Писать про Ярославскую область непросто по той причине, что посты получаются слишком объемными. И причина тому - даже не слишком большое количество объектов (хотя их тоже много), но и ёмкость почти каждого из них. Ситуацию осложняет немалое количество храмов с сохранившимися (целиком или частично) интерьерами - особенно, фресками. Если, паче чаяния, в такой удается попасть внутрь, то количество фотографий увеличивается в разы!
На Ярославщину мы попали прошлы летом дважды - оба раза в прекрасную погоду. Первый выезд начали с поездки в Ярославское Заволжье, где мы решили "добрать" памятники, сохранившиеся от самобытной этнической группой
сицкарей. Удалось найти пару домов, украшенных сицкой резьбой, в селах Старый и Новый Некоуз. Как это ни удивительно, дома самих сицкарей резьбой почти не отделывались. Зато сицкий декор, сделанный на заказ, совершенно замечателен: филигранно тонок, безупречно аккуратен и очень красив!
Еще один известный сицкий памятник архитектуры можно найти в большом селе Покровское-на-Сити - церковь Покрова Богородицы, выстроенную в 1808 г В результате последней реставрации ее колокольня, к сожалению, утратила богатый лепной декор: его просто сбили.
А вот поездка в Брейтово оказалась почти провальной: о неудачной попытке посетить местный музей я
рассказывала несколько месяцев назад. Осталось довольствоваться осмотром одного дома с сицкой резьбой (правда, довольно поздней - 1960-х гг) работы плотника Масленникова.
Оказавшись в Ярославском Заволжье, стоит потратить время на осмотр еще нескольких интересных памятников. Прежде всего, необычной архитектуры Казанской церкви в урочище Козьма-Демьян, выстроенной в 1801 г. Ее основной объем - ротонда, отмеченная выносными колонными портиками. Также рекомендую посетить усадьбу Андреевское, где сохранился каменный хозяйственный корпус с кухонным флигелем, выстроенные во II пол. XIX в последним владельцем имения А.А. Куракиным в стиле немецкого романтизма. А вот главный усадебный дом, который был деревянным, до наших дней не дошел.
Сицкая резьба в Старом Некоузе - дом Городничиных.
Дом, украшенный сицкой резьбой в Новом Некоузе.
Фрагменты дома - резьба.
И еще резьба в ассортименте.
и в приближении.
Дом Городничиных в Старом Некоузе.
Великолепный резной ковер дома Городничиных.
Церковь Михаила Архангела в с. Семеновское (1806 г)
Покровское-на-Сити. Покровская церковь (1808 г)
Сбитая лепнина колокольни Покровской церкви.
Брейтово. Здание районного краеведческого музей,
...где нам не повезло увидеть сицкую экспозицию. Остались только вот такие скромные витрины в прихожей.
Дом на 2 семьи, украшенный резьбой плотника Масленникова в Брейтово (1960-е гг).
Наличник дома Масленникова.
И еще один наличник оттуда же.
Резьба довольно скромная - свои собственные дома сицкари никогда богато не украшали.
Кузьма-Демьян. Церковь Казанской иконы Божией Матери (1801 г).
Интересен основной объём - ротонда с выносными колонными портиками. Колокольня в стиле эклектики, похоже, выстроена позже - в кон. XIX в.
Ограда Казанской церкви
Рядом сохранилось несколько старых могил.
Андреевское. Романтичная башня хозяйственного корпуса усадьбы Куракиных (кон. XIX в).
Башня и наличник окна поближе.
Хозяйственный корпус в Андреевском с другого ракурса.
К дому пристроен кухонный флигель.
Обратный фасад кухонного флигеля. В нем, кстати, живут люди!
Ж/д мост через Волгу. А вот автомобильного моста здесь нет - приходится пользоваться паромом.
Виды с парома на правый берег Волги на Казанскую церковь в с. Ивановское (1735-1856 гг).
