Война до конца. Чьего?

Jan 05, 2024 23:29



Выскажусь крайне цинично: все имеет свою цену. Даже такое отвлеченное понятие, как политическая независимость. Например, имам Шамиль, возглавлявший сопротивление царизму северокавказских племен почти 20 лет, сдался потому, что считал войну бесперспективной. Слишком большую цену пришлось бы заплатить горцам за свою свободу - неизбежной гибелью их народов. А зачем независимость мертвым? Одно дело - с честью умереть в бою, заплатив своей жизнью за свободу своих потомков; совсем другое - умереть самому и обречь на смерть своих родных. То есть заплатить придется максимально большую цену, и это будет цена поражения, а не победы.

Имам Шамиль, сдавшись, поступил политически рационально - обменял свою жизнь и свой личный позор на возможность сохранить жизнь своим соплеменникам. Он не сомневался, что его убьют, и тем удивительнее для него стало то, что враги не только сохранили ему жизнь, но осыпали его всяческими почестями. Иногда, как курьез, историки приводят тот факт, что пенсия Шамиля (15 тыс. руб. в год) была выше, чем пенсия его давнего противника, покорителя Кавказа, генерала Ермолова, с которым имам, кстати, встречался на московской квартире и два часа пил чай. О чем они беседовали, осталось неизвестным.

Такое отношение превратило Шамиля из врага в восторженного слугу русского царя, к которому он через несколько лет после пленения обращался с верноподданнейшим посланием: «Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельстванного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству».

Удивительно, что и на Кавказе Шамиль не был проклят, как клятвопреступник (клялся аллаху, что будет воевать до конца) и коллаборационист, а воспет, как великий герой и быстро превратился в фигуру мифологическую. Между тем это имеет вполне рациональное объяснение: горцы настолько устали от войны, длившейся почти полвека, смертей, разрухи, нищеты, голода, что наступление мира стало для них счастьем. Даже несмотря на то, что мир наступил в результате их поражения.

Посмотрел вчера краем глаза ролик на ютубе, где какой-то румяный либераст-«историк» предавал анафеме русский империализм, который, дескать, нес покоренным народам только кровь, унижения и грабеж. И ладно б, он вещал о неких абстрактных народах, но он имел в виду конкретно Кавказ. Я не фанат русского империализма, но не люблю, когда дебилы нагло пи..дят. Конкретно на Кавказе до русского завоевания кровь лилась широкой рекой, а грабеж был нормой жизни. Сам термин «набеговая экономика» применительно к Кавказу имел вполне конкретное наполнение: «свободолюбивые», но нищие горцы периодически спускались в богатые долины, вырезали мужчин, забирали в рабство женщин (чаще всего, на продажу), грабили все, что можно унести. А что нельзя - сжигали. И так продолжалось ВЕКАМИ! Избежать разорения можно было только одним способом - платить бандитам ежегодную дань. Тогда они грабили, убивали и захватывали рабов, но в другом месте. Особенно страдали от набегов закавказские государства.

Кстати, если вы думаете, что самыми страшными абреками были чеченцы, то нет, им было далеко до аварцев, терроризировавших Закавказье. На черноморском побережье безудержно разбойничали черкесы (собирательное название адыгов, кабардин, абыхов, шапсугов) - этому способствовала близость невольничьих рынков в Турции и возможность поставлять туда живой товар. Чеченцам не повезло, они жили где-то на отшибе, потому им приходилось грабить грабителей.

И вот на этом фоне появляются проклятые русские империалисты и покушаются на святое - запрещают горским пастухам терроризировать земледельцев. Начинают строить крепости на входах в долины да ставить в них гарнизоны для недопущения грабежа, убийств и работорговли. Да это ж неслыханное, блять, злодеяние: сам аллах даровал своим верным сынам право резать и кормиться за счет гяуров, которые суть мясной скот, а эти поганые русские перечат воле всевышнего! Ну и пошел замес…

И ладно бы русские империалисты требовали от горцев перекреститься в православных, облагали их ясаком или вообще хоть как-то посягали на их самобытность. Но что с этой голытьбы можно было взять? Отгонное скотоводство само по себе занятие малопродуктивное, а в условиях гор любые попытки налогообложения пастухов не имели смысла просто потому, что взымаемая дань даже не покроет издержки на содержание фискальной администрации. Горцы были настолько неинтересны русским империалистам, что они с удовольствием забыли бы об их существовании, кабы те мирно пасли овечек на склонах своих недоступных гор. Но речь-то шла об источнике их существования - ГРАБЕЖЕ. Разумеется, завернуто это все было в красивые идеи газавата и бла-бла-бла о свободе. Но суть-то была именно в этом: «свободные горцы» бились за свою свободу убивать, грабить и торговать людьми.

