Кривым его прозвали за расположение дома, в котором он находился. Дом стоит прямо на повороте, по диагонали.
Вот на месте этой ублюдочной пластиковой входной группы была железная конструкция из нержавейки, водружённая примерно в середине восьмидесятых. А до того была, разумеется, сталинская деревянная.
Группа авто у столба: на этом месте была летняя клеть, где гнили овощи и всякие там арбузы. Зимой в этой клети хранились поддоны, котлетные лотки, деревянные ящики (те самые советские ящики!) и проволочные ящики для молочных товаров.
У правого торца дома, что не вошёл в кадр - та самая пивнушка и квасная будка.
Кривой магазин обеспечивал продуктами питания множество жителей в окрУге. Илитного тут, конечно, не торговалось. Но ассортимент был вполне себе.
Ну, пройтись надо по отделам.
МОЛОЧНЫЙ. Занимал весь торец (окно под российским флагом на фото). У стены стоял холодильник, столы, витрины. Особенно запомнилось название витринного оборудования «ТАИР». Бренд этот не исчез, оказывается. Но найти старинные витрины-прилавки в интернете непросто. На таирах стояли таблички «Сегодня вас обслуживает продавец...». В ассортименте всегда имелось молоко, кефир, сметана, ряженка, катык. Кумыс всегда числился на особом счету и в «кривом» не появлялся. Сливки были крайней редкостью. Однажды бабка прибежала из магазина и радостно вопросила: «Будешь сливки кушать?!» Я впервые услышал это слово и решил, что оно очень похоже на сливы. Конечно же, согласился. Увидев же стакан молочной жидкости - разочарованно опешил. Дополнительно сбивало с толку слово именно «кушать», а не пить. Ну что же... Покушал. Довольно приятно.
Все помнят, что в зависимости от продукта крышечки на бутылках имели свою раскраску. Молоко, если правильно помню, с белой крышечкой. Равно как и сметана в стеклянной баночке. Кефир зелёный. Ряженка пурпурная. Катык с полосой. А потом ещё были всякие ацидофилины и ацидофильные пасты. И, конечно же, молоко в треугольниках. В таких треугольниках появлялась крайне редко и пахта - побочный продукт обработки молока. Треугольник с пахтой стоил 5 копеек.
Продавщицы нарезали масло: для этого у них была проволока о двух рукоятках и огромное мачете. Масло поставлялось в громадных параллелепипедах. Процессы разгрузки и разделки я часто наблюдал в очереди. Бабка водила дружбу с работниками магазина (может, даже и грузчиков подпаивала - бес знает), и чуть только зарождалась в воздухе вероятность приезда молочной машины - бросала боевой клич нам.
Да-а-а... Помню сырки. любил их со сметанкой-то навернуть (да и сейчас). Творог советский - это точно было говно. Я никогда не понимал, почему он такой кисло-горький, ведь иногда мама или бабка покупали разливное (за ним надо было идти к бочке в соседний квартал, его разливали заветным алюминиевым мерным бидоном на ручке) и делали свой творог - нежный, сочный. Помню сыры плавленые. Некоторые паковались в пластиковые круглые плюгавые стаканчики и покрывались, кажется, фольгой. И ещё какое-то добро было...
МЯСНОЙ. Мясной отдел располагался далее по периметру, вдоль основной линии (противоположно окнам). Он как-то плавал: вроде бы и котлеты, и кости, и ещё какое-то барахло лежали в витрине. А колбасы торговались в молочном в одну очередь. Очереди за варёной колбасой - это отдельная песня. Стояли весь обед на морозе, ждали. Потом убийственной гурьбой заваливались в помещение: с матом, проклятиями, толкотнёй. Вожделенную колбасу ели несколько дней, а уж откровенные остатки бабка ещё и замораживала в поддоне для воды под морозилкой (у нас же был холодильник «Снайге»!).
Что бывало в мясном ассортименте кроме колбасы и котлет по 11 копеек, я уже не помню. Сосиски тоже являлись предметом жесточайших боёв, а сардельки - это уже деликатес.
РЫБНЫЙ. В последние годы СССР этот отдел обслуживала на полставки продавщица мясного (или молочного?). Но когда-то там теплилась отдельная жизнь, светил какой-то желтоватый, в отличие от общего голубоватого, свет. Тоже холодильник, полка с консервами. Помню паштет «Волна», ага. Ну, всякие там сардины-скумбрии. В судках лежали рыбы: солёные селёдки-кильки-мойвы, копчёная скумбрия (мама любила холодного копчения, а Катя любит горячего - ну очень вкусно, и дороже, отсюда и мамино предпочтение, наверно), ещё всякие салаки и невесть что. Иногда маме удавалось урвать камбалу. В рыбном же отделе, если я правильно помню, продавали и растительное нерафинированное масло на развес. Причём у бабки была бутылка 0,5 литра с наклейкой тоже от масла, но в неё она ходила покупать очередные поллитра. Этикетка вся промасленная...
