Книги апреля

Jun 04, 2015 13:54

Надо вводить такую традицию - писать про книги, не лениться. Так сложно иной раз собраться! Но так как я люблю читать посты про книги, возможно, кому-то и мои излияния будут интересны. А вообще, слава книгоблогера мне не светит, так как я мало читаю новинки. Точнее, читаю, но приучила покупать их только после оценки людей, вкусу которых  доверяю. Осечки случаются, но в целом это меня страхует от разного литературного шлака. Так что новинки я редко читаю сразу после выхода, посему просто не поспеваю за трендами. И вообще, пишу об апреле в начале июня. Но иначе просто не влезет.


Апрель у меня прошел под эгидой нон-фикшена, подробные отзывы на который писать не буду, просто перечислю. "Искусство чтения. Как понимать книги" Томаса Фостера была прочитана исключительно из желания расширить горизонты, так как автор американский и примеры приводит из произведений, не сказать чтобы слишком популярных в России. Если вы филолог, то освежите знания, если просто хотите научиться видеть книги дальше сюжета, почерпнете много интересного. Лидия Авилова, Татьяна Щепкина-Куперник, Ольга Книппер "Мой муж - Антон Чехов" - книга представляет из себя сборник с мемуарами, письмами, воспоминанями выше означенных женщин, которые так или иначе были близки Антону Павловичу. Сам сборник не особо примечательный, все это легко можно читать по-отдельности. Лично по моему мнению, самое интересное там - мемуары Лидии Авиловой, которые похожи на очень лиричное, милое литературное произведение. Коути Екатерина, Харса Наталья "Суеверия викторианской Англии нужно читать всем, кто попал в ловушку "мне так интересно, но я ничего не знаю" (у меня так сейчас с художниками-модернистами). Описание суеверий дает хорошее представление об эпохе, а также эту книгу можно использовать, как энциклопедию символов литературных произведений. После прочтения вы потом легко поймете, почему дорогу ГГ в каком-то викторианском романе перебежал именно заяц и никто другой. Для знатоков Англии - повод посмеяться и систематинизовать знания, наверное.

А про следующую книжку я прямо расскажу! Потому что я просто уже в восторге от этого мужика - на этот раз вполне реального. Итак, Кристофер Хэдфилд "Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите".



Автора этой книги считают одним самых известных астронавтов, который прославился своими роликами из космоса и твиттером. Книгу я читала в своем отпуске, в самолете, в метро, это оказалось отличным чтением в тот момент, когда тебе не надо приходить на работу и есть свободное время на "подумать".

Читать о чем-то опыте всегда интересно. Но особенно интересно читать об опыте, который я с большой долей вероятности не получу никогда. Моя романтическая натура как-то не задавалась вопросом, а как ходить в туалет в невесомости или вот как жить несколько месяцев в замкнутом пространстве, наблюдая одни и те же морды? И уж тем более я не размышляла на тему того, сколько времени (точнее, сколько лет) и сил тратиться на подготовку одного полета в космос!

На самом деле, книжка не совсем о космосе. Конечно, и о нем тоже, но все же больше о земле. Наверное, я бы ее отнесла в разряд мотивационных, несмотря на активную мою нелюбовь к подобному жанру. Но одно дело, когда двадцатилетняя девочка пытается научить тебя, как правильно любить себя, и совсем другое  - человек, реально что-то сделавший. Будучи канадцем, он начал мечтать о космосе в 9 лет, при этом прекрасно понимая, что для этого поприща надо быть либо американцем, либо русским. Но это его "а вдруг" заставило делать все, чтобы, если что, быть готовым и, в итоге, воплотить мечту в жизнь. При этом это не рассказ о человеке, которому повезло, а вполне реальная почти инструкция, что делать, если чего-то сильно хочется.

Но в книге вы не встретите этих шаблонных формулировок на тему "Мечтай, визуализируй, мысли материальны". Наоборот, на мой взгляд, Хэдфилд рвет шаблоны. Одна глава "Сила негативного мышления" чего стоит: как постоянное ожидание плохого делает тебя оптимистом. А еще, можно хоть до бесконечности визуализировать мечту, но космолет "Союз" не доставляют на дом и для того, чтобы прокатиться на такой штуке, нужно как минимум оторвать себя от дивана. Больше всего меня покорил принцип рассуждений в духе: "Так, что еще может меня убить?". Короче, считаю, что хотя бы послушать этого чувака стоит! Тем более, с чувством юмора у него все ок.

Вместе с вдохновляющими умозаключениями и автобиографическими вставками мы еще и получаем байки о том, как готовится русский шашлык, чем занимаются астронавты и космонавты перед полетом, как развлекаются люди на МКС в свободное от работы время и как стрижкой ногтей в невесомости испортить жизнь всем. Наверное, не стоит ждать от этой книги художественности, все-таки Кристофер Хэдфилд не писатель. Но как по мне, чтение весьма приятное.

Следующая книга, о которой я хочу рассказать, - это Карел Чапек "Война с саламандрами".