Ну, раз так, то русские империалисты применили весь свой богатый арсенал по борьбе с подобным свободолюбием - от карательных экспедиций и депортаций до тотальных этнических чисток и создания выжженой земли. И зачистили бы восточные склоны Северного Кавказа так же, как и западные (это где сейчас «исконно русские» Краснодарский и Ставропольский края), но до Шамиля все-таки дошло, что война не имеет смысла, потому что победить в ней, то есть отстоять право невозбранно творить резню и грабеж, невозможно, а цена поражения - полное уничтожение «свободолюбивых» горцев или изгнание.

Изгнание переселению на равнины предпочла часть черкесов. Точнее, так: воинственным горцам было предложено на выбор два варианта переселения: в кубанские долины или в турецкую Анатолию во владения единоверного султана. Последнее оказалось отнюдь не лучшим выбором. Во-первых, от грабительского промысла все равно пришлось отказаться, и, как сообщал британский консул в Трапезунде, из высадившихся в Анатолии в 1863-1864 гг. 220 тысяч черкесов 10 тысяч были тут же проданы в качестве рабов. Это не считая того, что турки, видимо, разворовали бюджеты, выделенные на вывоз черкесов, и потому набивали переселенцев в корабельные трюмы плотнее, чем негров, поэтому до земли обетованной иногда доплывала всего половина эмигрантов. Хотя плыть-то там всего-ничего. Единоверные братья - они такие, от них всегда жди подлянки.

В общем, главный итог завоевания русскими империалистами Кавказа - мир. Прекратилась бесконечная межплеменная резня, набеги, работорговля, выставление на шестах отрезанных голов врагов и прочие прелести дикой горской архаики. И мирная жизнь сказалась благотворно в первую очередь на самих горцах. Они, по крайней мере, физически сохранились именно в российской тюрьме народов, а в советской тюрьме народов даже получили политическую автономию. Ну и, разумеется, проклятые русские империалисты их худо-бедно приобщили к благам цивилизации. То есть поражение в войне оказалось для горцев куда лучше, чем победа.



Примеры набеговой экономики дает нам, помимо кавказских племен, еще и Запорожская Сечь. Главным занятием казаков был грабеж. В основном они грабили турецкие города на Черном море, крымских татар, но в принципе им было глубоко безразлично, кого гопстопить. Православные братья, если были богаты, тоже подвергались нещадному разорению. Сами можете погуглить историю о том, как Богдан Хмельницкий решил «освободить» от ляшской неволи Львов, бывший в то время центром православия в Галиции. Однажды лихие казаки вместе с поляками даже Вологду разграбили. А Вологда - она вона где (с).

Запорожское казачество могло существовать только в вечно враждующем треугольнике Московия-Польша-Турция. Всегда находился суверен, который готов был оплатить создание проблем своим оппонентам или нанять чубатое воинство себе на службу (прежде всего, чтоб это не сделал противник, поскольку боевая ценность разбойников была ну, так себе). И всегда можно было кого-нибудь пограбить. Как кавказские горцы долгое время были инструментом британской и турецкой политики, так и запорожцы обслуживали интересы внешних субъектов, с той лишь разницей, что готовы были услужить кому угодно - хоть туркам, хоть русским, хоть полякам, и даже шведам. Но как только лавировать между центрами силы стало невозможно по причине усиления Российской империи - так Сечь и сдулась. Официально она была упразднена в 1775 г. манифестом императрицы Екатрина II.

Украинские «историки» теперь на говно исходят, вопя о том, что проклятые москали растоптали оазис вольности, самостийности и чуть ли не республиканской демократии. Но им, убогим, простительно. На самом деле причины ликвидации казачьей вольницы было две, одна политическая, другая - экономическая. Политическая заключалась в патологической склонности казаков к изменам. Тут спорить сложно - запорожцы признанные чемпионы мира по предательству, они умудрились кинуть, и не по разу вообще всех своих сюзеренов, да и собственных гетманов предавали с непринужденной легкостью. Это обстоятельство имело бы решающее значение во время войны, однако как раз в 1774 г. завершилась шестилетняя война с Турцией, в течении которой запорожцы не давали повода для обвинений в неверности. Поэтому стоит обратить внимание на экономические причины царской немилости, а именно то, что запорожцы и в мирное время продолжили заниматься грабежом.

