Сицкари идут дорогой (Некоузский и Брейтовский районы Ярославской области)

Jul 23, 2020 23:46

Некоузский и Брейтовский районы - глуховатый малонаселенный регион на западе Ярославской области, отделенный от остальной ее территории Волгой, Рыбинским морем и малым количеством мостов (собственно, именно в этих районах мостов нет совсем, только паромы). Неудивительно, что путешественника здесь настигает чувство некоторой оторванности от очагов цивилизации - тем более странное, что очаги эти, в принципе, расположены относительно близко. Способствует этому также состояние местных дорог: если в Мышкинском районе они еще вполне сносны, то в Некоузском и дальше это уже ужас-ужас. Ну то есть проехать, конечно, можно, но о-о-о-очень медленно - а расстояния там приличные.

Еще лет 70 назад  этих местах, а именно, вдоль реки Сить, компактно проживала небольшая, но крайне интересная этническая группа сицкари. Тайна их происхождение покрыта мраком: сами сицкари называют себя потомками татар, диалектологи относят их то ли к финоуграм, то ли к литвинам-белорусам (в сицком диалекте звук т заменялся на ц, а звк д на дз), а генетические исследования вообще уводят в какие-то малопонятные дебри: то ли на Кавказ, то ли в северную Африку. По словам исследователей (а исследовать сицкарей начали с кон. ХIХ в), были они рыжие, светлокожие, слегка одутловатые, невысокие, по характеру очень вспыльчивые, удивительно неприхотливые в быту и выносливые, трудолюбивые, но крайне непрактичные: нищих в их среде почти не было, но и зажиточных тоже, несмотря на то, что работали они очень много.
Сицкари занимались, по преимуществу, плотничеством: сначала строили и продавали речные барки, а с упадком речной торговли и навигации в конце XIХ века переключились на строительство изб. Сицкие деревни выделялись среди русского окружения: дома стояли не в ряд, а были раскиданы по территории свободно без плана, избы крыли четырехскатными крышами, украшали их очень скромно (ибо были небогаты), бань не строили (мылись в печах). Зато множество соседних деревень и городов до сих пор хранят великолепно украшенные резьбой деревянные дома сицкой работы, построенные ими для более богатых заказчиков.
С хамунами (так сицкари называли своих соседей - возможно, от слова "хамовники", т.е. ткачи) сицкари сосуществовали напряженно: почти не заключали друг с другом браков, не жили в одних деревнях, старались не заходить на территорию друг друга (иногда под угрозой физической расправы) и даже мельницами пользовались каждый своей. О драчливости и обособленности сицкарей гласила местаная поговорка: сицкари идут дорогой, хамуны - по сторонам. Потому, видимо, и смогла так долго просуществовать эта небольшая этническая группа  - ее численность вряд ли когда либо превышала 2,5 тыс. человек.

Но ХХ век внес свои коррективы: сицкари начали ассимилироваться еще в начале века, а в связи с индустриализацией и урбанизацией, деревни почти опустели (причем не только в сицком крае), а населявшие их этнические меньшинства постепенно растворились в преобладающем русском населении. Сейчас на сицком диалекте говорят считанные единицы - и те, по преимуществу, старики.
Но еще стоят вдоль речки Сить деревни, непохожие на традиционные ярославские, - с вольных порядком домов, крытых четырехскатными крышами. Еще встречаются в Некоузе, Брейтово, Рыбинске и более мелких окрестных селениях деревянные дома сицкой работы, украшенные великолепным ковром из пропильной резьбы (даже мы видели пару таких, хотя специально не искали). Еще не рухнули остовы больших храмов. А некоторые из них даже восстанавливаются: как, например, Покровская церковь (1808 г), что в селе Покровское-на-Сити - неофициальной столице сицкого края.



По дороге в Сицкий край на глаза еще в Мышкинском районе нам попался интересный объект - церковь Троицы Живоначальной в селе Архангельское, выстроенная в 1788 г на средства прихожан. Долгое время она стояла заброшенной, но в наш приезд мы наблюдали здесь весьма активные восстановительные работы. Возможно, это связано с культом жившей здесь в I половине ХХ века старицы Ксении Мышкинской, к могиле которой тут стоят указатели для паломников.



В красивом здании бывшей сельской школы сейчас размещается паломнический центр.




У церкви очень интересно оформлена колокольня - таких пристроек я более нигде не видела. Здание бывшей школы тоже заслуживает внимания = это качественный деревянный модерн.



Внутри Троицкой церкви сохранились росписи, но слишком активно щелкать камерой при работавших здесь строителях было неудобно.




Сделав буквально пару кадров, покинули храм - с надеждой, что при реставоации росписи сохранят.




Церковь Богоявления Господня выстроена в 1835 г на территории села Николо-Замошье, которое сейчас вошло в состав поселка Новый Некоуз (быв. пристанционный поселос Харино).



Колокольня, возможно, относится к кон. XIX в. А вот ограда 1835 г.



