Решил рассказать о своей поездке в Самару на круглый стол. А то фоткой
похвастался, где запечатлен в обществе ведущих специалистов по Золотой Орде. Теперь буду подтверждать, что я не краевед, а писатель.
Разговор о том, что за поиски места, где в 1391 году произошла одна из величайших битв Средневековья теперь возьмутся всерьёз появилась ещё в прошлом году. Даже сообщалось, что будет создана международная группа из учёных России, Казахстана и Узбекистана. Захотелось узнать подробности. Поэтому на приглашение поучаствовать откликнулся с радостью.
Которая оказалась омрачена вестью о смерти главного энтузиаста изучения истории этого сражения самарца Александра Назарова. Я и не знал, что он умер ещё в прошлом году. Только недоумевал, чего он на моих страничках в соцсетях не появляется. А поинтересоваться не судьба. Очень жаль. Александр был активный и целеустремлённый человек, каких мало. Боюсь, без него поиск места битвы может затянуться на неопределённое время.
Ну а сам я, как положено участнику круглого стола, ездил с докладом. Посвящённому месту сражения.
Собственно, по поводу этого самого места, практически все участники сходятся к одному мнению. Растекаться мыслью здесь не даёт география. Наука куда более суровая и конкретная, чем история. Часто страдающая неопределенностью. В низовьях Кондурчи с большим войском сильно не разгуляешься. Место, где могли сойтись две огромные армии, только одно. Со всех сторон оно окружено возвышенностями.
Мой доклад назывался "Путь на Кондурчу", и был посвящён тому, почему битва состоялась именно здесь.
Дело в том, что сражение произошло в непосредственной близости к Жигулёвским воротам. Узкому проходу через Сокские Яры. Место крайне удобное для обороны. Оно в разы уже знаменитых Фермопил, где небольшой отряд греков удерживал огромную армию персов.
Это значит, что мысль будто кто-то кого-то догонял абсолютно неверна. Тот, кого догоняли, просто перекрыл бы проход. Очень малыми силами. Обойти негде.
Однако, битва слишком уж определённо привязана именно к этому проходу. Зачем?
Чтобы встретить противника в заведомо неудобном положении, когда он выходит из узкого прохода и не дать ему развернуться. Учитывая, что войско Тохтамыша состояло преимущественно из лёгкой кавалерии и численно превосходило армию Тимура, такой ход битвы был навязан именно последним. Тем более была возможность занять возвышенности, сделав кавалерийскую атаку несколько затруднённой.
В пользу этой версии говорит и странный поступок Тимура, который, увидев приближающееся войско врага, распорядился готовить еду и отдыхать.
Деяние крайне легкомысленное, когда имеешь дело с кавалерией.
Однако Тимур прекрасно знал, что на то, чтобы выйти из прохода и развернуться, Тохтамышу понадобиться время. Которое он использовал с максимальной выгодой для себя.
Почему не напал сам пока противник шёл через проход?
Ему была нужна полная победа. Разгром всей армии. Длительное противостояние в Жигулёвских воротах на чужой территории играло больше на руку Тохтамышу. К нему шли подкрепления с Яика. По некоторым данным там был московский князь Василий Дмитриевич. Из за Волги шёл сын Мамая. В этих отрядах вполне могла находится и тяжеловооружённая конница, и пехота, и арбалетчики.
В то же время, закрепившись на возвышенности, в условиях ограниченного маневра легкой кавалерии Тимур получал немалое преимущество над противником, превосходящим его по численности. В пользу ограниченности маневра говорит и то, что Тимур разделил войско на семь частей. Значит у Тохтамыша не было возможности использовать всю свою армию сразу.
Это и стало причиной поражения.
Главная тактика легкой кавалерии - это охват. Основное оружие при этом стрелы и копья.
Местность не давала возможность эффективно применять ни то, ни другое. В ударе лавой главное скорость. А когда атакуешь противника вверх по склону сильно не разгонишься.
Потом последовал контрудар.
Не исключено, что его нанесли именно силами тяжёлой кавалерии. Немногочисленной, но практически неуязвимой в бою с легковооружёнными всадниками. Да ещё и атакующей сверху по склону. Удар был нанесён на очень узком участке.
Так что находившемуся на правом фланге Бек-Булату совсем не нужно было замышлять измену. Его просто опрокинули.
А где это правый фланг? Если стоять лицом к северу?
Это как раз и есть ближайшее место к Жигулёвским воротам. Куда и устремились бежавшие. Прекрасно понимавшие, что преследовать их не будут ибо им там очень легко отбиться.
В то же самое время армия Тохтамыша оказалась отрезанной от прохода и прижатой к Волге. В полном соответствии с описанием сражения. Дальше все просто.
Конница - это подвижный род войск. Она может или атаковать или убегать. Альтернативы не было.
Всё это было запланировано Тимуром ещё в самом начале похода. Конечно при участии советников, прекрасно знавших особенности местности. Так что Едигея можно смело называть отцом кондурчинской победы.
Ну а теперь собственно путь на Кондурчу.
Переход через степь через долину реки Сарысу, полную вешних вод и травы для лошадей. Потом путь на запад по летним кочевьям у границы лесов. Потом, приблизительно в района Оренбурга поворот на север где ныне проходит железнодорожная ветка Уфа-Тюльган. В обход главных сил Тохтамыша, которые ждали ниже по течению Яика. На удобном для обороны правом берегу реки.
Затем переход в тыл по старому пути, шедшей ещё в булгарский Биляр и где ныне проложена железная дорога на Ульяновск.
Оттуда осталось лишь спустится в низовья Кондурчи и закрепится на месте будущего сражения.
Вишенка на торте.
Нужно было чтобы Тохтамыш не распознал замысел неприятеля и не испортил всю обедню, поторопить его. Благо, он ждал Тимура в другом месте, явно ограничившись ближней разведкой в степи и не имея сведений о его перемещении.
В это самое время к нему прибыли два перебежчика, которые и сообщили, что Тимур обошёл его с тыла. Мне одному кажется, что их Тимур и подослал?