Желая сохранить свою вольницу, запорожская старшина обратились за заступничеством к своему корешу Грицько Нечесе, как они прозвали могущественного князя Потемкина, фаворита императрицы, с которым они немало пьянствовали. Щедро одарив его (всучив взятку) и устроив пир в его честь, казаки просили своего покровителя сохранить Сечь. Но даже их давний лоббист Потемкин, генерал-губернатор обширного Новороссийского края, решительно отверг предложение со словами: «Не можно вам оставаться; вы крепко расшалились». Уж кто-кто, а он о нравах своих друзей очень хорошо знал.

Часть запорожцев приняла турецкое подданство и переселилась на Дунай (там они, кстати, отжали земли у казаков-некрасовцев, потомков мятежников Булавина, восставши против царя в 1708 г.), а часть прошла процесс огосударствления и стала основой Кубанского казачьего войска (в его состав было включено так же сформированное из запорожцев Черноморское войско), которое и геноцидило черкесов. Собственно, на отвоеванных у них землях оно и расположилось. Заодно и кубанских некрасовцев бывшие запорожцы тоже изрядно проредили. В общем, это редкий случай, когда столкнулись между собой две социально-этнические группы, практиковавшие набеговое хозяйство. Это придало взаимной резне, мягко скажем, некоторое ожесточение.

Поскольку, как читатель уже, наверное, мог догадаться, я немного разбираюсь в вопросах истории, он поймет, почему меня изрядно повеселила инициатива украинских законодателей признания геноцида черкесского народа Российской империей. Ведь малороссийские губернии в то время были частью империи, а главными резателями черкесов и бенефициарами этнических чисток являлись запорожские казаки, главные носители украинской идентичности в современной исторической мифологии Украины. Сами черкесы, участники Третьей международной черкесской конференции в Стамбуле в 2022 г., украинскую инициативу и не поддержали (половина была за, другая половина - категорически против).

В Верховной Раде Украины 20 июня 2022 г. создано Межфракционное депутатское объединение «За свободный Кавказ». В него входят десять депутатов как от правящей партии, так и от оппозиции. Главой Объединения стал нардеп Александр Гончаренко. Он записал на английском языке обращение к участникам стамбульской конференции, которое и вызвало внутренний раздрай. В итоге его решили не обнародовать. Но Гончаренко не привык отступать, и в мае 2023 г. проект постановления с осуждением черкесского геноцида был внесен на рассмотрение Рады. Минобрнауки уже дало свое положительное заключение по проекту, который, почему-то до сих пор не опубликован.

Не, ну только оцените этот цирк с конями - депутаты создают объединение, провозглашающее целью освобождение Кавказа (а почему не Калифорнии и Квебека?) и устраивают какие-то безумные пляски с бубнами - дают моральную оценку довольно заурядным событиям аж XVIII века, осуждая канувшую в лету империю. И все это во время войны. У вас что, идиоты, более актуальных проблем нет?

Я вовсе не пытаюсь прославлять русский империализм, тем более давать ему моральную оценку - это пипец, как тупо. Империализм, что русский, что британский, что испанский - глобальный драйвер социального развития со всеми его достижениями и издержками в течении более четырех веков. Но история, если мы приправляем ее моралью и трактовками в духе текущей политической конъюнктуры, тут же из социальной науки превращается в пошленькую пропаганду. Однако украинцам (не клоунам из ВР, а вменяемым людям) стоит задуматься над поставленными мной вопросами - готовы ли они воевать десятилетиями с путлеровским рейхом? Если готовы, то какую цену они согласны за это заплатить? И ради чего, собственно, воевать? Какие ценностные ориентиры при этом взять за основу? Какие политические цели являются программой-минимум, и что есть программа-максимум? Насколько они достижимы?

Это те самые вопросы, которые терзали в августовские дни 1859 г. имама Шамиля, окруженного русскими империалистами в ауле Гуниб. Сейчас, конечно, расклад совершенно иной, иными будут и ответы на поставленные вопросы. Но проблема в том, что украинцы в массе своей боятся задумываться об этом. Ну, раз они боятся, то я их не только задам, но и постараюсь ответить. Конечно, перед русскими должны стоять те же самые вопросы, и они встанут. Но позже. Пока что их война коснулась только самым краешком. (Продолжение следует). pn8cfQjj2uxbzrXDzdQBdq

Запорожская Сечь, война, Шамиль, Кавказ, империализм. Украина

Previous post Next post
Up