Тверская Карелия: фестивали и часовни.

Feb 01, 2024 00:19

Тверская Карелия - регион, который мы посещаем довольно часто (буквально ежегодно). Это редкая возможность обнаружить убедительный (хотя и уходящий) этнографический колорит и экзотику недалеко от Москвы (второй такой вариант - наверное, Касимов). Плюс от некогда обширного региона осталось не так мало архитектурных памятников, несущих на себе неуловимую печать далекого севера. Впрочем, от памятников русского деревянного зодчества их отличить не всегда бывает просто - за века соседства строительные традиции двух народов весьма сильно переплелись.
Тем не менее, тверские карелы, численность которых неуклонно сокращается, пытаются сохранять и развивать свои национальные традиции. Ежегодно они проводят несколько фестивалей, где можно посмотреть танцы - послушать песни, а также попробовать блюда карельской кухни. Работают музеи быта тверских карел. В отдаленных селах еще встречаются люди, с трудом изъясняющиеся по-русски и содержащие свои участки в идеальном порядке. Оба наших путешествия прошлого года в эти края были приурочены к фестивалям, ну а осмотр объектов - это уже дополнение к программе.
Церкви и часовни тверских карел встречаются как в жилых, так и в заброшенных деревнях. Одной из самых труднодоступных можно считать Макаровскую Горку, куда придется идти пешком от ближайшей дороги около 5 км. По меркам Севера это немного, но для Тверской области вполне убедительная глушь. Ярусная деревянная часовня Николая Чудотворца типа "восьмерик на четверике", датируемая XIX в, стоит посреди исчезнувшей деревни в 300 м от тропы - так что после пешего похода пробираться к ней придется по азимуту сквозь высокую траву.
Прогулявшись с утра пораньше, мы отправились на фестиваль "Калитка", проходившем на окраине села Мяммино. Недалеко находится село Толмачи, которое до сих считается одним из центров Тверской Карелии (есть даже толмачевский диалект карельского языка). В отличие от прошлогодней Oma Randa, "Калитка" не пришлась нам по сердцу: слишком многолюдно, как-то рыхло, суетно и бестолково. Можно это списать на то, что это фестиваль не музыкальный, а кулинарный, а есть нам как раз не очень-то и хотелось. Мы. конечно, купили несколько калиток, прошлись по торговым рядам да послушали самодеятельный ансамбль из Удмуртии. После этого на главной сцене стали озвучивать итоги какого-то кулинарного конкурса и объявлять новые состязания. Мы заскучали и решили покинуть фестиваль, так как программа этого дня еще не была выполнена.

Включала она, в том числе, посещение двух карельских деревень: Иваньково, где стоит часовня Казанской иконы Божией Матери (XIX в), и Житниково (имеющее второе карельское название - Озрушка - видимо, буквальный перевод). В Житниково заслуживает внимания часовня Пантелеймона Целителя 1861 года постройки. Обе эти постройки относятся к тому же типу, что и часовня в Макаровской Горке, - восьмерик на четверике.

Макаровская Горка. Часовня св. Николая (XIX в).



Никольская часовня поближе.


Крыша и главка.


Внутри, похоже, было "небо" - расписное или нет, не знаю.


Вот такая лесная и полевая дорога ведет в Макаровскую Горку. Проедет здесь разве что трактор.


Сцена фестиваля "Калитка".


А вот и сами калитки с вполне традиционными начинками - с картофелем и с черникой.


Удмуртский любительский ансамбль поет свои народные песни.


Иваньково. Казанская часовня (XIX в) на въезде в деревню.


Казанская часовня с другого ракурса.


Житниково. Часовня Пантелеймона Целителя (1861 г).


Пантелеймоновская часовня со стоны крыльца и ее купол.



Карельские дома и культовые постройки легко познать по каменному основанию и зачастую имеют каменный порог перед входом. Плакат на въезде в Житниково-Озрушку. Надеюсь, со времен изготовления этого фото население деревни не уменьшилось...



А вот центр села Толмачи с информацией о его карельском прошлом


В селе Микшино мы свернули на неприметную (хоть и вполне пристойного качества) дорогу до Бежецка. На ней стоит немало исторических сел, некоторые из которых сохранили весьма значимые и интересные объекты. Пара из них оказались для нас настоящим сюрпризом. Как, например, великолепная Знаменская церковь (1825 г) из с. Вырец (одно из немногих русских сел среди карельского окружения). Ее архитектура - это очень достойного уровня классицизм. Кроме того, в советские годы церковь закрывалась очень ненадолго, потому очень неплохо сохранила интерьер. Особенно роскошен барочный главный иконостас, который считают старше церкви (возможно. перенесен из более раннего храма). Все это нам удалось увидеть по счастливой случайности: рядом мы встретили смотрительницу, пригласившую нас внутрь. Она же рассказала, что основной части икон иконостас лишился уже 1990-2000-е годы, когда церковь несколько раз подвергалась ограблению.
Еще два прекрасных классицистических храма мы увидели в селе Никольское и селе Замытье. Особенно хороша вторая, выстроенная в 1822-1833 гг  по проекту архитектора Н. Легранда. Да и само Замытье нас удивило. Помимо сельского праздника, на который мы случайно попали, в корпусе торговых рядов, сохранившемся на площади, работает музей Ремесел и продают местную выпечку и сувениры.