Один из способов попадания в Ярославское Заволжье - по мосту через Углич, расположенный на обоих берегах Волги. Впрочем, основные его красоты находятся на правом берегу. Более-менее подробно об Угличе я
писала не так давно. Прошлым же летом мы, заехав сюда, зашли в пару музеев. Первым оказалась музеефицированная церковь Дмитрия-на-Крови. Выстроена на месте убиения царевича Дмитрия, дошедшее до нас каменное здание появилось в 1682-1692 гг и считается образцом стиля русское узорочье.
Внутри сохранились иконостас кон. XVIII в и росписи. Живопись основного объёма выполнена в 1772 г московскими художниками и посвящена житию Христа, а также убийству юного царевича и расправе толпы над убийцами. А вот трапезную расписали ярославцы в 1788 г на тему сотворения мира и человека. Живопись этих двух объёмов довольно заметно отличается по манере исполнения.
Углич. Росписи церкви Дмитрия-на-Крови (1772 г). Нянька отпускает царевича на прогулку. Убийство Дмитрия злоумышленниками.
Церковь Дмитрия-на-крови (1682-1692 гг).
Иконостас церкви Дмитрия (кон. XVIII в). Выносной фонарь XVII в.
Царские врата иконостаса и их деталь.
Фрагмент иконостаса.
Росписи купола храма Дмитрия.
На западной стене церкви изображен сюжет на тему убийства царевича Дмитрия. Вот, собственно, само убийство.
Побивание камнями убийц царевича.
Паника после убийства. Киот иконы царевича Дмитрия.
Пророки и Распятие - росписи основгого объема церкви.
Росписи сводов купола: Снятие с креста и крестный путь.
Колокол XVI в и интерьер основного объема храма.
Перемещаемся в трапезную церкви.
Архангелы.
Троица новозаветная.
Семь дней творения.
Сотворение рыб морских. Сотворение Евы.
Первородный грех.
Ева предлагает Адаму яблоко с Древа познания. Изгнание из рая.
Страшный суд (фрагмент): низвержение сатаны.
В Княжеских палатах (редком образце гражданского зодчества XV в) разместились не слишком впечатляющие коллекции исторического музея. Но зато в подвале этих палат (сильно отреставрированных, а вот подвал, как вы понимаете, вполне подлинный) недавно открылась великолепная экспозиция угличских изразцов XVII-нач. ХХ вв. Их здесь многие и многие сотни: с орнаментами и сюжетами, людьми и животными, печные и каминные, рельефные и расписные и т.д. Есть даже уникальный изразец с анимационным эффектом (бегущий заяц). Мы провели здесь более часа - и то потому что спешили.
Изразцовая печь (завод Аксёнова, г. Рыбинск) - изразцы кон. XIX в по образцам XVIII в. Кресть XVI в из кости и дерева.
Цеховые таблички XVIII в. Хлебный цех.
Сыромятный цех.
Стол позолотчиков и маляров.
Цеховые знаки XVIII в. Знак сапожного цеха.
Портной и шубный цеха.
Евангелия нач. XVII в.
Княжеские палаты - XV в, но сильно отреставрированные. А это спуск в подвал - вполне аутентичный.
Плинфовый пол XV века.
Изразец XVII в.
Изразцовая печь XVIII в и ее фрагмент.
Фигурные изразцы печного фриза.
Фигурные изразцы с собаками.
Фигурные изразцы с собаками и людьми.
Сюжеты самые разнообразные.
И снова птицы и люди.
Целая серия изразцов XVIII в с нравоучительными надписями.
И еще сюжеты и надписи.
Кое-какие из них так и не удалось прочитать.
Птица-сирин и всадник.
Рисовали изразцы вручную, не всегда умелые художники.
Лев и единорог.
И снова серия изразцов XVIII в: с людьми...
...и животными.
И еще сюжеты.
Рельефные изразцы нач. ХХ в.
Фигурные монохромные изразцы XIX в.
Угличский музей. Изразец XVIII в.