L’interno lo Stivale

Apr 04, 2015 21:36

Продолжаю путеводитель по Милану.

Меч и Кисть



«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо!» - восклицал в порыве революционного энтузиазма Владимир Маяковский. По счастью, многотысячные перья соцреализма так и не сумели должным образом изостриться. Однако была в истории человечества эпоха, когда данная гипербола ещё как работала. С единственной поправкой - вместо пера речь должна была идти о кисти живописца, либо о резце скульптора. Я, конечно же, имею в виду Возрождение. Ибо его движущими силами являлись, в первую очередь, художники и воители. Именно они проламывали стены - а в образовавшиеся проломы устремлялись взоры гуманистов, поэтов и мыслителей. Не говоря о вездесущих денежных потоках, значение которых никто не отменял.
Применительно к Ренессансу формула должна была звучать следующим образом: «Я хочу, чтобы кисть приравняли к мечу». Меч и Кисть создали ренессансную Италию, определили её неповторимый облик в последующей истории. Это была эпоха, когда простой смертный - вне зависимости от происхождения - обладая талантом, мог возвыситься до общения с Папами и королями. Либо же - обладая отвагой, воинской выучкой и удачей - сам стать во главе государства. Речь, конечно же, о знаменитых кондотьерах, многие из которых захватывали власть в городах, создавая собственные синьории, а некоторые - при благоприятном стечении обстоятельств - добивались титулов и основывали целые династии.
Итак, мы продолжаем путешествие по весёлому городу Милану. Точка притяжения, мимо которой не может пройти ни один турист - расположенная в западной части города доминиканская церковь Santa Maria delle Grazie. Именно здесь в трапезной расположено одно из самых знаменитых произведений искусства за всю историю человечества - «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Увы, насладиться шедевром непросто - билеты необходимо заказывать загодя, а время, отведённое посетителям, составляет всего 15 минут.
В 1980 году монастырский комплекс, включающий здание церкви, был объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО - первым в Италии. И это глубоко символично. Именно в «Тайной вечере» Леонардо нашёл новый подход к понятию перспективы - попросту говоря, подарил последующим поколениям художников воздух, которым они дышат по сей день. Однако стоит остановиться и на обрамляющем шедевр каменном футляре - право, он того заслуживает. Санта Мария деле Грацие - дитя переходного периода от готики к Ренессансу. Её начинал строить Гвинифорте Солари - отец будущего создателя Грановитой палаты и башен Кремля Пьетро Антонио. Строительство, начавшееся в 1463 году, было завершено спустя четверть века. А в 1490-м герцог Лодовико Моро избрал церковь в качестве фамильной усыпальницы и поручил её перестройку великому Браманте. Браманте вложил сюда целый букет принципиально новых архитектурных решений: от трёх абсид, выступающих из кубического основания, до выверенного чередования ниш, круглых окон и мраморных декораций, которые - контрастируя с кирпичом - придают зданию ощущение сокрытой грандиозной энергии.
Тут нам потребуется историческое отступление. В предыдущем очерке мы довели повествование об истории Милана до 1402 года, когда герцог Джан Галеаццо Висконти на пике могущества скоропостижно скончался от поразившей Италию чумы. Увы, после его смерти подтвердилось старинное правило - на детях этого политического гения природа отдохнула по полной программе. Сыновья покойного оказались не столь мудрыми правителями. Старший, Джованни Мария, был редкостным выродком, проводившим большую часть времени на охоте или на псарне. По свидетельству современников, герцог обожал наблюдать, как собаки его излюбленной породы - мастино - разрывают людей на части. Герцога зарезали заговорщики, но пришедший ему на смену младший брат, Филиппо Мария, также отличался параноидальной жестокостью. Окружающие приписывали это его чрезвычайному уродству - последствию родовой травмы. Впридачу, герцог был до крайности суеверен - и шага не мог ступить, не проконсультировавшись с астрологом.
