Автовокзалы под застройку?
Пробки в Туле вызывает гиперавтомобилизация и неразумная транспортная политика
Намедни
горячее предвыборное время снова поставило ребром транспортную проблематику в столице региона. Губернатор Алексей Дюмин на пресс-конференции в стенах Атриума в тульском кремле высказался по наболевшим вопросам туляков.
Click to view
В первую очередь туляков волновали пробки - затруднения движения автотранспорта в часы пик, вызываемые личными автомобилями при массированных поездках на них на работу и с работы. А так же усугубляемые дерегуляцией общественного транспорта (выдачей лицензий на внутригородские перевозки для автобусов малой вместимости) и системной деградацией магистрального внутригородского транспорта - трамвая. Но в ответ губернатор ответил почему-то про автовокзальные павильоны, судьба которых внезапно закачалась на волоске. При этом наш молодой губернатор еще и неловко поставил конку впереди лошади - предложил сначала снести старые "автовокзальные павильоны", и только потом построить новые подальше от центра (видимо имелись в виду автовокзал в районе Вечного огня у Трех штыков и автостанция в Заречье).
В.Н.Савченко. Архитектура городов-героев. Город-герой Тула.
По советскому генеральному плану времен развитого социализма действительно предусматривалась постройка нового автовокзала. Но в нем же говорилось и о новых трамвайных депо, места под которые вовсе не предусматривалось застраивать жилыми домами, генерирующими все большие потоки поездок на работу на личном автотранспорте и который каждые будни запирает город в пробках. Советские города придерживались планировки обеспечивающей пешеходную доступность общественного транспорта. Сейчас к такой планировке (TOD - transit-oriented development) стремятся во многих западных городах, проводя политику сдерживания автомобильных поездок на работу и всемерно усиливая общественный транспорт. А наши власть предержащие элиты, вместо того, что бы дополнить оптимальную для городов советскую планировку, тем что вней отсутствовало - быстрым и производительным магистральным общественным транспортом - скоростной городской железной дорогой, единственно могущей обеспечить взрастающие транспортные потоки нашего полумиллионника, продолжают точечную застройку трамвайных парков и мест, где они планировались.
Вукан Р. Вучик. Транспорт в городах удобных для жизни. Стр 320.
Полностью обособив трамвайные пути от автомобилей и мало-помалу, без коллапсов, доводя их до кондиционного состояния тульское транспортное начальство уверенно могло бы вытеснить маршрутные такси чисто экономическими методами, просто проводя системное комплексное развитие транспортной инфраструктуры. А не задействование интермодальности - бесплатной пересадки с одного маршрута тульского транспортного "гулливера" - Тулгорэлектротранса по будням, в эти самые злополучные "часы пик" лишает его конкурентного преимущества перед транспортными лилипутами - держателями лицензий на частный извоз. Последние, кстати, строго блюдя исторические традиции нашего города в средствах не стесняются, и как могут добавляют масла в огонь тульских пробок, попутно блокируя на остановках, а то и просто "объезжая" маршруты муниципального транспортного гиганта.
Так что же руководит деятелями, подсовывающими губернатору идеи не решающие, а только усугубляющие транспортную ситуацию в городе? "Глупость или измена интересам горожан?" - спросит меня вдумчивый читатель. Отвечу прямо. И глупость, и измена. И импотенция, и бездарность, и провокация и обычная жадность. Без всего этого не могло сложиться того, что сейчас сложилось. К сожалению индивидуальные предпочтения хозяйствующих элитариев, накладываясь на их же некомпетентность и ненасытность, а также на разжигаемые капиталистической идеологией в народе простые страсти способны еще больше усугубить транспортную ситуацию, и так не приличествующую городу-герою. Для более емкого и образного обрисовывания транспортной ситуации в Туле можно перефразировать слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского, которые произносит петербургский чиновник из подполья: «Туле ли стоять в пробках, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что Туле стоять в пробках, а чтоб мне чай всегда пить». Эти слова вполне отражают как разожженное в народе потребительство, так и, по всей видимости, специфическое потребительство хозяйствующих элитариев. Конкретных элитариев, не способных понять, что честная работа на общее благо горожан, а не на популистское удовлетворение несоразмерных городу излишне индивидуализированных транспортных потребностей далеко не всех его жителей, принесло бы им гораздо большие дивиденды, чем сегодняшняя их неудовлетворительная работа.
Click to view