Этот день поездки снова был посвящен Хакасии - в основном, Аскизскому району, где сейчас компактно проживает основная часть коренного населения Республики. Как нетрудно догадаться, в этом посте будет снова много археологии, так что если вы от нее устали, можно дальше не читать.
Но начали мы все же с посещения музея в промышленном городе Абаза, название которого расшифровывают как сокращение от «Абаканский завод». Железоделательный завод основан здесь был еще в XIXв, но история его весьма непростая - он то открывался, то закрывался, менял собственников, формы собственности и т.д. Местный музей находится в одном из немногих сохранившихся старых особняков города - доме купца Кипреева (кон.XIXв), и сам по себе довольно интересен.
Следующим пунктом программы стал Сафроновский могильник - один из самых интересных археологических памятников Хакасии, куда можно дойти от мрачноватого и заросшего коноплей хакасского улуса Сафронов (путь недолгий - менее 1 км). Здесь сохранилось множество курганов тагарской эпохи, четыре из которых окружены каменными стелами, отмеченными древними рисунками и надписями.
Абаза, особняк купца Кипреева (кон. XIXв). Сейчас Абазинский краеведческий музей.
Двор усадьбы.
И хозяйственные постройки.
Герб города Абаза - тут и природа, и ископаемые, и исторические прошлое Хакасии.
Хакасский женский костюм. Нагрудное украшение из бисера называется пого. Их даже продают как сувениры, очень красивые, но в какой ситуации в Москве можно одеть пого, я так и не придумала :)
Чатхан - струнный хакасский народный инструмент.
Модель абазинского железодеятельного завода.
Гидромонитор разработан инженером Еремеем Черкасовым. Применялся при разработке золотых приисков.
Суровые и прекрасные окрестности Абазы - тайга, рудные отвалы и какие-то подсобные помещения.
Улус Сафронов также выглядит не слишком фешенебельно...
Зато аутентично.
Заросли конопли в улусе знатные.
А раньше хакасы жили вот в таких деревянных юртах, некоторые из которых сохранились на территории усадеб до сих пор.
Приближаемся к Сафроновскому могильнику - курганам тагарской эпохи (2,5 тыс. лет назад).
Курганы со стелами поближе.
Одна из самых впечатляющих стел.
Окрестные пейзажи очень хороши.
Тамги, спираль и прочие символы на стелах.
Что делает сидящий человек и что за предмет перед ним - каждый судит в меру своей испорченности.
Птица на одной из стел.
И здесь птицы.
Сафроновский могильник. Тагарский курган, окруженный каменными стелами.
На одной из стел Сафроновского могильника изображено множество птиц.
В Хакасии существует несколько музеев под открытым небом - в основном, это памятники археологии: писаницы, менгиры, курганы и т.д. О некоторых из них я рассказывала в этой серии ранее, далее речь пойдет еще о трех. В улусе Полтаков рядом с местной школой организован целый стелариум, куда свозились плиты, в основном, тагарской (VIII-III в до н.э.) и хунно-сяньбинской (IIв до н.э. - IIIв н.э.) культур со всего района. Некоторые из них расчищены на иностранные гранты, другие так и стоят нерасчищенные. Музей доступен для осмотра в любое время и снабжен большими и толковыми инфостендами.
На протяжении 18 км вдоль дороги Аскиз-Абакан тянется т.н. Большой палеоазиатский могильник - степь (местами распаханная), со множеством курганов скифо-тагарской и прочих эпох. Посреди этого поля недалеко от улуса Анхаков находится музейный комплекс, содержащий всего один экспонат - т.н. "Улуг Хуртуях тас" (по-хакасски "Каменная бабушка"). Окуневская стела III или II тыс. до н.э. в виде женской фигуры, испокон веков стоявшая на этом месте, всегда была предметом поклонения хакасов. И даже когда ее перенесли в абаканский музей, некоторые хакаски умудрялись совершать рядом с ней обряды. В общем, традиция поклонения "Улуг Хуртуях тас" не прерывалась никогда - это вообще уникальный случай, ведь большинство древних культов давно забыты. В 2003г по просьбе местных жителей, статую вернули на ее исконное место и заключили в стеклянную юрту от непогоды. Теперь хакасы приезжают сюда со всей республики в поисках семейного счастья, помощи в деторождении и т.д. - нынче это одно из самых популярных и посещаемых мест в Хакасии.
Закончили этот день посещением этнографического музея-заповедника Казановка, где на территории в несколько гектаров разбросаны курганы, менгиры, писаницы. Но на осмотр всего этого нам до темноты времени бы точно не хватило, потому мы ограничились парой менгиров и этнографическим юртовым комплексом "Кюг, имитирующим хакасское поселение XIXв. Из оригинальных построек здесь только амбар XIXв, а в юртах можно даже остановиться на ночлег. Но в целом быт хакасской деревни здесь можно представить вполне ясно.
Улус Полтаков. Тагарская стела с изображением животных
Улус Полтаков. Такое фантазийное панно на хакасские народные темы украшает стену местной школы.
Полтаков, курган со стелами.
Полтаковский стелариум.
Рисунки на стелах в Полтакове интересны и разнообразны:
А здесь целые композиции и рунические надписи.
Многофигурная композиция.
Окуневская стела с типичными личинами.
Люди и звери.
Стеклянная юрта для Улуг Хуртуях тас (Большой каменной бабушки).
Улуг Хуртуях тас (Большая каменная бабушка) - окуневское изваяние, которому уже 4,5 тыс. лет. Чуть ли не единственный идол в Хакасии, ритуал поклонения которому не забыт, а дошел до нас через века.
Которую принято кормить молочными продуктами, мазать ей сметаной рот и живот, а также просить ее о чем-то (обычно, о рождении детей), как делает эта хакасская девушка.
Ну а те, чье желание исполнилось, возвращаются, чтобы поблагодарить Хуртуях тас.
И традиционная деревянная хакасская юрта рядом.
Интерьер юрты.
Казановка. Менгир Ах-тас из белого камня - место поклонений и жертвоприношений.
Юртовый комплекс "Кюг".
В таких юртах-чумах проживали бедняки.
Амбар XIXв.
Сани.
Деревянная юрта зажиточного хакаса.
В Казановке находился родовой камень Майнагашевых, который был взорван в советское время.
Так закончился наш последний день в Хакасии, а вместе с ним и часть поездки, посвященная древним кочевым культурам Великой степи. В следующий раз речь пойдет о Русском Енисее, где почти не будет курганов, петроглифов и менгиров, зато будет много культовой и гражданской архитектуры и исторической городской застройки. Ну и великий Енисей, на который, как на нитку, оказались нанизаны эти столь различые цивилизации, конечно, тоже будет.