Тверская Карелия: фольклорный фестиваль Oma Randa

Feb 16, 2023 00:42

Oma Randa - ежегодный фестиваль тверских карел, с недавних пор ежегодно (с перерывом на ковид) проводящийся в селе Козлово Спировского района. Об архитектурных памятниках Тверской Карелии я писала в этом журнале неоднократно. И вот, наконец, мы добрались и до их фестиваля, чтобы познакомиться с культурой и бытом тверских карел поближе.
После заключения Столбовского мира в 1617 году несколько десятков тысяч (тогда еще не тверских) карел покинули свои родные края, перешедшие в это время под власть Швеции. Переселение было обусловлено тем, что шведы принялись активно насаждать на новых землях лютеранство, и многие православные карелы, не пожелавшие менять веру или жить под властью иноверцев, вынуждены были искать себе новое место жительства - а в опустошенных Смутой северо-западных землях России места оказалось в избытке. Так появились новгородские карелы, вологодские карелы, а также самая многочисленная община - карелы тверские. Местом их компактного проживания стали территории современных Лихославльского, Спировского, Калининского, Лесного и Весьегонского районов. В 1920-х гг их численность достигала 140 тыс. человек. Но национальная политика советской власти и урбанизация II половины XX века неизбежно привели к сокращению численности этого народа. Сейчас тверских карел насчитывается около 7,3 тыс. человек, что немного, но, тем не менее, позволяет как-то сохранять культуру и язык.

Фестиваль Oma Randa (в переводе с карельского - наш край) проходит на нескольких площадках на большом поле на окраине села Козлово. Главная сцена предназначена для выступления творческих коллективов. В разбитых рядом шатрах проводятся мастер-классы по карельскому языку, плетению из прутьев, приготовлению калиток и т.д. Вокруг работает много торговых площадок, где, в основном продают фестивальный мерч, карельские сувениры, калитки, иван-чай, мед и прочие куда более привычные вещи. Есть несколько точек питания, самая основательная из которых - небольшое кафе, в котором можно попробовать блюда карельской кухни: те же калитки, черные щи (приготовляемые из т.н. крошева), травяные чаи и т.п. Щей нам, к сожалению, не досталось - к 2 часам дням все съели. А вот калиток удалось купить.
Главным мероприятием фестиваля стал концерт, на который также стоит прийти пораньше. Причина в том, что все карельские и прочие национальные коллективы выступают в первой части. Помимо карельских песен и плясок в исполнении самодеятельных ансамблей из Спировского и соседних районов приехали гости из "большой" Карелии и даже Удмуртии (очень интересная исполнительница удмуртских народных напевов Наталья Дзыга). Нам также понравилось выступление трио тверских финнов. Говорят, на доковидные праздники приезжали исполнители из-за рубежа (Финляндии и Эстонии, в основном), но ожидать такого в прошлом году, по понятным причинам, не приходилось.
Потом действо превратилось в обычный сельский праздник с романсами, шутками-прибаутками, русскими народными танцами и песнопениями и эстрадными шлягерами. Вечером на соседней сцене проходил рок-концерт. Но, в целом, часам к трем тем, кто приехал за карельским колоритом, можно покидать мероприятие: черные щи и калитки съедены (выпит даже иван-чай!), мастер-классы проведены, сувениры раскуплены, карельские песни спеты, байки на карельском языке рассказаны, а в толпе знатоки и любители народного искусства постепенно заменяются поклонниками зеленого змия (иногда это, впрочем, одни и те же люди).

Участницы фестиваля в карельских костюмах.



Фестивальное поле.


Начинался концерт с выступления детского карельского ансамбля.


Наталья Дзыга - исполнительница традиционных удмуртских песен.


Ансамбль карельской песни.


Фольклорный коллектив из карельского города Пряжа показал инсценировку свадебного обряда пряжинский карел-людиков "Одевание невесты".


А это трио тверских финнов, которому активно мешала выступать погода (постоянно выключался звук).


Карельский танец с граблями (не путать с танцами на граблях!).


