Столица Республики Тува Кызыл не может похвастаться долгой историей - город основан русскими 1913 году под названием Белоцарск (кочевники-тувинцы вообще городов не строили). Здесь были серьезные боестолкновения во время Гражданской войны - потому от того времени до нас дошли только пара зданий, в т.ч., деревянный Первый дом Кызыла, вернее, единственный, оставшийся от центра старого Белоцарска. А вот исторических хурээ (буддистских монастырей и храмов) ни в Кызыле, ни во всей Туве не осталось вообще - все они подверглись разрушению во время независимой ТНР. В последние десятилетия несколько хурээ построены в Кызыле, в один из них - Цэченлинг (1999г) мы заехали с целью ознакомиться с местной религиозной экзотикой. Еще более экзотичной тувинской религиозной практикой является широко распространенный здесь шаманизм. Деревянный дом, в котором расположена шаманская клиника Тос-Дээр, стоит рядом с современным грандиозным монументом «Центр Азии», возведенным на месте строго (1964г) в 2014 году, когда праздновалось столетие вхождения Тувы в состав России.
Строго говоря, монумент - всего лишь символ, а не геодезическая точка: по самой распространенной версии, географический центр Азии* (с которым тоже все не так просто - подробнее можно почитать Вики по ссылке внизу поста) находится в 23 верстах от Кызыла, но вроде как точно на территории Тувы. Сейчас в центре города на набережной им. Кужугета Шойгу сразу после слияния Бий-Хема (Большого Енисея) и Ка-Хема (Малого Енисея) в Улуг-Хем (Верхний Енисей) разбит целый парк, посвященный этому факту, - с фонтанами, скамейками, скульптурами, сувенирными лавками, мороженым и напитками (алкоголь не продают - и правильно делают). По парку ходят полицейские и гоняют пьяных, курильщиков и прочих нарушителей порядка. Автор центрального памятника - довольно модный нынче, причем не только и не столько в России, бурятский скульптор Даши Намдаков - изобразил трех львов, держащих земной шар, увенчанный шпилем, - и все это в окружении фигур-символов года из китайского гороскопа. Чуть поодаль находится весьма достойная скульптурная композиция "Царская охота" (автор тоже Д.Намдаков), выполненная по мотивам и в стиле находок из курганов Аржаан-I и -II. Но вообще, в условиях недостатка времени я пожалела свободного часа на подробный осмотр парка и побежала сначала в книжный магазин, а потом вприпрыжку пронеслась по паре центральных улиц Кызыла, где сфотографировала несколько деревянных зданий эпохи независимости, которые, на мой взгляд, представляют здесь наибольший интерес. К сожалению, добежать удалось не везде - например, здания Клуба советских граждан и посольства СССР в ТНР (оба нач.ХХв) прошли мимо меня, а кое-какие интересные постройки смогла увидеть лишь из окна автобуса. Но несколько примечательных зданий все-таки запечатлеть получилось.
Ночевали мы в этот день в юрточном гостевом комплексе "Бий-Хем", что расположен в 20 км от Кызыла на берегу одноименной реки - Большого Енисея. Место очень атмосферное, к тому же само по себе является достопримечательностью республики - здесь можно разместиться с максимально возможным в таких условиях комфортом: в юртах есть электричество (впрочем, с ним бывают и перебои, но это если не повезет), умывальник, обогреватели (юрты не отапливаются, но мы, слава Богу, попали сюда еще в теплый сезон). Туалеты и пара душевых кабин с горячей водой есть на территории комплекса. К тому же, здесь вкусно кормят, можно при желании послушать горловое пение или посмотреть на камлания шамана, - и вообще тут рады гостям.
Т.н. Первый дом Кызыла - если вся застройка 100 лет назад была здесь такой, то город выглядел весьма привлекательно.
В этом здании находится музей истории политических репрессий в Туве.
А рядом памятник жертвам репрессий - т.н. "Непокороенный", созданный в 1992г тувинским скульптором с удивительным именем Товарищтай Ондар.
А
в этом доме, который плохо получился на фото, в 1925-29 гг размещался ЦК ТНР.
А здесь в те же годы заседало правительство ТНР.
Кызыл старый и (относительно) новый.
А так выглядит Кызыл окраинный и совсем не парадный.
Хурээ (буддистский храм) Цэченлинг (1999г).
Его интерьер.
