Написал для
Чиновник.Ру несколько заметок про грядущие выборы. В ЖЖ выкладывать не хотел, думал, тема местечковая, массам не интересно. А потом прикинул - выбирать нашего губернатора (которого, вообще-то, уже выбрали в Кремле) будут целых три региона, составляющие Тюменскую область - самый маразматический в смысле административного устройства субъект РФ. Да и регион не простой - вся Росфедерация сосет великие сибирские сиськи: из правой - югорскую нефть (60% общероссийской добычи); из левой - газ (90% добываемого объема). Важными участниками процесса являются нынешний московский мэр Собянин и его пахан царь всея Руси. Конечно, от исхода выборов ничего не изменится, но есть повод присмотреться к политическим мутациям, происходящим в Западной Сибири, главной бюджетной соске РФ
.
Аршином общим не измеришь
14 сентября 2014 г. жители Югры и Ямала будут выбирать губернатора соседнего региона. Зачем это нужно - никто объяснить не в состоянии. Тем более, интереса этот унылый политический спектакль не вызывает по той причине, что выборы будут носить безальтернативный характер: придешь на выборы - тюменским губернатором станет Владимир Якушев; а если не придешь на выборы - то тогда губернатором станет Владимир Якушев. Между тем история административно-политических взаимоотношений автономных округов и юга области пропитана острым драматизмом и последние 23 года носила характер напряженного противостояния элит, пусть временами и тщательно скрываемого за дружескими рукопожатиями и дежурными улыбками. И выборы тюменского губернатора имеют в этом раскладе очень важное значение. Проведем небольшой экскурс в историю вопроса.
Федеративное устройство России до сих пор попахивает жутким маразмом - в нем сохранилось три так называемых сложноустроенных субъекта федерации. Это когда как бы полноправный субъект является частью другого не менее полноправного субъекта. Ну, спасибо хотя бы за то, что один полноправный субъект не может входить одновременно в два других столь же полноправных субъекта. Логики в этом нет никакой, просто, когда после расстрела Белого дома в 1993 г. спешно лепили Конституцию РФ, не стали вникать в такие «мелкие детали» и сохранили административное устройство, существовавшее в советское время. Разве что Чукотский автономный округ сумел вырваться из объятий Магаданской области (кстати, ранее он входил в состав Камчатской области и Хабаровского края).
Через 10 лет, уже во времена путинского закручивания гаек, в рамках кампании по «раскулачиванию» регионов, шесть из десяти сложноустроенных субъектов РФ были объединены, в том числе самый крупный из них - Красноярский край. Сложноустроенными стались пока только Архангельская область, в состав которой входит Ненецкий АО, и Тюменская область. И вот последний регион действительно - умом не понять и аршином общим не измерить. Если маленькие Ненецкий АО и республика Адыгея находятся внутри больших «материнских» субъектов и зависят от них инфраструктурно и экономически, то в Сибири все совсем запутано: ЯНАО и ХМАО больше по площади и численности населения, чем собственно Тюменская область, и финансовая зависимость совершенно обратная.
Маразм административный порождает маразм политический: губернатора Тюменской области фактически должны выбирать жители северных округов. Они же формируют большинство в Тюменской областной думе, которая не имеет никаких полномочий на территории, где проживает большинство избирателей. Такая ситуация не имеет аналогов во всей истории человечества.
Но если на политический идиотизм еще как-то можно закрыть глаза, в конце концов, любые выборы при нашей демократии носят характер сугубо ритуальный, то в сфере финансов никакие кривотолки недопустимы. Тут вопросы серьезные: например, региональные налоги должны уплачиваться в бюджет какого региона - первого или второго уровня? Если они должны разделяться, то в каких пропорциях? А кто должен исполнять полномочия, делегированные федеральным центром, скажем, в сфере недропользования или регулирования тарифов?
Вальс «Таежный суверенитет» с кремлевскими бубнами
В 90-е годы все конфликты между субъектами тюменской «матрешки» решались в духе бандитских разборок: у кого «крыша» круче - тот и прав. Правда, крыша была у всех одна - Кремль, и высшие российские сановники охотно пользовались ситуацией зависимости от них региональных элит, разделяя и властвуя. В 1996-1997 гг. автономные округа не участвовали в выборах тюменского губернатора, подчеркивая тем самым, что к Тюменской области они никакого отношения не имеют. Однако на выборах в тюменскую облдуму на следующий год округа делегировали в этот «чужой» орган власти своих представителей, которые, имея там большинство, фактически парализовали работу регионального парламента. Они просто саботировали заседания думы, кворум хронически не удавалось собрать. Северяне появлялись в зале заседаний только тогда, когда надо было проголосовать по вопросу, в котором была заинтересованность у северных губернаторов.
Разумеется, сложившаяся ситуация не нравилась главе тюменщины
Леониду Рокецкому, который являлся непримиримым врагом с северного «сепаратизма» и постоянно интриговал в Кремле против своих противников. Поэтому на выборах 2001 г. автономные округа внезапно вспомнили о своих «конституционных правах» и решили посадить в кресло тюменского губернатора «своего»
Собянина, который, как полагали северные губернаторы
Филиппенко и
Неелов, не будет посягать на их суверенитет. Впрочем, кто принял такое решение - дело темное: то ли сами губернаторы сговорились, то ли тогдашний полпред Латышев поставил их перед фактом, что губернатором будет его нынешний заместитель Сергей Собянин, бывший глава югорского парламента. В любом случае окончательно проект «Троянский конь» был одобрен лично Путиным, и только потому анналы истории пополнились еще одним казусом демократии: жители юга Тюменской области проголосовали за «своего» Рокецкого, но более многочисленные избиратели автономий подсунули им «чужого» Собянина, который, проиграв выборы в Тюменской области, тем не менее, стал тюменским губернатором.
