В прошлом посте я рассказал о нашей эпопее с окунанием в мир наживы и чистогана ипотечных брокеров. Вынырнув и отдышавшись я понял, что никто кроме меня самого не будет сражаться за мои деньги. Причем разница между вариантами может составить многие десятки тысяч шекелей. Как я уже сказал, окончательные условия, которых я добился, оказались лучше первоночального варианта более чем на сто тысяч. Решайте сами, стоит ли напрягаться.
Единственное, я думаю, что имеет смысл насчет ипотечных брокеров - это заплатить за помощь в том чтобы во всем разобраться. И после этого самостоятельно ходить по банкам и торговаться. Вообще-то один из брокеров предлагал нам именно такую схему работы. Но нам показалось, что запрошенные 3 тысячи это многовато за всего-лишь лекцию.
Итак, я самостоятельно разобрался и в теоретической части (мои изыскания будут изложены в одном из следующих постов) и торговался с банками тоже сам.
Click to view
Дисклаймер: Все изложенное ниже является моим личным опытом. Качество обслуживания сильно зависит от клерка (пкиды) с которой(ым) вы будуте иметь дело. Так что если, скажем, мне не понравилось в каком-то банке, это отнюдь не значит, что ваш опыт будет таким же. Тем не менее, у каждого банка есть особенности, так что кое-какую обобщающую ценность мои заметки имеют.
Мы обратились одновременно во все банки, куда дотянулись:
- Наш родной Леуми
- Апоалим
- Мизрахи Тфахот
- Меркантиль
- Бейнлеуми
- Ирушалайм
- Дисконт
- Отцар Ха-Хайаль
Хотя Дисконт, Меркантиль и Отцар Ха-Хаяль входят в одну группу, это разные банки и работают немного по разному.
Итак, поехали.
Приз самого сильного разочарования достается банку Леуми. Поскольку мы клиенты Леуми вот уже почти 20 лет, и до сих пор были вполне довольны, мы оказались прямо таки обескуражены качеством их работы.
Леуми постарался исключить из схемы человеческий фактор. Если в остальных банках клиент обслуживается конкретным клерком и качество сервиса критически зависит от отдельного работника, то Леуми максимально автоматизировал процесс. Все документы и обращения загружаются через сайт, подтверждения посылаются через СМС, даже дата и время разговора с живым человеком назначается системой, причем это не встреча лицом к лицу, а общение по телефону. Леуми перешел на дистанционную работу еще до того как это стало мейнстримом до Короны. Все автоматизировано вплоть до напоминаний, мол, не забудьте, вам в такое-то время позвонят, будьте готовы. В назначенный час мы, помыв уши и немного волнуясь, сели с компьютерами-телефонами наготове и... прождали напрасно. Никто с нами не связался. Мы позвонили (причем не раз) в банк с недоуменным вопросом: что это было и как мы можем продвинуться в вопросе? Наши звонки и вопросы были приняты вежливыми клерками, записаны и посланы в соответствующий отдел. Там в недрах системы они и сгинули безо всякого видимого эффекта. Только когда все уже закончилось и мы уже получили машканту в другом банке, спустя 3 (три!) месяца нам перезвонили из Леуми и спросили как у нас дела? И как мы насчет того чтобы таки продолжить процедуру взятия машканты? (!!!) Просто таки вспоминается фильм "Бразилия" с его гротескной безумной бюрократической машиной.
Click to view
В Отцар Ха-Хайаль сайт, при попытке оставить заявку, выдал ошибку. Я написал в техподдержку, те ответили спустя неделю, и на этом наше общение завершилось.
Мизрахи Тфахот быстрее всех назначили встречу и были весьма вменяемы. Их условия оказались так себе, но это вполне разумная тактика со стороны банка: побыстрее выкатить предложение и если клиент поленится искать другие варианты или если его поджимает время, то выходит, что Мизрахи Тфахот получает клиента и хорошо на нем зарабатывает. Мы не поленились и пошли дальше торговаться. Впоследствие я посылал нашей девушке-клерку письма в стиле "я получил лучшее предложение, а не хотите ли его перебить?", но все мои попытки торговаться были проигнорированы. Я должен отметить, что это очень даже разумная стратегия для банка. Весьма по еврейски. :) Но не моя чашка кофе.
Женщина из банка Меркантиль вначале поразила продуманностью. Сказала, что зачем это нам встречаться сейчас, давай, говорит, ты встретишься со всеми остальными, а потом мы выкатим тебе предложение лучше остальных. Вот это рассчет, подумал я! И ошибся. Оказалось, что задержка объясняется всего лишь тем что ей нужно было в отпуск. Выяснилось, что в банке Меркантиль у клерков гораздо меньше свободы маневра, и наша пкида всего только собирала документы и отправляла куда-то в центр, а потом озвучивала пришедший через несколько дней ответ. В результате сделать лучшее предложение у них не получилось.
В Апоалиме нет возможности подать заявку и назначить встречу через центральную службу (мокед), только через конкретное отделение (сниф). А в Петах-Тиквинском снифе мне честно сказали, что они так загружены, так загружены, что раньше чем через месяц принять меня не сумеют. Так мы с ними и не пересеклись.
В Бейнлеуми тетенька поленилась с нами встречаться и мы все решили по телефону и мэйлу. Вариант был неплох, но оказался не самым лучшим.
Банк Ирушалайм отличился откровенностью. Рассмотрев наши данные они прямо сказали, что связываться с нами они не хотят. У нас все слишком хорошо, а их банк специализируется на проблемных ипотеках. То есть, бизнес модель заключаетсв в том, чтобы выдать кредит под высокие проценты, побольше выжать с клиента, а потом, если должник задохнется под грузом, еще и получить недвижимость. В общем, такой он банк Ирушалайм. Зато не морочили голову и все изложили с предельной откровенностью.
Банк
Дисконт. Нам попалась просто великолепная пкида по машкантам, она явно очень любит это дело: Все ее документы в строжайшем порядке, она всегда быстро и четко отвечала, шла нам навстречу и, главное, условия там лучше чем у всех остальных банков. Ненамного лучше чему у Бейнлеуми, но в отличие от последних, в Дисконте была живая встреча и хорошее человеческое отношение. В общем, мы взяли ипотеку в банке Дисконт.
Итак, мы определелились с банком. Но это, конечно, не конец истории. Продолжение следует.