Участницы ансамбля.


Еще один самодеятельный коллектив тверских карел.


И снова артистки. Мастер-класс по изготовлению калиток.



На окраине поля установили стенды с описанием традиции тверских карел. Пива, к сожалению, никто в этот раз не сварил.


И еще артефакты и фотографии из народного быта.


Пряжинские карелы-людики с воссозданием карельского обряда одевания невесты.


Хотя Тверская Карелия не является для нас терра инкогнита, несколько новых интересных локаций в окрестностях Козлово удалось найти и в этот раз. Как раз хватило на то, чтобы немного разнообразить наш путь туда и обратно. Сначала не отказали себе в удовольствии вновь заехать в деревню Большое Плоское, где рядом с деревянной часовней Георгия Победоносца (кон. XIX в) в хорошем состоянии сохранились две мощеные дороги XIX века.
Свернув в деревню Спасоклинье, быстро отыскали стоящую на окраине часовню Николая Чудотворца, выстроенную в кон. XVIII - нач. XIX вв (для часовни из этих мест возраст немалый, кстати). По некоторым сведениям эта часовня относится к т.н. мемориальным, т.е. отмечает место стоявшего здесь когда-то Спасо-Клинцовского монастыря. В советское время в ней размещался местный магазин, сейчас постройка заброшена, сильно покосилась, но пока стоит.
А вот часовню Николы Можайского в деревне Ямное пришлось поискать: постройка II пол. XIX в практически разрушилась и сильно заросла. Это тем более обидно, что в этой часовне сохранился иконостас, который пока еще виден среди руин.
Рады были по хорошей погоде снова заехать в очень аутентичную карельскую деревню Лухново, где до сих пор сохраняется карельский колорит. Здесь также есть музей быта тверских карел, куда мы в один из прошлых приездов попали, заказав заранее экскурсию. В Лухново есть также одна из интереснейших часовен Тверской Карелии - Георгия Победоносца (II пол. XIX в).
Короткую остановку сделали в деревне Никулино, где полным ходом шла сборка на новом месте часовни Воздвижения Креста Господня (нач. ХХ в), перенесенную сбда из почти исчезнувшей карельской деревни Винжа.

Уже на обратном пути заехали в село Первитино, где до сих пор можно увидеть остатки бывшей усадьбы дворян Шишковых. Неплохо сохранился главный дом I пол. XIX в, до недавнего времени использовавшийся как школа, а сейчас заброшенный. Вокруг еще можно распознать остатки усадебного парка.
На другом конце села стоит Троицкая церковь, выстроенная в 1783-1794 гг, яркой особенностью которой являются уцелевшие 4 башни церковной ограды (нач. XIX в).

Большое Плоское. Часовня Георгия Победоносца (кон. XIX в) и мощеные дороги XIX в.



Спасоклинье. Покосившаяся часовня Николая Чудотворца (рубеж XVIII-XIX вв).


Дом в Спасоклинье.


Ямное. Рухнувшая и заросшая часовня Николая Чудотворца (кон. XIX в).


Заглядываем внутрь.


Остатки декора и иконостаса часовни в Ямном.



Лухново, так понравившееся нам пару лет назад. В этом доме работает музей быта тверских карел.


И еще Лухново.


Лухново донельзя аутентично.


Часовня Георгия Победоносца (II пол. XIX в) в Лухново.


Речка Тихвинка в Лухново.


Бани на берегу Тихвинки.


В селе Никулино


Первитино. Главный дом бывшей усадьбы помещиков Шишковых (I пол. XIX в).


Другой фасад главного дома.


На другом конце Первитино по заказу Шишковых в 1794 г выстроили Троицкую церковь с удивительной колокольней.


Вокруг храма сохранились башни ограды, выстроенной в нач. XIX в.


Башни ограды и декор окон церкви поближе.



Крестьянский дом в Первитино.


Россия, Тверская Карелия, охота к перемене мест, Твер. Спировский район, Тверская область, Твер. Лихославльский район

Previous post Next post
Up