Начало
здесь. Тюменская область - самый маразматический в смысле административного устройства субъект РФ, сложноустроенный, как это называется на бюрократическом новоязе. Да уж, регион непростой - вся Росфедерация сосет великие сибирские сиськи: из правой - югорскую нефть (60% общероссийской добычи); из левой - газ (90% добываемого объема). В воскресенье жители Ямала и Югры будут выбирать тюменцам их губернатора. Конечно, от исхода выборов ничего не изменится (тем более, исход заранее известен), но есть повод присмотреться к политическим мутациям, происходящим в Западной Сибири, главной бюджетной соске РФ. Тема сегодняшней лекции - различные принципы построения коррупционных иерархий. На живых примерах, так сказать.
На обсуждение темы объединения Тюменской области (точнее, ликвидацию автономных округов, формально входящих в ее состав) в Тюмени действует негласное табу. Лишь один человек имеет право высказываться на эту тему - «временный» губернатор области Якушев. Но он в этом вопросе всегда колебался вместе с генеральной линией партии и правительства, отделываясь общими словами о том, что все, что ни делается, делается в интересах дорогих избирателей, и сложившееся положение дел всех удовлетворяет.
В свою очередь на УРФО-шных и федеральных экспертных площадках тема слияния трех субъектов обсуждается с мая этого года более чем активно. Самый популяный сценарий таков: после всенародного избрания Владимира Якушева слияние субъектов произойдет без референдума решением трех дум. Но эксперты отмечают, что это возможно лишь в том случае, если протеже Кремля покажет убедительные результаты не только на Юге (там он просто обречен на оглушительный успех), но и в автономиях. Причем под успехом следует понимать не столько большой процент голосов «за» (в условиях фактически безальтернативных выборов «победа» Якушева очевидна), сколько высокую явку. Только таким образом тюменский губернатор будет легитимизирован на «северах», что позволит федеральному центру дать отмашку на процесс слияния.
10 лет назад главным аргументом против объединения «матрешки» была апелляция к общественному мнению: мол, жители округов категорически против, потому что не хотят терять некие льготы, финансируемые из окружных бюджетов. Сегодня вопрос об этом уже не стоит. Во-первых, при бюджетном «выравнивании», имевшим место в последние годы, никаких преимуществ перед южанами у северян не осталось. Более того, многие социальные программы, особенно в области обеспечения жильем, в Тюмени куда более доступны, нежели в округах, где квадратные метры стоят просто баснословно дорого. Что касается выплат, коэффициентов, надбавок и прочих льгот для жителей Крайнего Севера, определяемых федеральным законодательством, так они в любом случае останутся неизменными.
Соответственно, для широких слоев населения в случае гипотетического слияния регионов не изменится абсолютно ничего. Ну, разве что с новым годом их будет поздравлять Якушев. А вот для региональных верхушек вопрос сохранения/ликвидации автономий - вопрос жизни и смерти. Что касается губернаторов, то они не удел не останутся, конечно. Кобылкину прочат министерский пост, Комарова по мнению наблюдателей, как минимум, получит возможность вернуться в Госдуму. Могие представители северных элит будут интегрированы в общеобластную структуру власти, которая, разумеется, заметно распухнет. Но часть окажется за бортом, что означает отлучение от бюджетной кормушки.
В этом контексте интересно будет рассмотреть различия в коррупционных системах Тюмени и ХМАО. В Югре еще при прошлом губернаторе Филиппенко сложилась практика распила бюджетных денег через покупку экономических активов. Схема была примерно такой: часть бюджетных средств выводится в «Фонд поколений» путем финансирования уставного капитала или тому подобные фонды развития или поддержки чего-то там. На эти бюджетные средства покупаются пакеты акций коммерческих предприятий, которые по идее должны приносить прибыль своему владельцу - правительству ХМАО, а полученные дивиденды перечисляться в бюджет округа. На деле же практически все коммерческие проекты Филиппенко-Комаровой оказались глубоко убыточны, и только поддержка их на плаву стоит бюджету многие миллиарды рублей ежегодно.