Впрочем, «своим» для «северов» он являлся чисто номинально, а «чужим» для тюменцев перестал быть в течение первого года своего правления. Личной заслуги Сергея Семеновича в этом не было никакой. Просто стремительный рост стоимости барреля привел к не менее стремительному распуханию областного бюджета, и в первый же год губернаторства Собянина в регионе началась массированная реконструкция дорог. Кстати, программа дорожного строительства были подготовлены еще при Рокецком, и он же выбил из федерального бюджета значительные средства для ее реализации. Но воспользовался этим и снискал популярность в массах Собянин.
Чемпионат жополизов
Другая причина, по которой южный электорат проникся теплыми чувствами к «варягу», заключается в том, что новые власти жестко переформатировали местные СМИ. Если при Рокецком можно было говорить, что хочешь и сколько хочешь (если есть денежки на рупор), то при Собянине с этим было решительно покончено: медиа принялись восхвалять солнцеликого губернатора с таким рвением, будто участвуют в соревновании жополизов, где первый приз - миллиард долларов.
Собственно, да, причины прогиба тюменской прессы носили сугубо экономические причины. Со всеми СМИ были заключены договора об информационном обслуживании и все публикации о деятельности нового губернатора оплачивались. Никто не запрещал журналистам критиковать власть, но критика, разумеется, не оплачивалась. Более того, с любителями резануть правду-матку договора об информационном обслуживании не заключались. Поэтому таковые сразу исчезли за исключением пары-тройки маргинальных газетенок. С независимыми телеканалами поступили еще проще - их просто выкупили у владельцев и объединили в холдинг, контролируемый областной администрацией. В итоге примерно до 80% новостных сюжетов так или иначе стали посвящаться любимому Сергею Семеновичу.
Тюменский депутат Госдумы Вадим Бондарь хохмы ради сделал депутатский запрос в областную администрацию: дескать, по какой причине финансируемые из бюджета СМИ уделяют несколько избыточное внимание персоне губернатора? Далее он привел следующие наблюдения: «в газете «Тюменская правда» нынешний губернатор упоминается в среднем за январь 2002 года 4 раза в каждом номере, в «Тюменских известиях» - около 8 раз. «Рекордсменами» в данном вопросе являются № 16 «Тюменской правды» от 29 января 2002 г. - 18 раз и № 15 «Тюменских известий» от 26 января 2002 г. - 32 раза».
Думаете, что это и есть настоящий культ личности? Нет, это показатели лишь первых месяцев собянинщины, когда пропагандистский маховик прославления Сергея Семеныча еще только начал набирать обороты. По-настоящему тотальная пропаганда светлого образа ССС развернулась лишь в конце 2003 г. Тогда можно было наблюдать, например, в «Тюменском курьере» по 4 фотографии губернатора в 4-полосном издании. Но эта газета все же знала меру в прогибе, поскольку являлась муниципальной и финансировалась не из областного, а из городского бюджета. Другие же участники хвалебного марафона не стеснялись пихать по 2-3 фотографии любимого хозяина на одну полосу. Ну и, разумеется, если на первой полосе не было снимка губернатора, то это уже воспринималось начальством почти как вызов.
Пропаганда - важнейший политический ресурс. Именно благодаря топорному, навязчивому, но эффективному промыванию мозгов Собянин быстро превратился для южан в «своего». Рейтинг губернатора через полтора года нахождения в должности достиг отметки в 82% (рекорд для РФ), что значительно превышало даже рейтинг Путина в регионе. Именно с этих позиций в 2003 г. Собянин начал мощнейшую атаку на статус северных округов.
Они хотят сосать
Тут надо кое-что пояснить. Роль лично Собянина не стоит преувеличивать. Существует понятие правящего класса. Любой правитель лишь до тех пор имеет шанс находиться наверху, до коих он работает в интересах правящего класса (элиты). Стоит только ему в чем-то ущемить интересы хозяев жизни, у него тут же начинаются проблемы, чаще всего фатальные. Элитарные чиновничье-олигархические группировки Тюменской области в значительной степени были сформированы самим Собяниным. Количество в областном руководстве выходцев с «северов», прежде всего, из Югры, было таким непропорционально большим, что остряки прозвали правительство области «оккупационной администрацией». Но, не смотря на то, что 70-80% высших областных чиновников были делегированы в тюменскую власть автономиями, они уже были южанами, имеющими собственные интересы, и яростно бьющимися за свои интересы. Интересы «родной» Югры или «родного» Ямала становятся для них чуждыми с той минуты, когда они сходят по трапу самолета в тюменском аэропорте «Рощино».
Какой интерес у новой элиты? Он один - иметь в распоряжении как можно больше денег. Главная статья обогащения тюменской элиты - распил бюджета, и иного в условиях ресурсной бедности региона быть не может. А много ли напилишь с казны в 10,6 млрд. руб. - именно таков был бюджет области в 2000 г.? Нет, северные чиновники привыкли, что в Югре муниципалитеты побогаче! Никакого источника пополнения бюджета новые власти не видели. Потому они были единодушны в своем стремлении немедленно подмять под себя северные «нефтяные эмираты» и переориентировать финансовые потоки в «правильном направлении». Правильный маршрут - это тот, в конечной точке которого находится их личный карман. Все остальные - неправильные.
Ирония судьбы: лица из «оккупационной администрации», поставленные победителем (округа) на юг, чтобы исключить посягательства на свой суверенитет, чуть было не покончили с суверенитетом автономий в 2004 г. (продолжение следует).