В течение года ждал картину
"За Маркса" от создателя знаменитого трэшкорного "Зеленого слоника" Светланы Басковой. Ждал не потому что являюсь фанатом "Зеленого слоника", а потому что фильм был заявлен как "новое советское кино".
Фильм, конечно, не советский совершенно, но снят на забытую тематику классового конфликта. Действие фильма разворачиваются на металлургическом заводе во время кризиса в 2010 г. Сокращение штата, понижение зарплаты, адские условия труда вынуждают рабочих организовать независимый профсоюз, которому объявляет войну владелец завода.
Далее идут спойлеры, поэтому если сначала захотите ознакомиться с фильмом, то можете посмотреть его на ютьюбе.
Click to view
Автору можно сказать спасибо за сам факт поднятия темы, которая последние 20 лет табуируется отечественной творческой интеллигенцией, занятой в артхаусе. Последняя либо снимает о спивающейся и немытой провинции (причем умудряется извратить правдивый посыл в откровенную ложь), либо реабилитирует персонажей "Россiи, которую мы потеряли", либо восхваляет успешного манагера посредством штампов, полностью слизанных с голливудского кино.
В условиях консенсуса 1991 года снять фильм про рабочих - это маленький протест. И мой запрос увидеть фильм про современных рабочих их борьбу автором угадан.
Если к идее фильма у меня претензий нет, то к его содержательной стороне есть вопросы. Хотя автор утверждала, что погружалась в рабочую среду, на мой взгляд, персонажи картины получились немного карикатурными и картонными. Конечно, есть разные рабочие, но в то что все они наперебой цитируют переписку Гоголя с Белинским и изучают особенности французского кинематографа "новой волны" я не верю. Лично таких не встречал, но допускаю что такие есть в статистически незначительном количестве.
Рабочим в фильме противопоставляется не менее карикатурный персонаж современного российского капиталиста. Как и полагается, он представлен по недоразумению обтянутым в пиджак ларечным братком, с обилием мата, хамства и тупости. Но ведь таких почти не осталось. Те, кто выжил в последние 20 лет давно научили прятать свою бандитско-свинскую сущность под правильно подобранную одежду, гламурные очки и этические каноны западного бизнеса, столь же неловко натянутые на их сущность, сколь одежда и очки. Они хладнокровны и спокойны, потому что знают, что уже давно победили.
Рабочие советского поколения ошибочно представлены в фильме застрельщиками классовой борьбы. Если посмотреть на современное рабочее движение, то адекватные независимые профсоюзы удалось создать в основном на новых крупных предприятиях с молодыми рабочими (заводы Ford, Volkswagen и т.д.), когда как старое поколение рабочих по-прежнему состоит в ручных профсоюзах, не особо понимая зачем они нужны. Как ни странно, знамя рабочего движения подняли выросшие в плохом и неправильном образовании/воспитании 1990-х гг. молодые работяги, а не образованные советской властью старые рабочие. Это выдает несколько наивный взгляд автора на рабочее движение.
Капиталист же действует несколько абсурдно, заказывая убийство активистов, не испробовав массу других доступных способов, принятых сегодня, хотя для обострения сюжета авторская выдумка требовала именно убийства.
Интересный персонаж возможно претендующий на роль представителя среднего класса - Додик - помощник директора завода. Он организует убийство профсоюзных активистов, обманывает главного героя, он замешан в коррупционной игре чиновника и своего директора, но в конце, испытав унижение он решает помочь восторжествовать справедливости и помогает рабочему отомстить капиталисту. Довольно удачная трактовка роли мелкой буржуазии в борьбе между рабочими и капиталом.
В целом, фильм выглядит очень схематичным и чересчур продуманным, сценарий беден на глубокие выводы и размышления. Не раскрыта побочная сюжетная линия: престарелый отец директора завода пытается найти своего второго сына, которого он бросил в далекие годы, но этот сын погибает, так как оказывается одним из профсоюзных активистов. Было бы интереснее, если бы сценарист "организовал" встречу сына-рабочего и старого отца-капиталиста с обстоятельной беседой.
Несколько вульгарное понимание ситуации компенсируется оптимистичным концом, когда главный герой осознав себя последним из активистов желает искупить свою вину за предательство других рабочих убивает директора завода, сцена борьбы окровавленных рабочего и хозяина вышла колоритной.
В общем, можно только порадоваться, что фильмы на эту тематику хотя бы начали снимать, хотя хотелось бы более тонкого анализа и описания ситуации, более разнообразных и многомерных персонажей.