Классический тому пример - эпопея со страховой компанией «Югория», которая работает стабильно в убыток. 2012 г. она закончила с минусом в два миллиарда, 2013 г. в миллиард рублей (по другим данным - 1,5 миллиарда). При этом расходы на управление компании просто астрономические, достигающие 3 миллиардов рублей в год. Для сравнения: расходы на содержание чиновников правительства ХМАО составляют порядка 6 миллиардов в год, что, конечно, тоже безумно много. При этом правительство округа постоянно наращивает капитал своей страховой компании. Последний взнос «на поддержание штанов» составил 4 миллиарда рублей. И это в условиях, когда дефицит бюджета округа планируется в 20 миллиардов! Да уж, при такой расточительности, дефицит неизбежен
Многие «инвестиционные» проекты югорского правительства вообще заглохли на стадии реализации. Например, только в маленьком городке Нягани находятся такие памятники распильной экономики, как кирпичный завод, стоивший налогоплательщикам порядка 300 миллионов, но не выпустивший ни единого кирпича; завод «Полярный вкварц» который строится уже почти 10 лет, но никогда не будет построен, потому что кварц внутри РФ не нужен, а на мировом рынке он не сможет конкурировать с дешевым китайским сырьем; завод клееного бруса «ЛВЛ Югра» построили и даже запустили, но тут же выяснилось, что высококачественным сырьем его местные леспромхозы обеспечить не могут, а спрос на продукцию отсутствует. Банкротство предприятия было неизбежным с самого начала. Титаническая накачка бюджетными деньгами лесопромышленного сектора тоже, судя по всему, идет только во вред отрасли, руководимой назначенными губернатором «эффективными менеджерами». Если вложения середины 2000-ных годов обернувшиеся крахом, объяснялись кризисом, то провалы посткризисных лет объяснить просто нечем: в 2010-2012 г. снижение производства необработанной древесины снизилось на 10%, изделий из дерева - почти на 4%
Стиль работы тюменских коррупционеров несколько отличается. Еще во времена Собянина основной коррупционной статьей освоения тюменского бюджета стало дорожное строительство, о чем уже говорилось
тут. До сих пор, как единодушно уверены осведомленные люди из околовалстных кругов, Якушев никоим образом не контролирует собянинскую дорожную мафию, которая продолжает работать в интересах и под контролем самого Сергея Семеновича. Поскольку Владимир Якушев пришел в политику из бизнеса с поста главы «Запсибкомбанка», то и методы «монетизации» власти у него были более продвинутые, чем у югорских чиновников, одуревших от нахлынувших на них в 2000-ные нефтяной халявы.
Прежде всего Якушев, еще будучи первым заместителем губернатора, активизировал рейдерскую деятельность подконтрольных ему коммерческих структур. Основные направления деятельности - торговля, махинации с землей и взятие под личный контроль принадлежащих областному правительству предприятий. Сам он, разумеется, не срезал болгаркой двери в офисах захватываемых фирм и не продавливал в судах нужные решения, для этого у него были отлично подготовленные ребята. Например, Эдурад Бакиев. Любопытно будет проследить этапы карьеры этого деятеля, ныне занимающего пост директора ОАО «Тюменская международная ярмарка» (ТМЯ). «Тюменская ярмарка», является фактически государственным предприятием, но не ГУПом, а открытым акционерным обществом, что подразумевает широкую свободу в хозяйственной деятельности. Контроль за которым принадлежит правительству Тюменской области. Членами совета директоров ОАО являются Лариса Теплоухова (администрация города Тюмени), Владислав Чернов, Ольга Чернявская и Леонид Остроумов (правительство Тюменской области).
Успех карьеры Бакиева всецело связан с тем, что он в свое время волею судеб оказался сотрудником крупного регионального коммерческого банка (да, того самого, которым руководил Якушев), где вскоре возглавил юридическую службу. А в банк он попал, как говорят, не случайно, а потому, что ему посчастливилось учиться в вузе вместе с его владельцем. Публичной фигурой Эдуард Бакиев стал в 2002 г. во время громкого скандала, связанного с ЦУМом - крупнейшим на тот момент торговым центром области. Тогда контрольным пакетом торгового предприятия стало распоряжаться ООО «Западно-Сибирская юридическая группа», возглавляемое с 2003 года Бакиевым, который по совместительству стал и генеральным директором ОАО «Тюменский ЦУМ». Глаз на который положил Якушев.
Вскоре успешного тюменского менеджера, что называется, потянуло к земле, и в начале 2004 года он возглавил ЗАО «СП «Пригородное», основным направлением деятельности которого значилось «выращивание картофеля, овощей закрытого грунта, цветов». Однако лица, посвященные в тайны большой тюменской политики и экономики, скептически отнеслись к версии, будто Бакиев решил составить конкуренцию азербайджанцам на цветочном рынке. «Картофельное» ЗАО нужно было лишь для того, чтобы, вероятно, получить возможность приобретать земли сельскохозяйственного назначения. В те годы в Тюменской области развернулось беспрецедентное по масштабам дорожное строительство и земли, по которым в будущем должны были пройти автотрассы, в одночасье стали «золотыми». Этот бизнес в России всегда отличался крайней непрозрачностью, и даже профильные эксперты вынуждены оперировать часто лишь косвенными данными.
