В отличие от
Тверской Эстонии, Тверская Карелия хоть и ужалась в размерах за последние десятилетия, но все еще вполне жива и местами даже активна. По ней мы путешествовали в этом году дважды, хотя границы ее все более условны: сейчас отделить карельские села от русских весьма сложно.
Карелы переселились в Тверскую область еще в первой половине XVII века, после того как по Столбовскому миру Карелия вошла в состав Швеции. Шведы активно насаждали на вновь захваченных землях лютеранство, чего многие карелы терпеть не стали и предпочли покинуть родные края и заселить сильно опустевшие после Смутного времени тверские земли. Количество таких переселенцев доходило до нескольких десятков тысяч. К началу ХХ века численность тверских карел достигала 240 тыс. человек. После советского времени, когда самоопределение тверских карел не поддерживалось официально, а главное, стали расселяться деревни, их численность сократилась. Сейчас, когда деревни продолжают пустеть, карел в Тверской области осталось 7,4 тыс. чел. (в самой Карелии их сейчас 45,5 тыс. чел.).
В Тверскую Карелию мы впервые отправились туманным сентябрьским утром. Первую остановку сделали в деревне Матвеево, где сохранился комплекс из двух каменных храмов: Георгия Победоносца (1865-1869 гг) и Спаса Преображения (1853-1864 гг). Строили их как местная община, так и помещик В.Энгельгардт (под Георгиевской церковью до сих пор сохранилась усыпальница Энгельгардтов).
В этих местах до сих пор можно найти немало деревянных часовен, выстроенных на каменном основании, - такие любили строить именно карелы. Первую - Тихвинской иконы Божией матери (1896 г постройки) - мы обнаружили в деревне Трубино. Это типичная для карел деревянная постройка, поставленная на фундамент из камней. В советское время была перекрыта двускатной крышей, использовалась под магазин. Сейчас планируется реставрация.
Далее неплохого качества грейдер повел нас через карельское село Бирючево в большое село Стан, где до сих пор основное население составляют тверские карелы, а на местном клубе висит приветствие на карельском языке. Главной достопримечательностью Стана является красивый деревянный храм Покрова Богородицы, выстроенный в 1777 г. Это один из самых интересных памятниковй деревянного зочества всей Тверской области. По удачному стечению обстоятельств, нам удалось попасть внутрь (правда, ненадолго - смотритель явно уже собирался закрывать дверь): церковь не закрывалась в советское время и потому сохранила неплохой аутентичный, хотя и по-сельски скромный интерьер с остатками росписей нач. ХХ в и резным барочным иконостасом. Рядом с храмом стоит новодельная деревянная часовня типично карельского вида.
Из Стана путь наш лежал в город Лихославль, считающийся неофициальной столицей тверских карел. Мы немного сбились с пути и поехали более длинной дорогой. В итоге нам случайно попалась на глаза еще одна деревянная часовня - Сретения Господня (1862 г) в селе Гнездово, о которой мы не знали вообще ничего. Часовня сохранила оригинальные резные детали.
Матвеево. Слева направо: церкви Георгия Победоносца (1865-1869 гг) и Спаса Преображения (1853-1864 гг).
Под Георгиевской церковью (1865-1869 гг) усыпальница помещиков Энгельгардтов.
Трубино. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери (1896 г).
Тихвинская часовня "с тыла". Видно, что ее завершение было разобрано в советское время и заменено двускатной кровлей.
Дома в деревне Трубино.
Плакат на въезде в деревню Бирючево.
Бирючево. Очень карельский по виду дом.
Такие наличники в самой Карелии встречаются довольно часто.
Гнездово. Часовня Сретения Господня (1862 г).
Она, вроде бы, даже сохранила оригинальные резные детали.
...и типичный карельский орнамент на дверях.
А это приветственная надпись на входе в клуб в селе Стан - сразу видно, что здесь живут карелы.
Рядом с Покровской церковью в Стане - новодельная часовня.
Покровская церковь в селе Новый Стан (1777 г).
Покровский храм с бокового фасада.
Капитель колонны.
Колокольня церкви поближе и Царские врата иконостаса.
Иконостас кон. XVIII в Покровской церкви села Новый Стан.
В самом Лихославле действует посвященный Тверской Карелии музей, где нам повезло купить калиток и попасть на концерт местного детского ансамбля: девочки играли на кантеле и пели карельские песни.
Вообще, как нам показалось, карельские музеи - очень популярная сейчас тема в районе бывшей Тверской Карелии. Мы, например, этой же осенью через пару недель после первой поездки попали еще в один, расположенный в старом жилом доме в селе Чашково. Музей этот содержит обыкновеннная карельская семья - собственнно, это и не музей вовсе, а просто дом, где они проживают и ведут хозяйство. Во время экскурсии хозяйка, одетая в народный карельский костюм, рассказывает об истории их усадьбы, о своих предках, о быте современных тверских карел. Все это, казалось бы, вполне обычно, но нам показалось весьма увлекательным: мы с удовольствием провели в уютном доме в Чашкино полтора небеэынтересных часа нашего времени.
Толмачи - тоже один из центров тверских карел (здесь даже существует свой диалект их языка). Заброшенная церковь Богоявления Господня (1825 г).
Лихославль возник в кон. XIX в как пристанционный поселок Осташково. Из-за путаницы с раположеннным наподалеку городом Осташковым, станция была переименована в Лихославль. Эти здания при местной ж/д сохранились с того времени.
Как и эта водонапорная башня.
Здание Лихославльского карельского музея.
Музей в Лихославле скромен. Вот льва с какой-то усадьбы сняли.
Вот народные костюмы местных жителей.
Интерьер избы.
Нехитрая глиняная утварь.
