Feb 02, 2016 18:19
В «Послании к Титу» апостол Павел цитирует Эпименида:
Сказал кто-то из них [критян], их собственный пророк:
«Критяне всегда лжецы, дряные скоты, праздные брюха!»
и, что самое интересное, заключает: "свидетельство это справедливо". Но… это ведь классический парадокс лжеца. Если критяне патологические лжецы то Эпименид говорит правду; но он ведь и сам критянин, то есть лжёт?! Так почему же Павел утверждает его правоту? Очередной христианский парадокс - Credo quia absurdum? Или, как полагал Златоуст: «апостол говорил не об этом, а о том, что хорошо сказал такой-то, что критяне лжецы»?
Полагаю что всё ещё запутанней. Дело в том, что парадокс лжеца разработал Евбулид, сместив основу: как будто эти слова Эпименид произнёс от своего имени. Но это не так - Эпименид цитировал слова Алетейи «услышанные» им во сне при посвящении; то есть речь идёт о ритуальном поношении. Но, отбросив парадокс лжеца, мы попадаем в ещё более любопытную ситуацию: апостол ссылается на слова богини… которая в то же время является и персонификацией абстрактного понятия 'истина'.
филология,
история,
заметки,
античность,
христианство