Где-то с год назад исследуя небольшой частный вопрос -
http://kryukov-a.livejournal.com/124417.html - я разобрал синопсис текстологии первой главы «Нового Хоббита».
Напомню, хотя календарно мы рассмотрели почти два месяца (от 17-19-х чисел декабря 1937 г. до 18-го февраля 1938 г.), но непосредственно над текстом зачина сиквела Толкин трудился очень мало времени - наблюдается три быстротечных подхода с значимыми разрывами между ними. Собственно если мы бросим взгляд на дальнейшую работу над сиквелом (т.е. после 18-го февраля и до начала марта), то между созданием машинописи Первой Главы и работой над Второй и Третьей Главами отмечается очередная временная лакуна (более двух недель). Как сказал бы Теодоро:
Увы, приходится сказать,
Что в рассужденьях ваших больше
Бывает светлых промежутков…
(Простите, если я невежлив).Хотя здесь мы обнаруживаем, что над завершением «вступления» (opening chapters) Толкин трудился куда как более основательно - схемы, размышления, черновики, чистовики и машинописи (хотя от всего этого мало что сохранилось) - и уже, повторюсь, к началу марта он «дописывает Третью Главу». Подчеркнём - на работу над этими двумя главами ушло ориентировочно две недели (скорее всего меньше)! Таким образом, по существу именно в эти последние недели (?) февраля и завязывается работа над будущим LotR, а всё что было до того справедливее характеризовать лишь как пробу пера.
Но дописав «вступление», то есть доведя героев до границ земель хоббитов, Толкин остановился почти на полгода. В письмах отправленных в этот период он ссылается на то что просто не знает о чём можно писать далее - и очевидно лукавит. Когда он в конце августа всё же возьмётся за продолжение - оно будет плотно укоренено в план-схеме набросанной ещё в период работы над «вступлением». По-видимому, у Толкина просто не лежало сердце к данной навязываемой ему работе.
Поразительно что продолжение начинается прямо с того места на котором Толкин остановился полгода назад - как будто и не было никакой паузы! Никаких исправлений, переделок предшествовавшего текста, размышлений с карандашом, планов. Это… ошарашивает.
Итак, снова приступив к работе над текстом Толкин внезапно увлекается, и создаёт за не очень то и большой срок всё то, что Кристофер называет Первой (за исключением «вступления»), Второй и Третьей Фазами. Обратите внимание, календарно этот период - с последних дней августа до конца ноября - не намного длиннее периода когда он работал над «вступлением» (opening chapters), но за это время он довёл своих героев от границ Шира до Ривенделла, т.е. создал то что впоследствии станет Книгой Первой и первыми главами Книги Второй.
И здесь сразу стоит подчеркнуть, для тех кто знаком с «Историей Хоббита», что употребляемый так же и Рэтлиффом термин 'phases' вовсе не тождествен термину употребляемым Кристофером. В Предисловии к шестому тому Кристофер раскрывает, что: «… the writing proceeded in a series of 'waves' or (as I have called them in this book) 'phases'» («… работа [над рукописью LotR] проходила последовательностью 'волн' или (как я назвал их в этой книге) 'фаз'»). То есть 'phase' Кристофера - это последовательное развитие нарратива от завязки истории к точке, когда его отец, по тем или иным причинам, останавливался и возвращался назад к началу, формируя новую последовательность (т.е. 'phase') текста. И, в общем-то, это очень похоже на то как Дж.Р. работал над отдельными Главами, только на более крупном шаге текстологии. Для Рэтлиффа же существенны календарные рамки: выделения стадий, когда Толкин работал над текстом произведения. То есть если бы предположить, что черновики LotR разбирал бы Рэтлифф, то он бы выделил в Первую Фазу работу над первыми тремя Главами; а то что Кристофер разбивает на Первую (без «введения»), Вторую и Третью Фазы Рэтлифф бы свёл в единую Вторую Фазу, а Третья для него бы началась в августе 1939-го.
Свои плюсы и минусы есть и у того и у другого подхода - ни один из них не лучше (впрочем и предложить лучше я тоже не могу). Для Кристофера это лишь удобное с издательской точки зрения членение материалов отца. И должен заметить, что мне это его решение представляется более удачным, нежели его упёртое следование главам изданного LotR'а. Но в то же время то что Кристофер определяет как три 'waves' нельзя не рассматривать как единый протяжённый процесс.
Первая из 'waves' Толкином создаётся на ощупь и в результате текст получается очень несбалансированным: постепенно формируемый главный движитель сюжета (тема Кольца Власти) и отдельные поступки героев (на вроде того как Гендальф подговаривает Бинго устроить шутку на день-рожденственской вечеринке - sic!) становятся, как бы это помягче сказать, весьма необоснованными; да и комические и сатирические элементы текста становятся не соразмерными с драматическими. То есть вот эта Первая Волна - она никак не могла быть окончательным текстом, её необходимо было переработать, причесать (и чем дальше, тем больше). И вот когда Толкин перевалил «за середину» рассказываемой истории (а он тогда так полагал… хе-хе) он всё-таки решил остановится и сделать текст более логичным и соразмерным. Так вот всё то что Кристофер называет Второй Фазой (и что я бы начал с документа озаглавленного Дж.Р. как 'Queries and Alterations') - это есть протяжённый такой черновик в котором Толкин прорабатывал изменения перед созданием «окончательной» чистовой рукописи LotR (которую можно было бы послать в издательство) и которой стало то что Кристофер называет Третьей Фазой.
И вот здесь (вслед за Толкином) мы и остановимся. Где-то в конце ноября - начале декабря 1938-го Дж.Р. вновь оставляет работу над текстом (по очень обоснованным как всегда причинам) и возвращается к нему только в августе следующего года. Но это уже совсем другая история…