Рядом здание типографии (1924г), которое и сейчас используется по назначению.
Правда, один его деревянный корпус обложили кирпичом. Здесь же торгуют буддистскими сувенирами.
В этом доме, который я безуспешно пыталась снять через окно, до 1945г располагался театр (где в 1944 году было объявлено о вхождении Тувы в состав СССР), потом музей, а теперь - центр народных ремесел.
Монумент "Центр Азии" (ск. Даши Намдаков, 2014г) на набережной Кужугета Шойгу. В центре - львы держат земной шар со шпилем (который, кстати, увенчан тем самым оленем из Аржаана-II), вокруг - знаки года китайского гороскопа.
Так в Кызыле выглязит Енисей (Улуг-Хем) сразу после слияния рек Бий-Хем и Ка-Хем.
Скульптурная группа "Царская охота" (Даши Намдаков, 2014г), видимо, воспевает искусство древних кочевников Великой степи.
Юрточный комплекс Бий-Хем на берегу Большого Енисея (который здесь совсем еще небольшой). Самым трудным здесь было, выйдя из юрты, отыскать потом свою - они же все одинаковые! :)
Бий-Хем прямо с берега. Течение, как видите, серьезное - его даже слышно.
Так гостевая юрта выглядит внутри.
Исполнитель горлового пения Народный артист Республики Тува Монгун-оол Ондар.
На следующий день нам предстоял большой перегон по территории Тувы (собственно, это и была южная часть т.н. Саянского кольца) с несколькими остановками. Первая случилась на берегу Енисея, где оборудована самая примитивная видовая площадка. Но виды на Енисей (еще совсем не широкий, но с очень крутым и высоким левым берегом) с нее открываются совершенно замечательные.
Больше времени у нас заняло посещение единственного на территории России действующего буддистского монастыря - Верхнечаданского (или Устуу-Хурээ), возрожденного на территории прежней обители, основанной в 1905г и разоренной в 30-е гг ХХв. Сохранились лишь руины цокчэна (главного дацана), которые сейчас превращены в отдельный храм под открытым небом. Новый же цокчэн, в точности повторяющий старый, построен на некотором расстоянии, за пределами монастырской ограды, и тоже довольно интересен. Рядом с руинами можно увидеть несколько буддистских ступ (субурганов) и деревянных домиков, в которых проживают монахи.
Безусловно, религиозная жизнь Тувы довольно своеобразна - и не только из-за распространения здесь буддизма. Во-первых, как уже было сказано, наряду с буддизмом в Туве популярен шаманизм (по факту, многие местные жители являются двоеверами). В итоге, здесь даже удалось достичь некоего симбиоза двух культов - с т.з. и обрядов, и даже мировоззрения. Во-вторых, тувинцы исповедуют тибетско-монгольский вариант ламаизма, но со значительными особенностями. Например, Тува - одна из немногих ламаистских территорий, где ламам официально разрешено жениться. Но поскольку жизнь монахов крайне регламентирована, для обычного брака они малопригодны. Потому в Туве ламы часто женились на … шаманках, на которых традиция также налагала массу ограничений в браке. Судите сами, если даже служители культа позволяли себе подобный экуменизм, то что уж говорить о простых верующих.
На территории Тувы в VIII-IX вв располагался Уйгурский каганат, от которого здесь осталось несколько руинированных крепостей. Впрочем, настолько руинированных, что руины эти способен распознать только специалист. Наиболее интересные из них - крепость Бажан Алаак, но мы, к сожалению, туда не успели, поскольку нам еще предстоял долгий путь к Саянскому (или Сотому) перевалу, по которому проходит граница Хакасии и Тувы.
Таких субурганов (буддистких ступ) в Туве сейчас много.
Традиционно их расписывают так.
Пожелания мира и процветания Туве по-тибетски. Кстати, Тува - единственный регион России, где с визитом побывал Далай-лама (еще в 1990-е гг).
Кызыл. Церковь св. Троицы построена в 1929 году, когда буддисткие хурээ активно сносились, а ламы подвергались репрессиям.
У церкви интересный интерьер,
а также инфостенд, из которого мы узнали, что местный архиепископ - тувинец.
Такие деревца - лоскутные оваа - жертвенники низшим духам в приметных местах, где верующие оставляют символическую жертву
Улуг-Хем - Верхний Енисей, образованный слиянием Бий-Хема и Ка-Хема.
Шоссе в Тувинской котловине.
