Рязань, Коломна и окрестности (Щурово и Бобренев монастырь) за один день

Feb 20, 2018 00:22

В Рязани в прошлые выходные я оказалась почти случайно и ненадолго. Времени здесь у нас было буквально часа полтора, которых хватило на небольшую прогулку по улицам Радищева, Ленина, Почтовой и Первомайской, да на завтрак.
Вернутся сюда, конечно, никогда не помешает, поскольку помимо основных достопримечательностей здесь хватает интересной застройки как каменной, так и деревянной.

Рязань. Центр детского творчества Феникс (кон. XIX в) - типичный образец деревянного модерна.

Неподалеку отсюда находится т.н. Сад Трезвости, где сохранилось богато украшенное деревянным кружевом здание Летнего клуба Дворянского собрания (1904 г), который я, к сожалению, сняла лишь в темноте.

Здание Летнего клуба окружено прекрасной застекленной галереей.

Деревянная застройка на ул. Радищева (кон. XIX - нач. ХХ вв).

Еще красивый дом оттуда же.

В этом здании 1804 г постройки (жилой дом усадьбы) в 1858-1860 гг квартировал в свою бытность губернатором М.Е. Салтыков-Щедрин.

Бывшее здание банка С.Живаго (нач.ХХ в) сейчас занято рязанским губернатором.

Первая казенная гимназия (1808-1815 гг) - первая гимназия Рязани.

Дворянское собрание на Астраханской (1850-1853 гг).

Гостиный двор на Астраханской (1784 г, арх. И. Сулакадзев).

Памятник рязанскому летописному герою Евпатию Коловрату на Право-Лыбедском бульваре.

Ансамбль городских Торговых (Хлебных) рядов (1794 г) сохранил лишь 2 корпуса из 6.

Гостиница купцов Штрейтеров на Астраханской (1890 г).

Выходим на пешеходную Почтовую улицу.

Здесь застройка относительно целостная, но мы уже спешили, потому фотографировали мало.

Дом лесопромышленника Масленникова на Первомайской (1887 г).

Дом купца Селиванова (кон. XIX в).

После завтрака мы отправились к главной цели нашего выезда - в город Коломну. Собственно, про основные достопримечательности этого одного из главных туристических центров Подмосковья можно прочитать здесь. В этот раз нас больше интересовали окраинные районы города - поселок Щурово и Бобренев Монастырь.
Грандиозный псевдовизантийский храм Троицы Живоначальной (1880-1890 гг) в коломенском пригороде Щурово видят все, приезжающие в Коломну, но мало кто останавливается рядом. Мы же специально поехали сюда на пригородном автобусе от станции Голутвин (в этот раз мы путешествовали общественным транспортом), но не ради церкви (хотя и она не столь уж неинтересна). Метрах в ста от церкви у синего забора местной части МЧС сохранился краснокирпичный межевой столб 1830-1840-х гг, установленный на тогдашней границе Московской и Рязанской губерний и украшенный резными белокаменными гербами обеих губерний. Мы нашли его быстро, хотя в интернете многие пишут, что им удавалось это даже не с первой попытки. Столб стоит на небольшом возвышении, к нему ведет лестница, которая в эту пору, понятное дело, полностью завалена снегом. Мы, впрочем, легко поднялись к нему по склону, рассмотрели и запечатлели гербы и с некоторым трудом спустились обратно.

Межевой столб на бывшей границе Московской и Рязанской губерний (1830-1840 гг).

На столбе размещены гербы Московской и Рязанской губерний.

Троицкий храм в Щурово (1880-1890-е гг).

Он же со стороны апсиды.

Вернувшись в Голутвин, сели на трамвай и добрались до исторического центра Коломны. Отсюда по улице Зайцева можно выйти к Москве-реке, через которую перекинут наплавной мост. Не знаю как летом, а зимой он сугубо пешеходный. До Бобренева монастыря отсюда пути около 1 км по хорошей асфальтовой дороге. Монастырь, основанный как и Старо-Голутвин в XIV в на подступах к городу в качестве защитной крепости, сохранил стены кон. XVIII - нач. XIX вв, башенки которых напоминают Старо-Голутвинские (видимо, возведены в то же время). Также здесь можно увидеть два храма: отреставрированный и действующий классицистический Федоровский (1860 г) и пребывающий в стадии реставрации барочный собор Рождества Богородицы (1757-1790 гг). Есть также келейный корпус XIX в, который вроде бы собираются восстановить.

Оставшееся по возвращении в город светлое время на прогулку по Посадской улице к самой красивой церкви города - храму Николы Посадского (или  Воскресения Словущего, 1716 г), который я более семи лет назад наблюдала весь в строительных лесах. Сейчас все пять рядов кокошников прекрасно видны - церковь отреставрирована снаружи и передана старообрядческой общине Коломны. Это старообрядцы-поповцы Белокриницкого согласия, потому к туристам здесь относятся лояльно: нас пустили внутрь и разрешили немного понаблюдать за службой. Интерьера как такового не сохранилось (используется только половина объема, на восстановление другой у общины пока не хватает сил), но даже просто беленые древние стены и своды производят сильное впечатление.

Торговые ряды I пол. XIX в и колокольня Иоанно-Богословской церкви (1846 г).

Пятницкая башня коломенского кремля (1525-1531 гг).

Улица Зайцева уводит за Москву-реку к Бобреневу монастырю.

Вид из-за Москвы-реки на Ново-Голутвин и Ново-Брусенский монастыри.

А вот мы приближаемся к Бобреневу монастырю.

Стены и башни монастыря (кон. XVIII - нач. XIX вв).

Церковь Федоровской иконы Божией Матери (1860 г).

Интерьер у церкви новодельный, но здесь также хранится вот такое интересное старое Распятие.

Собор Рождества Богородицы (1757-1790 гг).

Возвращаемся в Коломну и идем на посад.

Дом мещанина Силаева (сер. XIX в) - типичный пример застройки посада того времени.

А вот пример каменной усадьбы коломенского посада XIX в.

Наконец-то церковь Воскресения Словущего (или Николы Посадского, 1716 г) можно увидеть во всем великолепии. Теперь здесь проводят службы старообрядцы-поповцы Белокриницкого согласия.

Она же со стороны апсид.

Для своего времени храм несколько архаичный: этот декор стен и окон - типичное русское узорочье.

После этого снова пора было возвращаться в Голутвин, откуда ходят автобусы на Москву, да и обедать, в случае такой необходимости, гораздо лучше здесь: в отличие от насквозь туристического центра Коломны, где все кафе и рестораны рассчитаны на туриста-однодневку, в новом городе кормят быстро, вкусно и за вполне вменяемые деньги.

Россия, МО Южное Подмосковье, Рязань, МО Коломенский район, Московская область, Рязанская область, охота к перемене мест