Тверская Карелия - 2021 (часть 1)

Feb 10, 2022 22:59

Тверская Карелия - довольно обширный регион, занимающий территорию нескольких районов Тверской области (Калининский, Спировский, Максатихинский, Лихославльский и т.д.). Здесь проживали карелы, переселившиеся на эти опустевшие после смутного времени земли после Столбовского мира 1617 года, когда территория их родной Карелии отошла Швеции. Шведы тут же принялись активно насаждать среди православных карел лютеранство - что и привело к массовому (25-30 тыс. чел.!) переселению последних под руку православного царя.
В начале ХХ в карел в Тверских землях было более 140 тыс. человек. Как известно, национальная политика советской власти не отличаась последовательностью: были периоды национального подъема малых народов (например, в 1937 г был создан Карельский национальный округ, а карельский язык перевели на латиницу), которые сменялись этапами полного нивелирования национальной идентичности. Да и урбанизация II пол. ХХ в не способствовала росту численности карел, которые всегда были сельскими жителями. В итоге, сейчас в Тверской области осталось 7,3 тыс. карел (в самой Карелии их, кстати, 45 тыс. человек). Нельзя сказать, что карелы в этих краях проживают компактно: русские и карельские села находятся рядом. Часто в бывших карельских селах остались только русские или обрусевшие жители, поэтому сейчас довольно трудно бывает определить, в каком селе ты находишься. Иногда могут помочь местные жители, но порой только по косвенным признакам можно догадаться, какой народ построил тот или иной памятник архитектуры.

Когда мы приступали к теме Тверской Карелии, нам и в голову не могло прийти, что она настолько обширна. Оказалось, что карелы, которые в некоторых регионах области составляли большинство населения, оставили весьма богатое наследие. К сожалению, оно не слишком известно - информацию о сохранившихся объектах приходится собирать буквально по крупицам.
Часть из них мы подобрали и в прошлые годы, но, конечно, далеко не все. В этом году в Тверской Карелии мы оказались дважды.

В августе отправились в Максатихинский район, где обнаружилось несколько ранее неизвестных нам интересных памятников деревянного зодчества. Самый впечатляющий из них стоит в селе Скирки - настоящая деревянная Троицкая церковь (1864 г). Храм довольно большой по объему, стоит на кладбище за пределами полузаброшенного села. Внутри сохранились росписи «неба», выполненные на холсте, - довольно редкое для Центральной России явление. Вокруг кладбища уцелела каменная ограда, типичная для карельских памятников.
От Скирок по неплохому грейдеру можно проехать в еще одно карельское село - Кострецы, где рядом с каменной Успенской церковью (1876) на кладбище стоит деревянная часовня Спаса Преображения (кон. XIX в). Каменная церковь, кстати, никогда не закрывалась, но попасть внутрь нам не удалось.

Далее дорога через Максатиху добрались до Сельцов, где свернули на грейдер в сторону Мологи. По пути в селе Горшково можно осмотреть еще одну интересную деревянную Введенску часовню (1855 г), где внутри даже каркас иконостаса нач. XIX в уцелел. Часовня также отличается интересным колокольней с небольшим выносом.
Добравшись до села Спас-Забережье, решили сходить к заброшенной каменной церкви Спаса Преображения (1833-1834 гг), которая находится рядом - в лесу на высоком берегу Мологи.
Еще одна деревянная церковь (Никольская, 1720 г) все еще стоит в селе Дымцево, где мы с большим трудом отыскали в зарослях ее разрушающийся черверик, увенчанный куполом. В отличие от предыдущих осмотренных в этот день памятников, состояние храма в Дымцево совсем тяжелое, скорее всего постройка рухнет в ближайшие годы :(

Скирки.Троицкая церковь (1864 г).


Скирки. "Небо" Троицкой церкви (1864 г). Программа росписи традиционна - Троица в центре, архангелы в секторах.



Троицкая церковь - вид сбоку.


Колокольня и апсиды Троицкой церкви.



Завершения купола храма.


Крыльцо у входа в колокольню.


Декор окон церкви.


Валунная ограда вокруг кладбища типична для народной карельской архитектуры.