Деревня Чашково, где и сейчас живут потомки тверских карел.
В этом доме карельская семья принимает посетителей, рассказывая о своем быте и истории рода.
Внутри дома они собрали какое-то количество старинных предметов. Да и сама усадьба с колодцем-журавлем во дворе очень красивая.
Традиционный карельский орнамент на головном уборе.
К Тверской Карелии можно также условно отнести еще один небольшой регион в Удомельском районе. Карелы здесь давно не живут, но названия еще хранят память о них. Прежде всего, в этих местах заслуживает внимания грандиозный классицистический храм Воскресения Словущего в селе с говорящим названием Сельцо Карельское, выстроенный в 1840-1847 гг. Он, кстати, сохранил частично оригинальный интерьер - но как мы ни стучали в двери дома, куда рекомендовало обратиться объявление на дверях церкви, нам так и не открыли. Потом мы узнали, что смотрительница храма - еще и местный фельдшер, а застать фельдшера дома всегда проблема.
Зато, приложив некоторые усилия, мы смогли увидеть изнутри другой выдающийся местный храм, расположеннный неподалеку в селе Млёво - церковь Спаса Нерукотворного образа (1849 г). Приехав сюда после Сельца Карельского, мы застали церковь закрытой. Позвонив по телефону, указанному на двери, узнали, что в течение часа в храме появится священник. Когда мы прибыли сюда в указанное время, двери были уже открыты. Внутри нас встретил слегка нездоровый, но очень приветливый батюшка, который не просто рассказал нам о своем приходе, но даже сам (!) предложил пофотографировать внутри. А интерьер у Спасской церкви, действительно, выдающийся: сохранились иконостасы почти во всех шести приделах. Особенно красив центральный иконостас - хороший пример барокко с золоченой резьбой и деревянной скульптурой. Рядом со Спасским храмом лежит старинная могильная плита с надписью "Марфа", что дало повод некоторым исследователям и романтикам предполагать, что именно в Млево похоронена Марфа-посадница (Борецкая). Хотя это, скорее всего, легенда.
Отец Владимир (так звали гостеприимного млевского батюшку) посоветовал нам наведаться в расположенное неподалеку село Осечно, где также внутри большой и полузаброшенной пятиглавой Троицкой церкви (1795 г), красиво стоящей на берегу озера Судомля, сохранился барочный иконостас. Отец Андрей из Осечно проводит службы и обряды в колокольне (возможно, перебрался туда уже по осени). Он как раз заканчивал обряд крещения, и на нашу просьбу открыть главный храм ответил согласием. Иконостас Спасского храма подвергался неоднократному разграблению, но даже в таком виде сохраняет величественный вид. Часть его деталей сложена отдельно - и видно, что реставрация сюда доберется нескоро: маленькому приходу в одиночку не поднять столь грандиозный проект. Тем не менее, батюшка не унывает: пожелал нам доброго пути и благословил в дорогу - и даже всегда скептически настроенный к священникам В принял это благословение с улыбкой :)
По совету отца Андрея, мы заехали также в село Озеряево, стоящее на берегах еще одного озера - Городно (как вы поняли, здесь в каждом селе свое озеро). В соседнем с церковью доме живет смотрительница, но она, похоже, уже закрыла двор на зиму. Внутри отреставрированной недавно Покровской церкви (1811-1819 гг) сохранились темперные росписи I пол. XIX в, но рассмотреть их мы смогли только через окно (впрочем, видно было не так плохо).
Несмотря на то, что колесили мы по этим краям почти целый день, осмотреть удалось далеко не все. Потому мы обязательно при первой же возможности поедем в этот поэтичный озерный край, так что рассказы о нем, надеюсь, еще будут в этом журнале в будущем.
Сельцо Карельское. Церковь Воскресения Словущего (1840-1847 гг), куда, к сожалению, в этот раз внутрь попасть не удалось.
Я не отношусь к поклонникам классицизма, но столь грандиозная и величественная церковь в небольшом селе не может не впечатлять.
Детали декора здесь тоже очень хороши.
Лепнина.
Рядом с церковью восстановлено старое захоронение.
Млёво. Церковь Спаса Нерукотворного образа (1849 г), пребывающая в состоянии вялотекущего ремонта.
А вот она с бокового фасада.
С апсиды.
Остатки наружных росписей. Внутри живопись кон. XIX в.
Иконостас центрального придела Спасской церкви.
Центральный и боковой иконостасы.
Завершение бокового иконостаса.
Венчает его Распятие.
А над ним - Бог-отец.
он богато украшен деревянной скульптурой и резными орнаментами.
Деревянной скульптуры здесь довольно много.
Паникадило и росписи сводов Спасской церкви.
Интерьер трапезной.
Иконостас трапезной.
А это иконостас бокового придела - Варваринского (если не ошибаюсь).
Вот эту надгробную плиту некоторые принимают за надгробие Марфы-посадницы.
Осечно. Троицкая церковь (1795 г).
Вид на колокольню Троицкой церкви с противоположного берега озера Судомля.
Вид на Троицкий храм со стороны колокольни. Иконостас церкви не сохранил икон (растащили в 90-е годы), но все еще сохраняет следы былой роскоши.
Иконостас довольно велик.
Некоторые его детали сложены здесь же.
Насколько хорош иконостас Троицкой церкви, настолько же здесь примитивные и неумелые росписи.
Озеро Городно в деревне Озеряево.
Покровская церковь в Озеряево (1811-1819 гг).
Это довольно симпатичный провинциальный ампир.
Темперные росписи внутри удалось немного раглядеть только через окно - храм уже был закрыт на зиму, смотрительница уехала.
Изгнание торговцев из храма.
Интерьер церкви Спаса Преображения (1849 г), благородный и торжественный.