Село Молоди Чеховского района Московской области известно состоявшейся здесь в 1572 году битвой русских войск под командованием князя М.И. Воротынского с войском крымского хана и Османской империи. Хотелось бы сказать, что широко известно, но нет: об этом сражении знают лишь специалисты и продвинутые любители истории. Что, конечно, несправедливо, так как битва при Молодях имела решающее значение для дальнейшего продвижения Русского государства на юг в земли Дикого поля: победа в ней позволила заложить Воронеж и ряд других крепостей в Черноземье. Это сражение считают поворотным моментом в отношениях России и Крымского ханства. Набеги после него прекратились на 20 лет, а Османская империя была вынуждена отказаться от притязаний на Среднее и Нижнее Поволжье. Эта победа также позволила отодвинуть южную границу на 300 км южнее и начать сельскохозяйственное освоение плодородных черноземов этой части Дикого поля.
В 1572 году хан Девлет Гирей I, воспользовавшись отвлечением русских сил на Ливонскую войну, затеял масштабный поход на Москву. Несмотря на значительное превосходство противника в численности, М. Воротынскому, командовавшему 20-тысячным русским войском, за несколько дней удалось нанести крымчакам ряд чувствительных поражений и заставить их отступить. Сражение 3 августа вообще закончилось для крымской армии катастрафой - она была обращена в бегство и понесла большие потери. В честь этого события в Молодях установлен памятный обелиск и закладной камень.
Дальнейшая история этого места более прозаична: в нач. XVII века здесь была заложена усадьба, переходившая из рук в руки. В середине XVIII века ею владел А.И. Салтыков, а после него С. Домашнев, при котором архитектурный ансамбль усадьбы был значительно обновлен. Дошедший до нас каменный храм Воскресения Христова был заложен в 1703 г еще при Ф. Головине, но сильно перестроен в 1786 году. Главный дом, представляющий из себя теперь жалкие руины, также выстроен в кон. XVIII в в стиле классицизм.
Молоди. Церковь Воскресения Христова (1703-1706 гг, перетсроен в 1786 г).
Воскресенская церковь в Молодях со стороны апсиды.
У алтарной части в кон. XVIII в построена усыпальница.
Трапезная и парные колокольни были пристроены к основному объему в 1786 г. Резная икона Глава Иоанна Предтечи.
Масляные росписи XIX в. Церковь была закрыта в 1961 г и до 1991 г использовалась не по назначению.
Живопись того же времени на стенах.
Главный дом кон. XVIII в погибает.
Хозяйственная постройка кон. XVIII в.
Обелиск в честь битвы при Молодях.
Рельеф с обелиска. Закладной камень в память о том же событии.
На обелиске о битве рассказано более подробно. Оно не лишнее - как я уже писала, битва мало известна широкой общественности.
Усадьба Мещерское так же, как и Молоди, имеет весьма солидный возраст (известна с XVI века). К баронам Боде оно перешло в 1817 г. Дошедшие до нас постройки усадьбы возникли при М.Л. Боде-Колычеве в 1850-1860-х гг. Барон отличался, мягко говоря, нетривиальным вкусом в архитектуре, в чем можно убедиться и в другой его усадьбе
Лукино. Не менее оригинальный ансамбль возник и в Мещерском. Прежде всего, это главный дом, сочетающий элементы древнерусского узорочья и восточные мотивы в декоре. Особенно выносят мозг египетские статуи, поддерживающие оконные сандрики.
В 1853-1859 гг по проекту архитектора Ф.Рихтера была построена Покровская церковь, повторяющая формы и декор храмов стиля русское узорочье. Чуть позже рядом с апсидой барон распорядился выстроить небольшую усыпальницу для своих родителей.
К сожалению, не вся территория усадьбы доступна для свободного посещения: еще в 1891 году постройки были выкуплены для размещения в них психиатрической лечебницы под руководством известного тогда врача В.И. Яковенко. Психиатрическая больница действет здесь до сих пор, так что, например, бывшую водонапорную башню осмотреть сегодня можно только из-за забора.
Неподалеку от Мещерского находилось имение Прохорово, почти 150 лет принадлежавшее князьям Трубецким. Известно тем, что в нач. XIX века здесь часто гостила родственница Трубецких Мария Волконская - будущая мать Л.Н. Толстого. Главный дом учадьбы, к сожалению, не уцелел. На церковной территории сохранились два любопытных здания: ждом причта и церковно-археологический кабинет, выстроенный из дерева в готическом стиле. Обширный парк усадьбы находится на этапе благоустройства.