Интерьер Троицкой церкви. Изображение евангелиста на парусе храма.



Еще один евангелист.


В апсиде сохранилась какая-то надпись по периметру.


Опорные столбы церкви.


Архангелы на "небесах" внутри церкви.


И еще часть "неба".


неопознанный архангел и архангел Варахиил традиционно изображается с белыми розами.



Архангел Селафиил (?). Архангел Уриил изображается с мечем и факелом.



Архангел Михаил с финиковой ветвью и архангел Гавриил со свитком.



Едем из Скирок в Кострецы. Грейдер там неплохой, но ехать нужно аккуратно :)


Кострецы. Часовня Спаса Преображения (кон. XIX в).


Крест часовни. Рядом Успенская церковь (1876 г), в которой, говорят, сохранился интерьер. Но мы внутрь не попали.



Сельцы. Невыразительная церковь иконы "Всех  скорбящих радость" (1828 г), где мы остановились, т.к. она была по дороге.


Горшково. Введенская часовня (1855 г).


Она же с другого ракурса. Форма колокольни, конечно, необычная.


Внутри часовни сохранился каркас классицистического иконостаса.


Иконостас увенчан Распятием. Выносной фонарь.



Спас-Забережье. Церковь Спаса Преображения (1833-1834 гг) тихо разрушается в близлежащем лесу.


Архитектура храма не очень интересна, но вот место здесь красивое - высокий берег Мологи.


Дымцево. Разрушающаяся Никольская церковь. Невероятно жаль: храм старый - 1720 г.



Интересный барочный декор стен храма.


Переночевав в мотеле под Вышним Волочком, на следующий день мы выдвинулись в другой угол Тверской Карелии - в Фировский район По пути (еще в пределах Вышневолоцкого района) осмотрели несколько деревянных часовен. Первая находится в селе Жилотково - часовня Дмитрия Солунского (1870 г), увенчанная небольшим четвериком-башенкой. Вторую (Покровскую, 1870-1880-е гг, что в деревне Борки) очень вовремя (буквально прямо перед нашим приездом) отреставрировали.

Еще одна часовня (Успения Богородицы, II пол. XIX в) уцелела в деревне Теляково, где осталось пара улиц добротных старых домов, но лишь единицы из них жилые. Отворотка из Дубровки сюда ведет плохая, но мы, слава Богу, были на Дастере, потому доехали прямо до места. Здесь одна из немногочисленных местных жительниц даже открыла нам часовню и немного рассказала о самой деревне (она и сообщила, что раньше здесь жили карелы).
Далее осмотрели руины солидных каменных домов в деревне Иванов Двор. Завершили день в деревне Зенцево - на удивление ухоженной, учитывая, какая плохая сюда ведет полевая дорога. Здесь на высоком берегу небольшой речки Цна стоит деревянная небольшая карельская Покровская часовня (кон. XIX в), которая также представляет из себя четверик, увенчанный башенкой.


Желотково. Часовня Дмитрия Солунского (1870-е гг). Покровскую часовню в Борках (1870-1880-е гг) только что отреставрировали - ее фото начала 2021 года вызывают ужас (слава Богу, успели до обрушения).



Полуживая деревня Теляково, где уцелела часовня Успения Богородицы, II пол. XIX в.


Состояние ее, на удивление, неплохое.


Интерьер часовни скромен и трогателен по-деревенски.


Иванов двор - деревня жилая, но почему-то именно эти добротные каменные дома брошены.


Хотя не все - этот даже дранкой крыт, а еще цел!


Один из деревянных домов деревни украшен вот такими маскаронами )


Река Цна у деревни Пухтина Гора. Здесь стоит новодельная часовня, которую я не фотографировала.


Зенцево. Высокий берег Цны, где стоит Покровская часовня кон. XIX в.


Покровская часовня отличается вполне типичной для карел архитектурой. Крест на стене часовни.



Река Цна в селе Зенцево выглядит очень поэтично.

Твер. Фировский район, Россия, Твер. Вышневолоцкий район, Тверская Карелия, Твер. Максатихинский район, охота к перемене мест, Тверская область

Previous post Next post
Up