Мегаломания - психическое заболевание, характеризующееся бредовым типом самосознания и поведения личности, выражающийся в крайней степени переоценки своей важности, известности, популярности, богатства, власти, гениальности, политического влияния, вплоть до всемогущества.
Если мы говорим о массовой психологии, то большие социальные группы так же подвержены коллективным девиациям. Польский лингвист Ян Быстронь описал такой феномен, как национальная мегаломания - это массовый психоз, проявляющийся в убежденности, что твой народ - древнейший на земле, культурнейший, мессианский, родоначальник цивилизации и всех прочих народов, носитель духовности и традиций. Оборотной стороной мании национального величия становится комплекс национальной неполноценности, маниакальное стремление к восстановлению «исторической справедливости» - мол, наши великие достижения украли, присвоили себе другие народы, более тупые, но наглые и коварные - они переписали историю, навязали всему миру ложные ценности, отобрали у нас наши земли и сейчас нас унижают, потому что завидуют и боятся нашего нового расцвета и доминирования.
Мегаломания обычно свойственна нациям, находящимся в стадии формирования либо, наоборот, упадка. В первом случае она становится заметным фактором национального самосознания, во-втором - своего рода триггером инстинкта самосохранения - мол, мы не можем исчезнуть, рассыпаться, ибо без нас цивилизация неполноценна.
В этом смысле любопытно сравнить национальную мегаломанию украинскую и великорусскую. Первая носит подростково-инфантильный характер и базируется на ярких и совершенно оторванных от реальности фантазиях о своем древнем и великом прошлом и генетическом превосходстве (над кацапами, разумеется). Национальная озабоченность украинцев часто выражается в том, что они во всех выдающихся деятелях науки, искусства, спорта пытаются найти украинские корни. У них Репин - украинец только потому, что родился на территории нынешней Харьковской области, а Ломоносов стал великим ученым, потому что его уму-разуму в Киево-Могилянской академии научили (вообще-то краткость пребывания Михайло Васильевича в стенах академии объясняется как раз тем, что он не нашел в ее библиотеке никаких книг по математике или физики, а косноязычные писания святых старцев его интересовали мало). А уж вся советская космонавтика - заслуга именно украинцев, ведь и Циолковский, и Королев и Глушко - это, якобы, природные украинцы.
Российская мегаломания носит все черты старческого маразма - что-то такое предсмертное, сумеречно-бессвязное и безысходное. Следующие слова мысленно произнесите голосом Вечернего Мудозвона: Мы-ы-ы - спасли весь мир от нацизма. Забыли су-у-у-ки? А мы напо-о-о-мним! Не хотите нас уважать - заставим. Кто первый приползет на коленях, обливаясь слезами раскаяния - получит газ со скидкой. Остальные будут зимой топить кизяком и мыться раз в полгода. Можем повтори-и-и-ить! Весь мир в труху-у-у! Вы еще ответите за свою оголтелую русофобию, гомосеки драные! Любите ебатцца в жопу? Ну, хорошо, отведаете русской швабры. Мы не боимся умереть, у нас духовность зашкаливает. Зачем нам мир, если в нем не будет Великой России? Мы - в рай, а вы просто сдохните. Гойда!
Но сегодня не будет любимого многими хохло-кацапо-срача, потому что тема этого поста - среднеазиатская мегалломания. Многие читают меня в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и просят высказаться на тему величия степной цивилизации, откуда будто бы пошел быть современный человек, приручивший лошадь и собаку, изобретший колесо и научившийся добывать огонь. Другие настойчиво требуют, чтобы я, как заслуженный русофоб, объяснил шовинистам-москалям, что Степная цивилизация - колыбель современного мира и когда обитатели мокшанских болот еще жили в землянках, ожидая спасительной оккупации варягов, в великих городах Средней Азии уже строили библиотеки, университеты и обсерватории. Поэтому, дескать, применять словосочетание «дикая азиатчина» по отношению к путинскому режиму - это неправильно, расизм и вообще фу.
А если вы вдруг почитаете
школьные учебники истории Казахстана, так у вас вообще шаблон порвет. Вот, казалось бы, Казахстан - страна, которой 31 год, это очень молодое национальное государство. Какая может быть у него древняя и великая история?
Сознайтесь честно, кто из вас слышал о существовании такого мегаполиса, как Отрар? А про отрарскую библиотеку, уступавшую по величине книжного фонда лишь легендарной александрийской, знаете? Может быть, хотя бы отдаленные слухи о героической семимесячной осаде монголами этого центра древней цивилизации до вас долетали? Ну, тогда Гугл вам в помощь. Только не смейтесь очень громко, когда прочтете о том, что Отрар имел население в 200 тысяч человек, а потом увидите фото раскопок города из космоса.
Ну, 500 человек в нем, конечно, поместятся. Может, даже 800. Считается, что когда-то здесь был цветущий оазис, но потом река Сырдарья изменила русло, гидрологический режим нарушился и оазис засох в XVII веке, из-за чего город пришел в запустение и окончательно обезлюдел в начале XIX столетия. Версия крайне сомнительная, поскольку город стоит на реке Арыс. Да, сегодня местность вокруг выглядит пустынной, но это потому, что вода из Арыса отводится в 37 оросительных каналов и до Сырдарьи практически не доходит. Гибель Отрара, наверное, следует связывать с упадком караванной торговли, которую он обслуживал, но это не суть важно. Мы же ищем древнее величие - и вот оно, прямо перед глазами восхищенного туриста.
