Новый альбом Алисы "20:12" лег на душу только теперь, спустя почти два месяца со дня выпуска. Обрабатывался он мною в весьма задумчивом темпе, но все же ритмы, полные легкого движения, совпали с биением сердца, а переносы рифм в начало новой фразы стали действовать как трамплин - короткий толчок перед полетом. Философских открытий, связанных с этим альбомом, у меня пока не было; может, их и не будет, но песни и так хороши мягкой и динамичной, глобальной и личной атмосферой.
Раз зашла речь об открытиях, решила привести в порядок давно назревавшие "музыкальные" мысли.
1. Общая пафосная классификация - давно хотелось записать.
2. Алиса.
3. Кино.
1. Музыка, которую я люблю (или слушаю), бывает трех видов.
1) Основополагающая или "приглашение к действию". Та, в которой по максимализму молодости, ищешь ответы на глобальные вопросы. Собственно говоря, это Алиса, победившая всех конкурентов. Здесь звучат емко сформулированные истины - от того, что ты слышишь именно эту фразу в нужный момент (как реакцию мира на твои мысли), строка становится законом, по которому хорошо жить. Поэтому Алису я не слушаю, а долго осваиваю и перерабатываю, как серьзную книгу. Сюда же относится Цой: не зря он так много значит для Кинчева и лидер Алисы посвящает ему "Жизнь струны" или целый "ПХДЛ". Их песни чем-то похожи - хотя сложно сформулировать, чем именно. Призывом жить, энергией, атмосферой? Самое точное, что могу сказать, - жизненной энергией.
2) Есть просто хорошие песни - красивые или страшные истории, сказки или поток ассоциаций: Машина времени, Наутилус, немножко Кукрыниксов и Короля и Шута, единичные произведения Игоря Растеряева, Олега Медведева, ДДТ, пара песен Любэ, Высоцкий, к которому я отношусь с большим уважением. Даже одно творение Арии затесалось в эти ряды цельных произведений, которые слушаю для эстетического удовольствия. В философском плане авторские концепции могут вызывать возражения, но это не беда, ведь эта музыка - не руководство к действию.
3) Песни, которые я слушаю так, как, наверное, люди обычно музыку и слушают: не грузясь вселенским смыслом, просто из-за того, что нравится голос, мелодия, припев или все вместе производит приятное впечатление. Это задорно-самовлюбленные Кукрыниксы, которых уже не могу слушать "серьезно" (хотя в позднее неразумное отрочество они относились к музыке первой категории), но их обаяние порой очаровывает. Это Nightwish с Тарьей Турунен: необыкновенное сочетание сильного оперного голоса с жесткой энергией металла (не буду косить под металлистов, которые говорят "мЕтал"). Это Ванесса Мэй с гармонией классики и драйвом металла. Это иноязычные редкие исполнители, которых я слушаю из-за музыки или из-за необходимости слушать что-то на испанском или французском (хотя французская музыка, за исключением песен из "Хористов", у меня упорно не идет; испанцы в этом плане повеселее).
Классику сюда отнести нельзя, ей - особое место.
2. Алиса.
Алиса - группа, на которую во время активного проибщения к русскому року я вышла сама, чем по сей день весьма довольна. Причем совершенно не помню, почему вдруг решила послушать... Но вряд ли можно забыть то громадное впечатление, которое на меня произвел "Изгой". После него я стала качать запоем все подряд (но не забывала делить файлы по альбомам, чтобы не нарушать логику автора), дошла до "Сейчас позднее, чем ты думаешь" и остановилась: было ощущение, что все более ранние альбомы создал и исполнил другой человек, совсем не Кинчев. Поиск истины в песнях вырос именно отсюда, из горячки первых месяцев.
Апокалипсис во "Всадниках", Новый Завет в альбоме "Изгой" - как можно дерзнуть спеть это? И тем не менее... Гордость за Русь в "Без креста", в "Небе славян", в "Стати Севера". Актуальные "Звери" и "Rock-n-roll": не сказать, что я их не люблю, но из-за злободневности и отсутствия космического масштаба в этих песнях я включаю их довольно редко. Энергия, заключенная в узнаваемом "алисовском" ритме; простор мягких басов; немногочисленные медленные - от этого особенно философские - песни...
3. Кино.
Цой - это нечто совершенно фантастическое. Пущенная стрела; бесстрастие, за которым скрывается бешеная энергия; пренебрежительное отношение к комфорту ради души - особенно подкупающие меня ноты (люблю впадать в крайности и метаться от одного к другому вместо умного совмещения). Ощущение свободного пути наедине с собой и с миром - может, с Небом, хотя это прямо не сказано (в отличие от Алисы). Все та же неотягощенность житейским, что запала мне в душу в фильме "В диких условиях". Пульс жизни, пульс хранителя дверей лабиринта... Читала на форуме, что некоторые благодаря музыке Цоя спасались от депрессии - вполне согласна, после "Мама, мы все сошли с ума" или "Нам с тобой" хочется горы свернуть: не зря пол я обычно мою под эти песни. :) Обращение на "ты" и повелительное наклонение мобилизуют и наполняют поющим движением. Ах, хороша музыка "Кино"!