Взгляд из Орды

Oct 03, 2024 09:15

Сегодня церковь поминает другого святого князя. Михаила Черниговского. Правда, день его мученической кончины приходится на 20 сентября. Но с переменой календаря эти две даты разошлись.
О смерти князя и его боярина Фёдора в Орде, кто только не писал. Даже вездесущий Плано Карпини. Казалось бы ничего нового в этой истории быть не может. Хотя, даже самый поверхностный взгляд сразу обнаруживает здесь много странного.


Исследователи довольно убедительно объясняют необычное для монголов убийство за веру. Однако все попытки понять почему такой опытный и искушённый политик, как Михаил поехал к Батыю, практически на верную смерть, так и не увенчались успехом. Ведь князь не мог не знать, что с него спросят за убийство послов в Киеве, союз с венгерским королём. Однако на что-то надеялся.

В своей книге "Ковыль и розы" я пытался посмотреть на эту историю с другой стороны. Из Орды.

Возможно причина гибели Михаила лежит именно в борьбе тамошних группировок.
Ими вполне могли стать новая главная хатун Батыя Боракчина и его старший сын, наследник и соправитель Сартак.

Судя по всему Сартак был близок с молодыми ростовскими князьями Борисом и Глебом, опеку над которыми после гибели их отца Василько взял на себя Батый. Скорее всего Глеб даже сопровождал Сартака в его последней поездке в Каракорум и после смерти молодого хана женился на его дочери, получившей в крещении имя Феодора.
А это самые Борис и Глеб были внуками Михаила Черниговского. Более того, Борис находился в ставке Батыя вместе с дедом.
Так что у князя была в Орде сильная рука. Скорее всего сам Сартак. А ведь именно Сартак в последние годы Батыева правления занимался русскими делами. Летописи даже не упоминают ни самого Батыя ни его смерть.

Что пошло не так?

Давним и верным врагом Михаила был великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович. А именно он первым прибыл на поклон к Батыю, получил ярлык. Как раз перед приездом черниговского князя он отправился в далёкий Каракорум, на курултай избиравший верховного хана.
Так что момент для визита его недруга был выбран очень удачно. Явно не им самим, а его доброхотами в Орде. Скорее всего из окружения Сартака.

А что Боракчина?
Про неё мы знаем лишь, что она весьма благосклонно отнеслась к князю Даниилу Галицкому. Другому недругу Михаила, побывавшему в Орде незадолго до этого. Всячески обласканному.
Как говорится друг моего врага - мой враг.
А уж в интригах бывшая жена Угедея, унесшая ноги на берега Волги после его смерти, чувствовала себя, как рыба в воде.
Тем более что галицкие недоброжелатели Михаила предоставили самые убедительные доказательства ненадёжности князя. От шашней с венгерским королём до самой свежей информации о русском представителе на Лионском соборе. Да и убийство послов было вспомнить очень даже кстати.
Вот такая у меня получилась версия.

Жизнь, как водится, спутала карты игроков.
Ярослав из Каракорума не вернулся. Скончавшись при загадочных обстоятельствах практически одновременно с Михаилом.
Но и Даниил Галицкий, на которого ставила Боракчина, оказался краплёной картой. После смерти Михаила он быстро сменил ориентацию, поладив с венгерским королём, а потом и сам приняв корону от папы. Места старых недругов заняли сыновья умершего Ярослава Александр и Андрей. Первый, видимо сделал ставку на Сартака, второй на Боракчину.

Ковыль и розы, Золотая Орда

Previous post Next post
Up