Ярославская область: Тутаев (Романов-Борисоглебск)

Apr 19, 2023 00:42

Тутаев широко известен среди путешественников по России как один из важных пунктов Золотого Кольца. Он состоит из двух старых городов (Борисоглебск и Романов) и расположен сразу на двух берегах Волги, но ближайший мост находится в Ярославле! Я писала о Тутаеве более 10 лет назад, но тогда получилось очень кратко. В этот раз удалось сфотографировать почти все фрески (которыми славится Тутаев), основательно погулять по Романовской стороне (несмотря на жару) и даже искупаться в Волге.

Но начнем с начала. Главной достопримечательностью Борисоглебской стороны является великолепный Воскресенский собор, выстроенный в 1652-1678 гг на средства местного купечества. Оценить благосостояние борисоглебских купцов можно, глядя на результат - один из лучших образцов русского узорочья. Воскресенский храм великолепен как снаружи, так и изнутри. Это сложный конгломерат основного пятиглавого храма, колокольни, пристроек, приделов, галерей, крылец и т.д., окруженный оригинальной оградой сер. XIX в.
Внутри заслуживает внимания буквально всё: иконостас рубежа XVII-XVIII вв, ктиторские места XVII в с резными львами, несколько уникальных образов и, конечно, потрясающие росписи основного объёма и галерей, выполненные артелью Фёдора Карпова в 1677-1678 гг. Это один из самых известных комплексов ярославской фресковой живописи XVII века. В основном объеме внимания заслуживает, прежде всего, Страшный суд, написанный на западной стене. Но особенно известны росписи галерей с сюжетами из Ветхого Завета - их я, в основном, и фотографировала.

Борисоглебская сторона. Воскресенский собор (1652-1678 гг). Ограда сер. XIX в.



Воскресенский собор со стороны входа.


Еще один ракурс этого чуда архитектуры.


Ограда и шатровая колокольня храма (II пол. XVII в).


Расписано даже входное крыльцо.


Портал и роскошный наличник собора.



Еще один портал. Росписи галереи собора: Сотворение живых существ.



Милейшие львы.


Расписанная галерея Воскресенского собора.


Сотворение Евы и Первородный грех.


Адам и Ева прикрывают наготу.


Адам в раю и Сотворение Адама.


Христианские мученики.


Жертва Каина и Авеля.


Осмеяние наготы Ноя. Разрушение Вавилонской башни - самая известная, наверное, фреска Воскресенского собора.



Братья сажают в яму святого Иосифа.


Не могу определить сюжет этой фрески. Что-то из жития Христа.


На западной стене четверика изображен Страшный суд.


Падение Ионы во чрево китово. Фрагмент Страшного суда: еретики, магометане и немцы в аду.



Фрагмент Страшного суда.


Первосвященники перед иродом (?)


Врезанное в икону Распятие XV-XVI вв. Резной образ Николая Можайского 1654 г, происходящий из деревянной Никольской церкви.



Иконостас собора рубежа XVII-XVIII вв и его Царские врата.



Фрагменты иконостаса - деревянная скульптура.



Росписи основного четверика собора. Трехметровый образ Всемилостивого Спаса (XIV-XV вв), он же Спас Борисоглебский.



Ктиторское место XVII в...


...с резными львами у подножья.


Вид на Борисоглебскую сторону с Романовской стороны.


На другую сторону Волги можно перебраться на катере - летом их дежурит на набережной множество. Ранее ходил паром, но прошлым летом его вроде как не было. Романовская сторона выглядит патриархально и куда больше соответствует критериям города Золотого кольца, но такого шедевра, как Воскресенский собор, здесь, конечно, нет. Впрочем, есть масса всего иного.
Например, Крестовоздвиженский храм, выстроенный в 1658 году в древнейшей части города среди валов XV в. Здесь тоже сохранились росписи основного объема и галерей, в создании которых, по-видимому, принимал участие знаменитый художник XVII в Гурий Никитин, руководивший впоследствии артелью костромских живописцев.

Росписи Крестовоздвиженского собора 1670-х гг. Ангел Господень.



Вид на Романовскую сторону. Дом Зацепиных (нач. XIX в).


Леонтьевский мостик (кон. XIX в) через речку Медведка.