Так или иначе, но Эдуард Бакиев в профессиональной среде снискал лавры жесткого и эффективного руководителя, способного выполнить поставленную задачу любой ценой, не вступая в явные противоречия с Уголовным Кодексом. Тем удивительнее было в 2007 году увидеть этого менеджера в кресле директора ОАО «Тюменская ярмарка», которое еще со времен первого тюменского губернатора Леонида Рокецкого снискало славу синекуры, «хлебного» места, куда назначали директорами отставных чиновников или руководителей, «… применения которым не нашлось в делах текущих».
Может быть, Эдуард Манирович вывел это предприятие в лидеры выставочной индустрии, продемонстрировав беспрецедентную финансовую эффективность? Нет, это явно не тот случай. Отчет акционерного общества за 2011 год, мягко говоря, разочаровывает. Согласно ему в 2011 г. организация получила прибыль от продаж в размере 6,6 миллионов рублей, что равняется 8,6% от выручки. То есть выручка «лидера Западно-Сибирского региона в выставочном бизнесе» официально не дотягивает до 77 миллионов рублей.
В сентябре в Тюмени проходит традиционная выставка «Нефть и газ. Топливно-энергетический комплекс». Полезная площадь выставочного центра в отчете акционерного общества оценивается в 2 тыс. кв. м. Однако число участников столь велико (в 2011 году количество экспонентов насчитывало более 200), что специально для нефтегазовой выставки возводится временный дополнительный павильон в 1 500 кв. м. Также задействуется порядка 5 000 кв. м. прилегающей территории для демонстрации крупногабаритной техники и оборудования.
Стоимость регистрационного взноса с одного участника в 2012 г.составила без учета НДС 7,5 тыс. рублей, а стоимость аренды одного квадратного метра (без повышающего коэффициента за престижность местоположения) составит 7 тыс. рублей. То есть, если взять расчетные показатели преыдущего года, ОАО «Тюменская ярмарка» только за счет регистрационного сбора и сдачи закрытых площадей в аренду (без учета стоимости аренды выставочного оборудования и сопутствующих услуг) получило порядка 20 миллионов рублей без учета НДС. Общая же выручка за это мероприятие, по оценкам экспертов, вполне может превышать 30 миллионов рублей. Всего только плановых выставок-ярмарок организация проводит более 20 (выставки по смежным видам деятельности совмещаются по времени).
Помимо них, следуя официальной информации, ТМЯ проводит крупные экономические форумы, тематические презентации, выездные экспозиции, в том числе и международные. Сложно представить, что презентации тюменских предприятий в Лондоне и Берлине фирма проводила в убыток себе, да и отчет ОАО за прошлый год ни о каких крупных убытках не упоминает. Таким образом, специалисты оценивают потенциал предприятия, скорее всего, в полмиллиарда годовой выручки. Даже если допустить, что этот потенциал всего на 50%, объявленная годовая прибыль в 6 миллионов рублей смотрится смехотворно, тем более что после покрытия «убытков по прочим операциям» и уплаты налогов чистая прибыль за прошлый год составляет всего 2,8 миллиона рублей. Средней руки тюменский ресторан часто приносит своему владельцу больший гешефт, чем предприятие, стоимость чистых активов которого составляет 164 миллиона рублей. Рентабельность активов на уровне 1,8% выглядит крайне плохо.
При этом департамент имущественных отношений Тюменской области, который фактически руководит ОАО, столь добр к директору Бакиеву, что последний за 2011 г. получил вознаграждение, почти равное по объему всей официально заявленной чистой прибыли предприятия, а именно порядка 2,55 млн. рублей. По сути официальный доход Бакиева - лишь макушка айсберга. Я в свое время некоторое время работал на «Тюменской международной ярмарке» и могу сказать, что поток черного нала там довольно внушительный. Поборы с участников осуществляются буквально на всем: за более престижное место (чем ближе к входу - тем дороже), за рекламу в каталоге, за пользование дополнительным оборудованием, за присуждение наград, например, за качество товара, и т.д. В итог предприятие способно аккумулировать сотни миллионов рублей, судьба которых после грамотной усушки-утряски остается загадкой. По слухам выручка идет в «общак» областных чиновников и используется как для личных нужд руководителей области, так и для финансирования «спецмероприятий» вроде организации досуга VIP-гостей из вышестоящих органов власти, теневого финансирования выборов одной «правильной» партии и т. д.
То, что ТМЯ руководит близкий губернатору управленец очень крупного калибра, косвенно подтверждает эту версию. Кстати, не сомневаюсь, что рентабельность «Тюменской ярмарки» в 2014 г. не вырастет. Денежки очень потребуются Якушеву для охмурения северных избирателей. (
продолжение)