А тут башни еще только начали строить
Увы, но это - чистой воды имитация. Если мы посмотрим на снимок города из космоса, то никаких башен мы там не увидим. Их еще не возвели к тмоу времени. И это даже не реконструкция, потому что исторический Отрар построен из необожженной глины. Археологи иногда деликатно именуют высушенные на солнце брикеты грязи «кирпичом естественного обжига». Поэтому реально раскопанные развалины выглядят вот так - как оплывший бруствер. Разумеется, никаких башен, ворот и жилищ из кирпича тут не было. Кирпич-то надо обжечь, а с топливом был напряг. Расти тут леса, дома бы строили из дерева, но дерево - материал в здешних местах исключительно дорогой, и использовался разве что в качестве опор для навесов (вероятно, камышовых), которые хоть немножко защищали стены от осадков и позволяли им простоять некоторое время. Они, конечно, все равно оплывали, превращаясь в жидкую грязь, но аборигены не унывали, формовали эту грязь, сушили на солнце и чинили стремительно разрушающиеся стены своих жилищ.
Экономически целесообразным можно признать строительство из кирпича разве что бани: вход туда платный, а караванщики любят помыться после долгого утомительного перехода, потому платежеспособный спрос явно имел место. Но баня до наших дней не сохранилась и потому ее тоже выкладывают в Отраре из привозного материала под лубочную старину. Если мыльня и была, то дорогой привозной кирпич, из которого она возведена, давно растащили.
Что известно о городской экономике? Только то, что здесь изготавливали керамику вплоть до конца XVIII столетия - культурный слой буквально хрустит под ногами. Керамика - вещь, конечно, очень нужная и важная, но ничего более существенного тут не раскопали. Итак, что мы имеем - небольшое городище на караванном пути, в котором в глинобитных хижинах жили гончары. Вокруг много подобных археологических памятников, но они еще мельче. Какие основания утверждать, что в городе жила хотя бы тысяча человек? Про 200-тысячный мегаполис - это такая шутка, над которой мы посмеялись и уже забыли. Какая к черту библиотека, какие крепостные стены, якобы более полугода сдерживавшие монголов? Земляной вал со рвом - максимум возможного. Стены просто не из чего строить, да и незачем. В общем, величие даже под лупой не просматривается. Но…
Click to view
Но возникшему в 1991 г. государству Казахстан нужна великая древняя история и ее строят в Отраре из супердорогого привозного кирпича ручной работы уже не первый год. Археологи в ужасе от того, что творят «реставраторы», они
требуют не уродовать археологический памятник гламурными новоделами и тротуарами из брусчатки. Власти упорно продолжают возводить макеты. Скоро достроят, снимут там на бюджетные деньги пару художественно-фантастических блокбастеров про Древний Казахстан, и будут гордо показывать эти пошленькие бетонные декорации туристам и школьникам.
Вокруг Отрара уже стоит несколько «древних» мавзолеев. Ну, как древних - построены-то они в ХХ веке, но будто бы на месте тех самых мавзолеев, которые точно в этом месте стояли тысячу лет. Доказательства? Так экскурсовод же врать не будет - вот именно возле этого камня умер великий Тамерлан, а вон там вот - похоронен легендарный Арыстан, ученик пророка Мухаммеда, которому аллах даровал 500 лет жизни, чтоб тот передал тюркам мудрость единственно истинного учения. И вся «древняя» история Казахстана - она вот такая. И еще большой вопрос - какое отношение оседлые гончары имели к кочевникам-казахам? Расчерти большевики административные границы союзных республик по-другому - Отрар и Алтынтобе сейчас бы служил доказательством древнего величия киргизов или узбеков.
Алтынтобе - еще один "мегаполис" рядом с Отраром, но гораздо скромнее в размерах
Но давайте не будем обсуждать частности, а разберемся с моделью зарождения человеческой цивилизации, и уже в рамках этой модели рассмотрим генезис государств Средней Азии. Почему я говорю о модели? Потому что история темных веков (безписьменная) - это реконструкция на основе археологических артефактов. Наличие рабочей модели (если она верна, конечно) позволяет реконструировать социальный генезис общества в условиях отсутствия письменных источников, исходя из экономического базиса общества, сведения о котором дают раскопки.
Кстати, знаете, какой самый важный в данном случае источник информации о прошлом? Выгребные ямы! Главный вопрос заключается в том, что кушали наши далекие предки. Если в отхожем месте находят остатки костей рыбы и кости животных - значит мы имеем дело с древними охотниками. Все меняется, как только люди стали потреблять в пищу злаки. Только тогда и начинается история, возникает цивилизация, которая сначала медленно, а потом все ускоряясь, начинает усложняться.
Кто хорошо учился в школе, наверное, помнит термин «неолитическая революция». Как известно, человечество прошло в своем генезисе три стадии:
- первобытную, где человек существовал в «природном», диком состоянии и вел присваивающее хозяйство, занимаясь охотой и собирательством;
- аграрную, когда он перешел к земледелию, то есть производительной экономике;
- индустриальную (текущую), в которой основой хозяйства стало промышленное производство.
Неолитическая революция - это процесс перехода от присваивающей экономики к производительной. Тогда в человеческом обществе начинают накапливаться ИЗМЕНЕНИЯ, начинается процесс развития. В первобытном обществе никаких технологических или социальных изменений не происходит. До сих пор дикие племена где-нибудь в джунглях Амазонии живут первобытным укладом ровно так же, как их предки десятки тысяч лет назад. Максимальное достижение их материальной культуры - каменные наконечники копий да шалаши из пальмовых ветвей. (Продолжение следует)