Хорошо сохранившийся иконостас Знаменской церкви села Вырец (1825 г), скорее всего, старше самой церкви (был перенесен из предыдущего деревянного храма)



Вырец. Старые могилы у церкви.


Вырец. Знаменская церковь (1825 г) - прекрасный пример зрелого классицизма.


Входим внутрь. Своды и иконостас трапезной.


Навершие барочного иконостаса XVIII в.


И его части: царские врата и резная фигура ангела со скрижалями.



Распятие и оригинальные столярные детали.



Росписи сводов и купола Знаменской церкви.


Стены церкви сохранили росписи: Воскрешение дочери Иаира и Евангелист Иоанн.



Вход Господень в Иерусалим.


Старая изба в селе Никольское.


Посреди села недавно была отреставрирована церковь Богоявления Господня (1821 г).


Далее на пути у нас лежало село Замытье, где реставрируется большая классицистическая церковь Спаса Преображения (1822-1833 гг).


Снаружи Спасо-Преображенский храм выглядит как новый - и со стороны колокольни, и с апсиды...



Но внутри пока разруха. Вот остатки классицистического бокового иконостаса.


Остатки какой-то "помпеянского" вида росписи внутри храма.


В селе Замытье мы попали на очередной праздник - Яблочный Спас. Здесь все было довольно скромно: на сцене пели местные барды (иногда очень душевно, как тетенька на фото).


Замытье вообще оказалось селом непростым: не в каждом городе есть такие торговые ряды...


Еще один центр компактного проживания тверских карел находится в большом селе Стан Лихославльского района. Сюда мы поехали тоже не просто так: в конце сентября здесь проходит праздник Кегрин Пяйве (день Кегри - языческого лесного божества карел). По традиции в это время Кегри ходит по домам и проверяет, какие припасы на зиму сделали хозяева. Один из конкурсов как раз заключался в том, что жительницы разных деревень готовили карельские народные блюда - а зрители выбирали среди них лучшее. В торговых рядах опять же можно было купить калиток, морса, меда и прочих традиционных продуктов. Ну и песни-пляски тоже имели место быть. Стоит сказать, что конец сентября в этих краях не слишком богоугодное с точки зрения погоды время. Но прошлая осень была в этой связи совершенно фантастической: в день Кегри светило яркое солнце и температура достигала 20 градусов тепла!
В Стане есть музей, посвященный тверским карелам, - и мы записались на экскурсию по нему. Ничего особо нового нам там не сообщили, но в общем и целом увидеть некоторые его экспонаты (особенно, связанные с тем периодом, когда у тверских карел была своя автономия, карельский язык изучался в местных школах (в витринах представлены несколько учебников), и даже издавалась своя газета).
Сам Стан - село многосоставное, сложившееся из нескольких деревень. Его внесли в список самых красивых деревень России той частью, которая примыкает к музею. Это всего одна улица, но прекрасно сохранившая историческую застройку: выстроенные в ряд старые карельские избы безошибочно узнаются по каменным порогам и каменным фундаментам.
Но самый ценный памятник Стана - это деревянная церковь Покрова Богородицы, выстроенная в 1777 г. Мы сюда однажды уже заезжали и даже заходили внутрь. В этот раз появилась возможность осмотреть храм подробнее (он неплохо сохранил иконостасы основного объема и трапезной) и даже влезть на колокольню, с которой открывается хороший вид на все село.

Михайлова Гора. Церковь Спаса Преображения (1857-1860 гг) просто попалась нам по дороге.


Спасо-Преображенская церковь со стороны апсиды. На въезде в село Стан гостей встречает карельское божество Кегри.



Деревянная Покровская церковь (1777 г) стоит на восточной окраине села.


Церковь с разных ракурсов.



Замок на двери храма тоже сохранился.


Иконостас трапезной Покровской церкви (XIX в).


Иконостас кон. XVIII века в Покровском храме.


Царские врата главного иконостаса (Сошествие Святого Духа на апостолов) и иконостаса придела.



Боковые врата иконостаса. Навершие царских врат.



В первом ярусе колокольни хранятся старые хоругви.



Вид на село Стан с колокольни.


Карельский музей в селе Стан.


Самые интересные экспонаты здесь - учебник карельского языка и выпуски газеты "Карельская правда".



Аттестат на карельском языке. Божество Кегри в традиционном костюме.



Карельские костюмы.



Ткацкий стан и образцы домашнего ткачества.



Керосиновые лампы и глиняная и соломенная посуда.


Весы.


Самая красивая улица в деревне Стан.


Старинные карельские дома на пригорке.


Каменный порог у дома - черта карельского дома. Маска Кегри на столбе.



Река Медведица, на которой стоит село Стан.


Сцена праздника. Карельские народные танцы.


...и песни.


И гусли-кантеле.


Красивые девушки-ведущие и Кегри на сцене.


Конкурс на лучшее карельское блюдо.


Еще один самодеятельный ансамбль на сцене.


Праздничная площадка...


...и торговые палатки.


Ну калитки - куда ж без них.


Село Стан включено в список самых красивых сел России благодаря этой улице.

Твер. Рамешковский район, Россия, Тверская Карелия, охота к перемене мест, Тверская область, Твер. Лихославльский район

Previous post Next post
Up