Крестовоздвиженский собор (1658 г).


Собор с приделами с другого ракурса.


порталы в галереи собора.


Ангелы и Спас нерукотворный над входом в главный объем собора.


Росписи основного объема храма и иконостас рубежа XVII-XVIII вв.


Иконостас XVII в.


Господь Саваоф в куполе собора.


Сюжеты из апокалипсиса на западной стене храма. Одно из знамений апокалипсиса - красный дракон


И еще фрески оттуда же. Здесь дракон почему-то белый.


Видимо, еще какое-то знамение.


Святые на столпах основного объема собора.



Этот сюжет я не распознала. Поняла только, что здесь фигурирует пророк Енох.


Вознесение Еноха и Илии на небо (?) и Древо Адамово.



Вознесение Господне.


Жены-мироносицы у Гроба Господня.


Взятие Христа под стражу (?)


Крестный путь Христа.


Эти росписи галереи сохранились плохо. Первая, похоже, Ноев ковчег. Вторую трудно распознать.



Ангелы господни - изображения галереи Крестовоздвиженского собора.



Церквей на Романовской стороне множество. Все обращают внимание на красиво стоящую на волжском склоне церковь Казанской иконы Божией Матери (1758 г). Неподалеку от Крестовоздвиженского собора стоит Вознесенская церковь (1795 г). По улице Толбухина можно дойти до старообрядческой церкви Трифона Амафунтского (1911-1914 гг). С западной стороны замыкает город кладбищенская церковь Троицы Живоначальной "на погосте" (1783 г). Самой древней же в Романове является Покровская церковь, выстроенная еще в 1654 г. Она сохранила не только изразцы снаружи, но и росписи паперти, выполненные в сер. XVIII века.
Интересна и гражданская застройка Романова, сохранившаяся здесь довольно неплохо. Стоит осмотреть парадную усадьбу дворян Зацепиных (нач. XIX в), Леонтьевский мостик через речку Медведка кон. XIX в, а также множество более скромных гражданских зданий XIX-нач. ХХ веков на улицах города. Наиболее интересна площадь Ленина с пожарной каланчой 1912 года постройки и торговыми рядами сер. XIX в.

Тутаев. Вид на Романовскую сторону (Казанская церковь (1758 г) справа и Троицкая (1783 г) слева).



Казанская церковь (1758 г) на волжском склоне.


Вознесенская (Леонтьевская) церковь (1795 г).


Она же со стороны колокольни.


Дом Доводчикова (I пол. XIX в) на Крестовоздвиженской улице.


Дом Бабушкина (II пол. XIX в).


Пожарная каланча (1912 г).


Площадь Ленина с пожарной каланчой и торговыми рядами (1864 г)


Торговые ряды XIX в на пл. Ленина.


Дом Матвея Пименова с мелочной лавкой (1870-е гг)..


Дом Андреева (быв. Каравайникова) (сер. XIX в)


Дракончик в мезонине - наследие мерянского времени.


Городской дом кон. XIX в.


Покровская церковь (1654 г).


Колокольня и изразцы Покровской церкви.



Иконостас Покровской церкви (XVIII в).


Царские врата и голова Иоанна Предтечи.



Интерьер трапезной Покровской церкви.


Паникадило. Рака над гробом святого



Росписи паперти Покровского храма. Страшный суд.


Обитатели ада - латиняне.


Взвешивание деяний человека.


Бесы.


Христос-судия.


Праведники в раю.


Апостолы.


Пророки.


Этот сюжет не разобрала. Вижу только блаженного Андрея Христа ради юродивого и святого Епифпания.


Сошествие святого духа на апостолов.


Архангел Гавриил и Иоанн Предтеча



Церковь Троицы Живоначальной "на погосте" (1783 г).


Церковь Спаса Нерукотворного образа и Михаила Архангела (1746-1770 гг) с апсиды и со стороны колокольни.



Внутри из прежнего интерьера уцелела только аутентичная кованая дверь.


Старообрядческая церковь Трифона Амафунтского (1911-1914 гг).



Первое приходское городское училище (1851-1866 гг).


Городское училище (1826 г).


Россия, Яр. Тутаевский район, охота к перемене мест, Ярославская область

Previous post Next post
Up