Роспись на стене, возможно, новая, хотя уже успела слегка облупиться.



Интерьер Богоявленского храма.



А вот и Старый Некоуз (или просто Некоуз), посреди которого стоит руина Троицкой церкви (1790 г).



В сицком селе Станилово сделали короткую остановку.



Здесь, действительно, нет улиц как таковых, красную линию тоже никто не соблюдает.



И везде стоят дома с непривычными для этих мест четырехскатными крышами.




Здесь сохранилась руина Спасо-Преображенской церкви, выстроенной в 1811 году. Декор ее стен - скорее всего, продукт перестройки 1890 г.



В селе Копань к интеерснейшему пожарному сараю сейчас не подойти - как из-за борщевика в человеческий рост, так и из-за совершенно развезенных нынешним дождливым июлем тропинок.




Борщевик тут реально скоро каланчу перерастет. Тем не менее, на каланче даже сигнальный колокол сохранился.



В селе Копань на неухоженной окраине среди непроходимых зарослей борщевика сохранился пожарный сарай с каланчей 1920-х гг постройки. Кстати, дома здесь тоже под четырехскатными крышами - вполне возможно, здесь тоже жили сицкари.

От Покровского-на-Сити можно доехать до смотровой площадки, откуда открывается прекрасный вид на долину реки Сить, в которой проходила в 1238 году знаменитая Ситская битва войск владимирского князя Юрия Всеволодовича с монголо-татарами. Памятник этой битве установлен в 1980-е годы у села Лопатино, но мы к нему не подъезжали - слишком много времени «съели» у нас отвратительные местные дороги. Зато заехали в село Копань, на полузаброшенной окраине которого до сих пор среди зарослей стоит редкий уцелевший памятник - деревянный пожарный сарай с каланчей 1920-х годов постройки.



Вид со смотровой площадки на долину реки Сить, где в 1238 состоялась знаменитая Ситская битва, в которой войска владимирского князя Юрия Всеволодовича потерпели окончательное поражение от монголо-татар. Князь Юрий здесь и погиб.



Именно здесь река Сить делает красивую петлю.



На высоком откосе долины в селе Семенвское, куда и дороги всепогодной нет, красиво стоит церковь Михаила Архангела (1806 г) - причем, неплохо отреставрированная.



А вот в Покровском-на-Сити (бывшем некогда неофициальной столицей сицкарей) реставрация Покровского храма (1808 ) еще не завершена. Мы зря, кстати, ближе не подъехали - колокольня храма украшена весьма неплохой каменной резьбой. Видимо, придется вернуться - ко всему прочему, мы не успели заехать в брейтовский музей, где, вроде бы, есть экспозиция, посвященная сицкарям. На этих землях в 1918 году даже была организована Брейтовская республика, просуществовавшая, впрочем, недолго.



Переезжаем Сить по мосту.



Село Веретея. Даже в таком состоянии Покровская церковь (1792 г) выглядит весьма величественно.



ограда здесь ну почти античного вида.

Наши надежды на то, что в Брейтовском районе дорога улучшится, не оправдались (хотя еще в прошлом году мы здесь ездили - покрытие было заметно лучше). Впрочем, вызывавший опасения отъезд в село Верхне-Никульское как раз прошел во всех смыслах гладко: сюда совсем недавно проложили асфальтовую дорогу. В селе на берегу Рыбинского моря стоит чудесный Троицкий храм, выстроенный в несколько запоздалом для своего времени стиле барокко (1806 г). Особенно интересны его интерьеры с сохранившимися яркими росписями того же времени и с резным иконостасом - их, несмотря на то, что церковь была закрыта, мы смогли немного разглядеть через открытые окна и щели в дверях.
Добравшись, наконец, до ж/д станции Шестихино, поспешили к парому в селе Сменцево. Переправившись на противоположный берег Волги, двинулись в сторону Рыбинска, о котором расскажу в следующий раз.



Троицкий храм в Верхне-Никульском (1806 г).



Крассицистические трапезная, ограда и колокольня, возможно, пристроены позже.


.

Основной объем от них сильно отличается - это чистое барокко. Внутри хорошо сохранились росписи.



Изображение Богородицы в тимпане над апсидой.




Но снимать их пришлось через щели в двери.



Старые захоронения в ограде церкви.



В Сменцево в ожидании пароме немного фотографировала Рыбинское водохранилище.



А вот и он - made in the USSR, похоже.



С парома неплохо виден ж/д мост через Волгу в поселке Волга. Его построили здесь еще в 1869-1871 гг, но в 1938 году в связи с планами по созданию водохранилища пришлось строить мост заново - и уже на дрйгой высоте. У его опор видны опоры того первого моста - по разнице высот опор можно судить, насколько поднялся здесь уровень воды. А вот автомобильного моста в этих местах нет до сих пор :(

Яр. Брейтовский район, Россия, Яр. Мышкинский район, охота к перемене мест, Яр. Некоузский район, Ярославская область

Previous post Next post
Up