Осенью птицы улетают на юг, а в Москву прилетает шаман из Иркутска. И, кстати, словно у птицы, одним из его обиталищ традиционно является гнездо ("Гнездо глухаря"; и глухаревские - или гнездиковские? - концерты из-за их количества уже давно идут у меня в ЖЖ под номерами), а вот со вторым пристанищем (берлогой? это же Медведев ведь...) возможны варианты. Вот на этот раз, например, второе московское выступление Медведева прошло в книжном клубе-магазине "Гиперион", куда мы и направились уже практически постоянным составом в пять человек, +/- еще пара участников.
О "Гиперионе" я была наслышана, знала, что он чем-то похож на анти-кафе и что там проходят камерные неформальные мероприятия от концертов и квартирников до каких-нибудь посиделок, однако совсем не ожидала, что клуб-магазин окажется таким маленьким: ну как две гостиных в квартире, например (хотя с глазомером у меня не очень, могу и наврать). Весь в книжных полках по периметру (что логично, ибо это все-таки магазин; некоторые книжки можно брать бесплатно, в рамках буккроссинга фу, какое слово уродское, оставляя что-нибудь взамен), со стойкой, где можно купить чаю и что-нибудь пожевать, с гардеробом, где принято самообслуживание, и с лабиринтом интересных коридоров, в которые мы убрели, промахнувшись мимо этого гардероба (он тоже маленький, и при некотором скоплении людей рядом не заметить его очень легко). С несколькими рядами пронумерованных стульчиков, отчего "Гиперион" еще больше, чем первая версия "Шоколадной фабрики" (та, которая была на м. Римская), напоминает школьный актовый зал - нет, даже не зал, а просто класс, приготовленный для концерта силами какого-нибудь 6-б. Одним словом, это очень душевное и уютное местечко с не менее душевным и неформальным администратором несколько хиппарского вида, что тоже работает на атмосферу. Понравилось мне и расположение клуба - в глубине двора, разрисованного неплохими граффити, в самом сердце Москвы (как можно понять по последним моим постам, я очень люблю Питер, но после его проспектов и островов горбатые улочки и кривые переулочки города сорока сороков кажутся особенно родными). Звук, на мой непрофессиональный слух взгляд, тоже был отличный, хотя сначала меня немного напрягли колонки, направленные прямо на наши места. Единственный небольшой недостаток - это духота из-за размеров помещения и скопления людей (я в какой-то момент прямо стала присматривать путь к отступлению в коридор к гардеробу, но эта предосторожность в итоге оказалась лишней) и еще мне в спину дуло, но от этого можно было защититься курткой - к слову, не моей.
Что до мест, то сидели мы на втором ряду в рекордной близости от небольшой сцены, где стул, гитара и микрофон, конечно же, помещались, но свободного пространства после них оставалось немного, и я, пожалуй, впервые за все время могла нормально видеть выступающего не в краткий миг передачи очередной пачки записок, а просто, в процессе исполнения благо, диоптрии позволяли. Поэтому концерт у меня получился скорее визуальным, чем аудиальным: я беззастенчиво рассматривала Медведева, иногда даже не очень слушая песни, и думала о том, какой он все-таки сибиряк - с этим своим "маленько", которое я периодически слышу от наших сибирских и уральских филиалов, с калмыцкими скулами я художник, я так вижу... и какой шаман. Как есть шаман, который то, уставившись в пространство, читает свои тексты, записанные где-то на полу или на стенах шрифтом, который виден только ему, то хитро улыбается на каких-то словах песни (чем ставит меня в тупик, потому что мне бы не пришло в голову веселиться на этих строках), то, вероятно, просто бессознательно поднимает глаза на небольшие юпитеры над сценой, но для меня это выглядит так, будто он ищет взглядом тот самый канал связи из "Марша небесных связистов"... Шаман и связист, однако, и пусть связь у него не сбоит.
Что касается песен, то их я не слушала с весны, с предыдущего концерта в ШФ, поэтому в сущности программа была мне безразлична: что споет, то и послушаем-с. Потом выяснилось, что того самого "Марша связистов" мне все-таки не хватило, но зато было аж целых две совсем незнакомых песни: одна из них прямо недавно написанная и на "нашем" концерте исполнявшаяся впервые (хотя мы, как истинные фанаты, послушали ее и по выложенному в инете видео, но всего лишь только разок), а вторая как-то не попадала в поле моего зрения, поэтому, может, пару раз я ее нечаянно слышала с компа, но совсем не запомнила. Было несколько превращений медвежути в нормальные слова (кстати, довольно неожиданные), были и впервые услышанные строки (в плане текстов особенно первое отделение удалось, много чего я услышала впервые... или старое зазвучало по-новому)... Зал был, на мой взгляд, довольно контуженный, и по этому параметру я его отнесла в первую тройку самых тормозных залов (не знаю, может, скученность как-то на это повлияла: не очень удобно подпевать прямо в ухо соседу - за более просторными столиками ГГ или широкими лавками ШФ топать, хлопать и гудеть любительским хором явно сподручней), но на "Марше Трансвааль" и этот смирный зал разошелся (к слову, в значительной степени его разогрела наша рассеянная по помещению компания) и вытребовал бис, причем выглядело это забавно: Медведев торопливо раскланивался под аплодисменты и косил глазом на строгого импресарио Урюпина, потом извиняющимся жестом указал тому на не желающих успокаиваться зрителей и произнес долгожданное "ну давайте еще что-нибудь эдакое спокойное, ибо с голосом напряг, спою". А после биса в виде "Алехи Боханского" быстро выдрал гитару из усилителя, чтобы больше петь не заставляли.
В общем, хорошо сходили, особенно концовка концерта удалась. А в "Гиперион" можно как-нибудь просто так прийти, любопытный магазинчик.
Число вечера: 7 (3 стула, 4 человека)
Злодеяние вечера: попытка выдрать волос у впереди сидящей незнакомой девушки (на самом деле это была попытка снять волос с одежды).
Мизансцена вечера: импресарио Дмитрий Урюпин пытается привлечь внимание Медведева для того, чтобы на пальцах показать, что тому можно исполнить еще два песни.
Победа вечера: увенчавшиеся успехом неоднократные попытки продавить "Алеху Боханского" (и текстовыми записками, и рисунками, и выкриками из зала) - что характерно, "Алеха" был исполнен самым последним.
Диалог вечера:
в записке: "Только что дошел смысл "Сердца змеи""
О.М.: Бывает... до меня до сих пор не дошел.
Цитата вечера: "Все Урюпину простила за то, как он "Трансвааль" подпевал".