Хайыракан - скалистая гора, которыю во время визита в Туву освятил Далай-Лама.
Чабанская стоянка - юрта и загон для скота. Такие попадались нам периодически по дороге.
Устуу-Хурээ. Это новый храм - точная копия Цокчэна (главного храма) 1905г.
Главный ход.
Крыша традиционно утеплена каким-то местным растением.
С колесом сансары.
Алтарь.
Интерьер храма.
Будды у алтаря.
Территория старого Устуу-Хурээ 1905г. Его настоятель считался главой всей буддистской общины Тувы.
Руины глиняного цокчэна 1905г сейчас используются как храм под открытым небом.
Буддистские ступы.
Степь и горы в Тувинской котловине.
Устуу-Хурээ. Домики, в которых живут монахи.
Миновав без остановок мрачноватый город Ак-Довурак, где разрабатывают асбестовые месторождения и живут наиболее воинственные тувинцы, мы подобрались к Западному Саяну - одному из самых сейсмически активных регионов России, если верить словам ув.
uchazdnegЗдесь степь сначала сменяется суровыми скалами, среди которых можно найти разные породы, в т.ч. и нефрит, а дорога, ведущая вверх на перевал, из-за постоянных подвижек грунта чревата неровностями, о которые периодически бился днищем наш автобус. По ходу подъема на перевал можно наблюдать довольно наглядно смену природных зон: степь, тайга, лесотундра, тундра плавно переходят друг в друга. На вершинах самых высоких гор растет ягель, да и погода в этой зоне вдруг резко испортилась. Прибыв на перевал (высота 2 214м над уровнем моря), мы вышли из автобуса, чтобы сфотографироваться у пограничных знаков Тувы и Хакасии, но погода была не только не фотографическая, но и совсем не прогулочная: шел мелкий мокрый снег, дул сильный ветер, а температура воздуха вряд ли сильно превышала 0°С. Впрочем, ничего удивительного для такой высоты в это время года.
На горнолыжной базе «Снежный барс», где мы остановились на ночлег, также шел дождь, но было все-таки теплее (здесь высота поменьше - 1 500м). Это уже территория Хакасии, но на базе отсутствует сотовая и телефонная связь (возможно, есть какая-то рация), а в радиусе 100 км нет стационарного жилья - по пути нам попадались лишь пастухи со стадами овец и палатки собирателей кедровых шишек (в сентябре как раз сезон сбора нового урожая орешков). Для столь глухого места, база на удивление хорошо обустроена - есть электричество (видимо, генератор), домики, снабженные умывальниками и биотуалетами, к нашему приезду были натоплены (в каждом есть печка). Душевые кабины и баня есть на территории комплекса. И все это в страшной глуши, всего в нескольких километрах от заимки Лыковых, где и сейчас проживает последняя из семьи отшельников - Агафья.
Кызыл-Мажалык. Дом с традиционными тувинскими узовами на стене. Здесь мы из автобуса не выходили, но вроде бы никаких значимых достопримечательностей на пути не было.
Но в целом, дома в этих поселках не очень привлекательные.
Но природа красивая.
Долина реки Алаш.
Предгория Западного Саяна.
Степь сменилась тайгой...
Тайга - лесотундрой. На вершинах - уже тундра.
Граница Тувы и Хакасии на перевале Сотый.
Турбаза "Снежный барс" дождливым утром.
Спускаемся вниз вдоль реки Она.
Папоротник здесь растет повсеместно. Сибиряки его употребляют в пищу - мы пробовали соленый папоротник.
____________________
* Географический центр - геометрический центр территории (континента, страны, административного района). Существуют несколько определений географического центра. Он может определяться, как центр тяжести площади поверхности с очертанием данной местности, или, с учетом шарообразности Земли, как проекция такого центра на земную поверхность... Альтернативное определение - точка, равноудаленная от границ территории, т. н. «полюс недоступности». Географический центр может также находится, как медианный центр - точка пересечения отрезков, попарно соединяющих самую западную и самую восточную точки территории, и самую северную и самую южную точку территории...
Географический центр может привязываться к ближайшему населённому пункту. В случае отсутствия населенного пункта, центр определяется приблизительно. Нередко на месте географического центра ставится памятный знак.
Из всего вышесказанного следует, что географических центров может быть несколько. Напрмер, ГЦ Европы я знаю целых три. В Азии тоже не один.