Последнему из Висконти удалось восстановить пошатнувшееся могущество Ломбардии, однако цена за это была велика. Стремясь к централизации власти, герцог создал непомерную бюрократическую машину, что привело к многократному увеличению налогов. В Милане обложили налогом даже балконы и колонны на зданиях. Кроме того, практически все успешные войны велись руками кондотьеров - попросту, наёмников. Которым тоже надо было платить.
Здесь мы приблизились к чрезвычайно любопытному моменту истории Ренессанса. Кондотьеры (от слова condotta - договор о найме на военную службу) были не просто руководителями наёмных отрядов на службе и того или иного правительства - они являлись важнейшим политическим фактором в жизни полуострова. Практически все серьёзные войны XIV-XV веков велись не силами народного ополчения или регулярной армии, а именно руками кондотьеров. Услуги кондотьеров можно было купить - но их можно было и перекупить за большую цену. В итоге война, с одной стороны, превращалась в состязание кошельков, с другой - в истинное несчастье для простого люда. Дело в том, что первые отряды кондотьеров состояли исключительно из чужестранцев. После того, как в 1360 году французы, наконец, помирились в Бретиньи с англичанами, целые орды ничему, кроме войны не обученных солдат хлынули в Италию. К местному населению они относились со звериной жестокостью. Известны случаи, когда отряды кондотьеров под корень вырезали население целого города. Особенно прославились в этом смысле немец Вернер фон Урслинген и англичанин Джон Хоквуд. Притеснения, творимые иноземцами, привели к тому, что итальянцы сами стали объединяться в «компании» - так именовались отряды кондотьеров. Строго говоря, основателем традиции можно считать легендарного Альберто да Джуссано - героя битвы при Лерьяно. После победы над Барбароссой, в которой столь важную роль сыграла созданная им «Компания Смерти», прошло почти два столетия - и вот Италия вновь наполнилась разнообразными «компаниями», которые вскорости вытеснили из страны чужеземных наёмников. В «компанию» мог записаться любой - человека ценили исключительно за его боевые качества. Среди знаменитых кондотьеров можно встретить и представителей древнейшего римского рода Колонна, и отпрысков знатных семей (Малатеста, Борджиа), и простых земледельцев - таких, как Франческо Сфорца, будущий властелин Милана.
Сфорца означает «сильный». Жизни этого незаурядного человека был посвящён отдельный очерк, опубликованный на страницах нашего журнала - поэтому вкратце напомним лишь ключевые эпизоды его биографии. Это необходимо, поскольку мы приблизились к моменту, когда на смену почти двухвековому владычеству над Миланом Висконти должна пришла новая династия. Её основателем стал отец Франческо - кондотьер Муцио Аттендоло (Muzio Attendolo), прославившийся не только воинскими доблестями, но и благородством. Именно он первым был удостоен клички «Сфорца», которая со временем превратилась в фамилию. Муцио заслужил это прозвище за то, что - согласно хроникам времени - мог самостоятельно вскочить в седло в полном боевом вооружении. Старший сын Франческо, смолоду сражавшийся бок обок с отцом, унаследовал его незаурядную силу - он с легкостью сгибал и разгибал толстенные металлические брусья. Но для того чтобы встать во главе государства, этого было мало. Юноша сумел проявить себя как хороший тактик и выдающийся лидер на поле боя. После смерти отца он поочерёдно служил в войсках Неаполя, Папы Мартина V и герцога Филиппо Мария. Тот приблизил к себе блестящего военачальника, даже объявил о его помолвке с собственной дочерью. Но брак был заключён лишь спустя десять лет - до этого Франческо довелось повоевать и под миланскими знамёнами - и против Милана.
В 1447 году умирает, не оставив наследников, герцог Филиппо Мария. Миланцы объявляют о создании Амброзианской республики - а Франческо заявляет о правах на герцогский престол. В союзе с Венецией он берёт Милан в осаду - и через два года, после нескольких голодных бунтов, сенат города решает покориться силе. Это был первый в истории случай, когда герцогский титул вручался светской выборной организацией. И хотя большинство властителей Италии признали Франческо герцогом, формального утверждения титула императором дождался только его сын Лодовико Моро.
