Флом - очень маленькое поселение в дальнем конце Аурландсфьорда. Я никогда не узнал бы о Фломе, если бы здесь не заканчивалась железнодорожное путешествие из Осло в Берген и не начиналось путешествие водное. Сегодня я продолжу длинный рассказ о путешествии из Осло в Берген фотографиями Согнефьорда и Северного моря с борта экспресс-парома Флом-Берген.
Аурландсфьорд. Морской лайнер отчаливает из Флома.
Причал во Фломе, откуда отчаливает скоростной паром до Бергена. Время в пути: 4,5 часа. Расстояние: 350 км.
Во Фломе тупиком заканчивается железнодорожная ветка, которая соединяет край фьордов (Sogn og Fjordane) с центральной, западной и южной частями Норвегии. До 1940 года выбраться из Согнефьорда можно было лишь по воде или предприняв многодневное и утомительное путешествие через горы. Сегодня Флом с Осло и Бергеном, двумя крупнейшими городами Норвегии, соединяет музейная железная дорога. То, что строилось с целью развития тяжёлой промышленности, стало источником дохода от туризма. Флом ежегодно посещает 500 000 туристов из самых неожиданных концов земли.
Виды Аурландсфьорда.
В самом Фломе делать нечего. Флом - это узловая пересадочная станция, с глубоководным причалом для океанских лайнеров, конечной станцией паромов, небольшим вокзалом и автобусной станцией. И прокатом велосипедов.
По приезду во Флом, пассажиров поезда встречает пароход и несколько паромов. Так как в самом Фломе делать особо нечего (кроме как полежать на траве, помочить ноги в заливе или покататься на велосипеде), рано или поздно отсюда нужно выбираться.
Передвижение по фьордам осуществляют паромы и автобусы. Паромы пересекают заливы, соединяя между собой разные берега, а автобусы следуют вдоль изрезанной прибрежной линии.
Самый узкий в мире фьорд Неройфьорд (Nærøyfjord) имеет глубину полкилометра.
Самое популярное продолжение маршрута предполагает паромную переправу из Флома в Гудванген (Gudvangen) с посещением самого узкого фьорда в мире. Оттуда на автобусе можно добраться до Бергена.
Из Флома можно отправиться в Берген на экспресс-пароме, не посещая при этом Гудванген. Самый узкий фьорд в мире виден лишь издалека, зато другие морские пейзажи в течение 4 часов полностью компенсируют первый недостаток. Паром между Фломом и Бергеном делает всего несколько остановок по пути в Северное море, причаливая в портах по обе стороны Согнефьорда.
Паромом для пережвижения между городами в краю фьордов пользуются не только люди, но и автобусы. Междугородние автобусы соединяют города, расположенные вдоль берега фьорда, каждый со своей стороны. Для того, чтобы пересечь залив, автобусы грузятся на паромы и так перебираются на противоположной берег.
Флом, город, откуда отчаливает паром, находится в дальнем конце Согнефьорда - самого длинного фьорда в мире. По мере продвижения к устью фьорд становится всё шире.
Опытно ориентируясь в плеяде рассыпанных островов вдоль западного побережья Норвегии, паром выходит из устья Согнефьорда и направляется на юг. Мы в Северном море.
Когда паром покидает Согнефьорд, ландшафт резко меняется. Вместо высоких гор, покрытых растительностью, вдоль парома проносятся мелкие каменистые острова. На редких островах есть домики - здесь норвежские семьи проводят длинные летние дни и ночи.
За 4,5 часа паром довозит туристов в Берген. На пароме, как и на поезде, трудно расслабиться и протянуть ноги в кресле. Постоянно меняющиеся морские пейзажи то и дело гонят уставшие ноги на палубу, где в борьбе со шквальным ветром делаются фотографии идеально синей воды на фоне идеально синих гор и синего неба.
Приблизительно за час до прибытия в Берген появлются первые признаки городской жизни. Над головой проносятся подвесные мосты, соединяющие отдельные острова между собой. Берген - второй по размеру город Норвегии. В нём проживает всего 300 000 жителей, тем не менее город расбросан между плеядой островов, многие из которых соединены мостами.
Аэрофотоснимок Бергена. Найти исторический центр среди всех островов и полуостровов будет трудно.
Паром прибывает в Берген и заходит в гавань так же, как это делали ганзейские купцы столетия тому назад. Берген был одной из четырёх заморских контор Ганзейского торгового союза больше 500 лет. Немецкая колония фактически управляла Бергеном и оставила глубокий след в архитектуре города.
Берген со стороны Северного моря.
Поездка из Осло в Берген на поезде и пароме - это во всех смыслах рекордный день, самый длинный день в жизни фотографа. За 15 часов перед глазами проносятся зелёные долины с пастбищами для овец, огромные распластанные озёра с недвижимой водной гладью, шумные горные потоки, водопады, низвергающиеся с тающих высот и обливающие пассажиров мелкими ледяными каплями, заснеженные высокогорные плато, тоннели, одноколейные мосты, безлюдные полустанки, инопланетные пейзажи. А ещё фьорды, тёмно-синие фьорды на фоне скалистых гор с белоснежными шапками. По пути были солнце, ветер, тучи и снежный буран. Путешествие из Осло в Берген через фьорды - моя рекомендация номер один!
Край фьордов,
часть первая.
Край фьордов,
часть вторая.
Об одиннадцатом дне скандинавского путешествия я писал в
путевых заметках. Больше репортажей из Скандинавии - по тегам
Дания,
Швеция,
Норвегия и
Скандинавия.