Продолжаю штурмовать этого писателя, который ранее мне понравился рассказами. Наверное, одна из самых сильных книг, прочитаных мною за последнее время.

Для начала - это антиутопия. И сатира. В общем, все, как я люблю.

Однажды некий капитан Ван Тох обнаруживает лагуну, населенную живыми существами, которые оказываются очень смышлеными для того, чтобы научиться пользоваться человеческими орудиями труда. Смекалистый капитан учит их ловить для него жемчуг, а взамен помогает им справляться с акулами и вообще жить припеваючи. Потом ему приходит идея перевозить этих саламандр на другие острова, где есть жемчуг, дальше в погоню за прибылью включаются и другие капиталисты. А дальше... думаю, нетрудно предположить, что было дальше, с учетом того, что книга называется "Война с саламандрами".

Книга, безусловно, антинацисткая, написанная за несколько лет до Второй мировой. Тогда еще не все могли предположить, что новый немецкий лидер станет угрозой для человечества. Но, что поделать, книга оказалась пророческой. Она сверху до низу нашпигована аллюзиями, а сноски занимают, наверное, четверть книги. Но ради них и стоит читать. Чапек сатирически описывает то, что происходит (да и будет происходить в современном мире).

- Слушайте, Беллами, - сказал я ему, - вы порядочный человек и, как говорится, джентльмен. Неужели вам не противно служить делу, которое по существу не что иное, как гнуснейшая работорговля?
Беллами пожал плечами.
- Саламандры - это саламандры, - уклончиво проворчал он.
- Двести лет тому назад говорили, что негры - это негры.
- А разве это было не так? - ответил Беллами. - Шах!
Эту партию я проиграл. Меня вдруг охватило такое чувство, будто каждый ход на шахматной доске не нов и был уже когда-то кем-то сыгран. Быть может, и история наша была уже кем-то разыграна, а мы просто переставляем свои фигуры, делая те же ходы, и стремимся к тем же поражениям, какие уже были когда-то.

Сюжет, как я говорила, угадывается с самого начала - тут и название, и сам жанр антиутопии, который строится на том, что человечество изначально проиграло, говорят нам об этом. Это-то и страшно. Ведь все развивается довольно логично, с учетом международного права, толерантности и гуманизма! Разведение саламандр похоже на работорговлю? Давайте дадим им права. Саламандр притесняют? Давайте построим школы и дадим им глубокое образование. Что, саламандра написала диссертацию? Они тоже имеют на это право.

Уже желание научить их говорить с целью заработать на них еще больше денег запускает необратимые процессы. Жажда наживы, деньги, которые управляют нашим миром, приводят к гибели цивилизации людей.

Вообще, из этого произведения можно вычленить много всего и задать себе вопросы об ответственности одного человека, о том, что человечество - единственный биологический вид, убивающий себе подобных, о социальных процессах, о превосходстве одной расы над другой, о том, что такое толпа...

В общем, это классика. И, как я убедилась, совсем-совсем не зря.

Что еще было? Был новый Акунин с романом про Эраста Петровича "Планета вода", мимо которого я не могла пройти, хотя и ожидала большего. Намного большего. Говорить о ней не буду, поклонники данной серии все равно будут читать. Был сборник вполне годных рассказов "Сборщик душ", где именитые писатели-фантасты (в том числе и мой любимый Гейман) пересказывали на новый лад старые истории. Думаю, тоже комментарии излишни, если вы в нашем полке задротов, скупающие все книги данной серии, и так меня поймете. Закончу свой отчет я, наверное, почти классикой - Ричардом Йейтсом с его "Дорогой перемен", которая внезапно попала мне в руки.




И для начала! Мне нравится серия "Азбука классика", но руки бы оторвать за такую обложку! Потому что с обложки так и лезет ромком с хэппи-эндом. Возьмет человек книгу в руки, дабы отдохнуть с любовным романчиком, а тут ему такое... безысходность, безысходность. Хотя я все-таки настаиваю на том, чтобы люди пользовались гуглом перед тем, как что-то начать читать. Ну или не обижались потом.

В центре у нас - бытовая драма. Мне кажется, это сразу надо знать, ибо есть любители (я, например) какого-нибудь интересного антуража. Но нет, тут вас встретит просто жизнь, совершенно обычная и скучная. Но для кого-то такая жизнь счастье, а для кого-то трагедия. А все дело в том, что происходит у тебя внутри. У главных героев, казалось бы, есть все, чтобы считаться нормальными членами общества. Они имеют  образование, интересы, работу, дом, детей, они устраивают посиделки с друзьями, ходят иногда в бар, чтобы оторваться. Но нереализованные мечты и амбиции делают их несчастными. В какой-то момент они даже находят выход, но... Все происходит, как в жизни, за исключением финала - оптимистично прибавлю я. В общем, книга об одиночестве, о эгоизме и зацикленности на себе и своей уникальности.

Вот правда не особо люблю такие сюжеты. Но тут мне понравилось.

О том, как я в мае превратилась в "филологическую деву", расскажу в другой раз. Вот как-то так.

книги

Previous post Next post
Up