о смирении и судьбе

Jun 21, 2017 10:23

"Воин берет свою судьбу, какой бы она ни была, и принимает ее в абсолютном смирении. Он в смирении принимает себя таким, каков он есть, но не как повод для сожаления, а как живой вызов".
(Кастанеда, "Сказки о силе")

Это сложная тема, чтобы о ней писать, и одновременно очень важная.

Для многих из нас (и для меня в том числе) характерен следующий шаблон: в течение какого-то времени я действую довольно неплохо, также и обстоятельства складываются благоприятно, я немного успокаиваюсь, расслабляюсь, а потом бац - и оказываюсь в какой-нибудь ситуации, где веду себя довольно глупо, совершаю дурацкие оплошности и даже гадости, ведусь на какие-то фразы и эмоции, злюсь. Тут вся благостная картинка мира разом опрокидывается, небо заволакивают тучи, я чувствую себя одиноким, впадаю в сильные негативные эмоции или наоборот в апатию, начинаю считать себя полным ничтожеством, обвинять в том, что ничего не добился, сожалеть о потраченных усилиях. Затем возникает чувство вины за то, что испытываю эти негативные эмоции и не могу их прекратить и т.д.

В такой ситуации важно вспомнить какую-нибудь мудрую мысль, одна из которых приведена в начале текста. Мудрость, как острый клинок, обладает способностью рассеивать иллюзии, стоит лишь сосредоточить на ней толику своего внимания. Сам факт того, что ты сможешь вспомнить о какой-нибудь мудрости в любой из таких ситуаций, есть уже первый шаг к выходу из этой ситуацией. Эта та самая рука барона Мюнхгаузена, которая вытаскивает его за волосы из болота. (Парадоксально, что ум, который ввергает нас в болото этих ситуаций, нас же оттуда и вытаскивает. Конечно, мастер дзен по определению не попадает в такие ситуации, но если б мы были мастерами дзен, то и темы наших речей были бы другими.)

"Не важно, сколько раз ты упал. Важно, сколько раз ты поднялся!"

Важно помнить и понимать, что целью всех практик является развитие осознанности. Осознанность накапливается при каждом акте её применения, даже малейшем. То, что мы вверглись в какую-то ситуацию с негативными мыслями и/или глупыми поступками говорит о том, что мы на время впали в неосознанность. А когда осознали свою оплошность и, возможно, опечалились и ужаснулись ей, это уже стало фактом возвращения осознанности, то есть плюсом. Ментально-эмоциональный процесс с обвинениями и сожалениями, который при этом запускается, совершенно не нужен, это попытки ума оправдать себя, взять все под контроль, переиграть прошлое, то есть ненужный шум и глупости. Осознание этого тоже является осознанностью.

Размышления о своей судьбе могут занимать большую часть нашего умственного процесса. Есть обстоятельства непреодолимой силы (время, место и условия рождения, семейные и социальные условия, отношение ближайших родственников, физические ограничения тела), которые невозможно изменить. Однако, нельзя изменить и события личной истории и совершенные нами поступки. Размышления над ними в контексте неприятия и сожаления являются только пустой тратой времени и сил, которые можно использовать для реальных изменений сейчас.

Подход воинов-толтеков, описанный Кастанедой, является чрезвычайно прагматичным и эффективным. Смирение в данном случае - это прямой путь прямо к цели, насквозь, минуя всякую ментальную чушь. Это указание на то самое состояние, через которое в любом случае проходит каждый ищущий. Если не бороться с ним, а принять и пытаться действовать соответствующим образом, это сэкономит уйму времени в этой жизни (а, возможно, и несколько будущих жизней).

Стремление к осознанности ведет к реализации своей судьбы. Путей к ней множество, один из них описан в книгах Кастанеды под названием "путь воина".

"Наверное, было бы идеально, если бы люди обдумывали все, что собираются сделать. Но на практике, однако, такое невозможно, и невозможно избежать сомнений и сожалений.
- Еще как возможно! - убежденно возразил дон Хуан. - Взгляни на меня. У меня не бывает ни сомнений, ни сожалений. Все, что я делаю, я делаю по собственному решению, и принимаю на себя всю полноту ответственности за это. Самое простое действие, например прогулка с тобой по пустыне, может означать для меня смерть. Смерть неуклонно идет по моему следу. Поэтому места для сомнений и сожалений я оставить не могу. И если во время нашей с тобой прогулки мне предстоит умереть в пустыне, то я должен там умереть. Ты же, в отличие от меня, ведешь себя так, словно ты бессмертен, а бессмертный человек может позволить себе отменять свои решения, сожалеть о том, что он их принял, и сомневаться в них. В мире, где за каждым охотится смерть, нет времени на сожаления или сомнения. Время есть лишь на то, чтобы принимать решения."
(Кастанеда, "Путешествие в Икстлан")

Несмотря на серьезность темы, вспомнился отрывок из замечательного фильма "Тот самый Мюнхгаузен" по сценарию Григория Горина:
"- С 8 до 10 - подвиг.
- Как это понимать?
- Это значит, что от 8 до 10 утра у него запланирован подвиг. Ну, что вы скажете, господин бургомистр, о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?
- Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть."

Вот так. Стремясь быть осознанным, балансируя между ощущением своей немощности и могущества, не впадая в крайности, доверяя себе, проживать свою жизнь день за днем и делать то, что в твоих силах.

Кастанеда, смирение, путь воина

Previous post Next post
Up