Самая запоминающаяся деталь Мещерского - египетские статуи, украшающие фасад главного дома 1850-х гг постройки. Покровская церковь в стиле узорочья (1853-0159 гг).
Погреб II XIX в.
Главный дом усадьбы баронов Боде (1850-е гг).
Главный дом с паркового фасада.
Детали фасада в приближении.
Центральный ризалит главного дома с теми самыми египетскими статуями.
Статуя поближе. Пострадала от времени, зато аутентичная донельзя.
Комплекс усадьбы Мещерское: главный дом (1850-е гг), Покровская церковь и усыпальница Боде (1853-1859 гг).
Покровская церковь и часовня-усыпальница семьи баронов Боде (1853-1859 гг).
Детали фасада и двери храма.
Внутри остались какие-то жалкие остатки декара XIX в.
Остатки росписей.
Консультативный корпус психиатрической больницы, в который встроена бывшая водонапорная башня. Здесь, кстати, размещалась квартира в которой гостил художник Казимир Малевич у своего тестя.
Теремок в русском стиле в усадьбе баронов Боде
Башня с въездными воротами с гербом фамилии баронов Боде в Мещерском
Прохорово. Церковь Спса Нерукотворного (1848 г).
Спасская церковь 1848 г постройки сильно пострадала в годы советской власти, но сейчас восстановлена.
Колокольня Спасской церкви. Казанская часовня построена в ограде храма в 2016 году.
Роспись фронтона Казанской часовни.
Ограда церкви выглядит весьма новодельно.
Церковно-археологический кабинет церкви Спаса Нерукотворного Образа (II пол. XIX в) - редкий пример деревянной готики.
Мезонин здания кабинета.
Дом причта при Спасской церкви (кон. XIX в).
Знаменская церковь, что в Дубровицах Подольского района, неизменно входит во все рейтинги самых красивых храмов России - причем всегда в первую тройку. Это вполне справедливо - храм не только удивительно красив, но и очень необычен. Выстроил его в 1697 году воспитатель ("дядька") Петра I Б. Голицын, пригласив то ли итальянского, то ли шведского архитектора. Есть легенда, что епископ Адриан отказался освящать церковь из-за сходства ее архитектуры с католической. Но это не так, да и сходства никакого нет: формы Знаменской церкви не похожи ни на что. Это четырехлепестковый объем, увенчанный высокой башней. Купол выпонен в виде короны, что, видимо, должно было указывать на близость заказчика к царственной особе.
Внешний скульптурный каменный декор Знаменского храма, наоборот, немного напоминает романские и даже барочные соборы Италии. Ну а внутри обильная белоснежная лепнина на голубом фоне наводит а мысль о
сицилийское барокко. Иконостас, впрочем, вполне традиционен - золоченая резьба по дереву, характерная для русских храмов.
Последние новости о церкви не слишком обнадеживают. То, что скульптуры апостолов и евангелистов заменили на копии (как выглядели оригиналы, можно посмотреть
здесь), еще можно понять (оригиналы вроде поместили в какой-то музей). А вот строительство церкви-колокольни рядом, честно говоря, расстраивает. Я понимаю, что она когда-то там была, но не все постройки прошлого нуждаются в восстановлении - по мне, дубровицкий храм не нуждается в дополнениях.
Помимо храма в Дубровицах уцелели почти все усадебные постройки XVIII-XIX вв. Прежде всего, это главный дом, выстроенный в середине XVIII в. и перестроенный в 1810-е гг в стиле классицизм. Сейчас здесь работает ЗАГС - самый популярный в Москве и области. Рядом стоят флигели сер. XVIII век и конный двор Ii четверти XIX в.
Знаменская церковь в Дубровицах (1697 г). Лепнина купола Знаменской церкви очень хороша.
Знаменская церковь с другого ракурса и купол в виде царской короны.
Рельефы Знаменской церкви и скульптупа евангелиста Марка.
Часть скульптур сейчас заменена на копии. Евангелист Матфей.
И снова резной декор Знаменской церкви.
Это классическая барочная скульптура.
Резной золоченый иконостас церкви и его Царские врата.
Иконы в нем тоже из XVIII века.
Боковые врата иконостаса. Хоры церкви,...
...украшенные золоченой резьбой.
Лепнина купола совершенно великолепна и для русских церквей уникальна.
Выполнена она традиционно на библейские сюжеты.
Положении во гроб.
Несение креста.
Голгофа и евангелист с херувимами.
Комплекс построек усадьбы Дубровицы: главный дом и флигели сер. XVIII века, Знаменская церковь 1697 г.
Усадебный дом был перестроен в 1810-х гг в стиле классицизм.
Парадный фасад главного дома.
На лестнице установлены скульптуры львов.