Время правления Сфорца стало для Милана золотым веком. В 1454 году Франческо подписывает Лодийский мирный договор с Неаполитанским королевством и Флорентийской республикой. В том же году создаётся Итальянская лига - союз государств, которые обязались приходить друг другу на помощь в случае покушения на территориальную целостность любого из них. Это соглашение на четверть века принесло мир на землю Италии. Фактическим властителем Флоренции уже являлся Козимо Медичи - вдвоём со Сфорца они стали первыми итальянскими правителями, чья политика основывалась на принципе баланса сил. У Франческо хватило мудрости даже отказаться от части завоеваний для достижения прочного мира. Одновременно он стал первым итальянским властителем, осмелившимся бросить вызов французской экспансии.
Новый герцог проявил себя как выдающийся финансист. При нём была создана эффективная система налогообложения, принесшая огромные доходы. Преображается и Милан. Филарете руководит реконструкцией Миланского замка и возведением Большого Госпиталя (Ospedale Maggiore). Прорывается канал, соединяющий город с рекой Адда. В 1475 году из Милана в далёкую Московию отправляется Аристотель Фьораванти.
Франческо Сфорца расширил свои Ломбардские владения, присоединив к ним некогда могущественную Геную. Наследникам он оставил богатое государство, объединяющее практически все земли северной Италии. И хотя его старший сын и преемник Галеаццо Мария оказался жестоким тираном, которого убили собственные подданные, пришедший ему на смену Лодовико Моро стал одним из самых блестящих владык эпохи Ренессанса - покровителем великого Леонардо и другом Лоренцо Великолепного.
Пора перейти от меча к кисти. Леонардо прибыл в Милан в 1482 году. Не как художник, а в качестве военного инженера. В предшествовавшей переезду переписке он сообщает: «Я нашел способы, как разрушить любую крепость или какое-либо другое укрепление, если, конечно, оно не построено на скале… У меня есть также чертежи для изготовления пушек, очень удобных и легких в транспортировке … Я могу делать закрытые колесницы, безопасные и неприступные, которые со своей артиллерией врываются во вражеский строй, и ни один человек не сможет им противостоять». В Милане он руководит строительными, фортификационными и ирригационными работами, однако главным итогом этого самого значительного (17 лет!) периода оседлой жизни Леонардо стало создание «Тайной вечери». О скрытых смыслах этого гениального творения написано неимоверно много. Хотелось бы напомнить об одном. Судьба фрески Леонардо - одна из величайших трагедий в истории мирового искусства. Из-за неудачного эксперимента (Леонардо писал темперой на сухой стене, покрытой слоем смолы, гипса и мастики, а не по влажной штукатурке как было принято) уже в 1517 году часть росписи отслоилась. В 1556-м Вазари свидетельствовал, что от фрески остались лишь тёмные пятна, в которых почти невозможно узнать фигур. Тем не менее, «Тайная вечеря» остаётся вершинным творением высокого Ренессанса, сопоставимым разве что с потолком Сикстинской Капеллы и «Станцами» Рафаэля.
Франциск I и Бонапарт всерьёз задумывались о том, как перевезти стену с фреской во Францию. По-счастью, этого не случилось. Однако причуды вандалов неисповедимы. Пока Наполеон обдумывал методы транспортировки - его солдаты устроили в церкви конюшню. Они забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур, забирались на лестницы, чтобы выцарапать глаза апостолам. Испарения конской мочи и навоза нанесли без того хрупкому творению чудовищный урон. (Впоследствии точно так же отечественные вандалы - большевики - поступали с церквями у нас на родине.)
Зато в августе 1943 года произошло подлинное чудо. После бомбардировки союзников стены трапезной рухнули - и лишь та, на которой была написана «Тайная вечеря», устояла. Ныне, невзирая на уникальную реставрацию, шедевр Леонардо постоянно находится под угрозой уничтожения. Этим и объясняется жёсткий режим доступа посетителей.
В итоге, кисть оказалась сильнее меча. Блистательный герцог Лодовико Моро был свергнут в результате французского нашествия, и окончил свои дни в заточении. Милан на долгие годы стал жертвой чужеземного правления. А творение Леонардо, несмотря ни на что, продолжает жить.

pdf-ка с картинками:
https://yadi.sk/i/H3c3fGCzfm47J

italia, статьи

Previous post Next post
Up