этом четко себя идентифицируют как верующие. Это говорит об отсутствии рефлексии о собственной вере и их идентификации от мистической или языческой веры.
Происходит маргинализация религиозного сознания: оно формируется на стыке альтернативных религиозных представлений и практик и поэтому растет зона мировоззренческой неопределённости.
Для Беларуси такая эклектическая религиозность характерна в силу исторических обстоятельств (наличие католичества, униатской церкви и укорененные языческие верования). А уровень толерантности в обществе является одним из индикаторов отношения к другим конфессиям. В соответствии с социологическим опросом в Беларуси 75,9% православных ответили отрицательно на вопрос: «существует ли религии или секты, к которым Вы испытываете неприязнь?». Это отличительная особенность связана непосредственно с тем измерением православия, которое проявилось уже в истоках формирования христианского сознания на Руси - православие как результат социокультурного компромисса с аутентичным язычеством. Поэтому христианско-языческий синтез обладает латентной перспективой актуализации архаической обрядности и особенно проявляется в период кризиса. Можно отметить, что религиозный релятивизм для Беларуси - это та нить, которая связывает прошлое и настоящее в истории народа. Сегодня в официальный календарь государственных праздников занесены такие даты, как Рождение и Воскресение Христа как по григорианскому, так и по юлианскому календарям, отмечаются такие языческие праздники, как Деды, Радуница, Купалье и другие празднества, отсутствующие в российском и украинском календарях.
Сегодня религиозная идентичность проявляется не в конфессиональном, а в социокультурном формате. Это связано с тем, что религия становится механизмом фиксации и приобщения к какой-либо культурной традиции, а не самоидентификации к какой-либо практике культового поведения. Поэтому при общем высоком уровне интереса к религии наблюдается достаточно невысокая степень религиозности.
Например, на территории Беларуси в 2000 г. был проведен социологический опрос, отражающий данную амбивалентность. На вопрос, «считает ли респондент себя религиозным человеком», были получены следующие данные: около 25,5% ответили положительно,
около 9% - отрицательно
и около 50% сомневались в ответе.
На вопрос, «считает ли респондент себя верующим»,
около 57% процентов ответили утвердительно
и менее 8% идентифицировали себя как атеисты.
Это демонстрирует тенденцию разграничения в общественном сознании факта признания себя как верующего и как религиозного человека, а также соотнесения религии к культуре как способу отграничения себя от другого и обретения социальной и культурной поддержки. Идентификация как православных охватывает не только верующих, но и самоидентификацию как «русских»
Вот такие выводы:))))))))