Помню интересную овальную разделочную фиговину в рыбом отделе. Такая же имелась и в т.н. «молотовском» магазине (или «магазине с крылечком»), расположенном через полтора квартала.
БАКАЛЕЯ. Вот тут помню продавщицу. Тётя Соня, татарка в роговых очках с сильными диоптриями. Как звали её на самом деле я, разумеется, не знаю. Она была самая добрая продавщица в магазе. Бабуля эдакая. Покупал я у неё заветный сахар, крупы, соль, ещё что-то. В витрине постоянно виднелись всякие торты. Помню, подолгу залёживался «Ландыш». Любимый торт из детства - «Ленинградский». Обожаю его. И сегодня иной раз вижу, покупаю. А как-то раз лежал торт «Пешт»: непонятно, что такое. Но по виду был бисквитный. Я так и не попробовал. И, конечно же, «Полянка». Как я любил эти грибочки!
Пирожные различные, бисквитные в том числе. Кольцо заварное по 16 копеек. Печенье.
Иногда покупал ракушки. Там же лежали и легендарные макароны 7,62 калибра, которых сейчас нигде не сыщешь. А хотелось бы сварить, сделать с тушёнкой или подливкой: просто чтобы детство вспомнить.
В отделе у тёти Сони продавалось то, чего сегодня точно я нигде не вижу, и что было предметом моего главного интереса после тортов и пирожных. Это кусковой сахар! Я упросил однажды маму купить несколько глыб. Помню, как впервые с удовольствием потягивал одну глыбу несколько дней )))))
НЕ ПОМНЮ. И ещё отдел, вот не помню, как такие назывались. Располагался в противоположном молочному торце. Там были соки, сигареты, коньяки и что-то там ещё.
Ну, конусы, разумеется, с соками. Томатный - с ложечкой, солью и с промывочным стаканчиком. Штабеля ящиков с этими соками...
Даже Мальборо помню среди прочих сигарет (это по лицензии то ли украинцы, то ли молдаване гнали). ЯВА-100, разумеется, илитне!
У окна слева от входной двери стояла касса, в которой надо было пробивать талончики. Но к концу восьмидесятых во всех отделах появились отдельные аппараты.
Помню кризис, талоны. И вдруг в рыбный привезли кучу консервов: паштет, шпроты, печень трески, скумбрия, навага... Аккурат перед новым годом. И мы встали в тягостную очередь. Народ толпился, торговля долго не начиналась. И вот стартануло. Давка, волнения. В одни руки не больше тыр-дыр-дыр... Мы были все втроём. К тому времени мама с бабкой были в глубоком конфликте, но голодный совок сплотил. Набрали целую сумку консервов, я всё с благоговением вздыхал: на Новый Год же! Всё равно ведь главный праздник, всё равно хотелось волшебства!
И даже урвали пару бойных банок с печенью трески за полцены. Ну то есть они мятые были, но не потёкшие...
Да-а-а, были времена.
Помню ельцинско-гайдаровскую либерализацию цен. Зашёл утром 2 января 1992 года в магазин и увидел масло «Крестьянское несолёное». 31-го декабря оно стоило 3 рубля 10 копеек. А 2 января - 27 рублей. Вот так. Потом Ельцин в октябре 1992 года стоял и клялся: ровно через год, дорогие россияни, мы встретимся с вами на этом самом месте, - и это будет Новая Богатая Россия!!! За вас, россияни!!!! Запомните: ровно через год!!!
Ровно через год после этого я понял, чего стоят слова политиков, чего вообще стоит лживая власть. И после этого уже не голосовал ни за Ельцина, ни за Путина, ни за Медведева. И никогда насчёт власти не обольщался.
А "кривой" магазин постепенно деградировал. Бывший грузчик Серёжа - здоровенный мужик, крепкий - решил стать директором и организовать типа ООО. Ездил на джипе. Но долго его затея не продержалась. Задействовано было лишь правое крыло (бакалейно-соковое). Довольно быстро магазин сгинул, и потом его перекупили те, кто сейчас виден в виде вывески на фото.
Ну и ещё совсем немного. Вон та дверь чёрная: это был водочный отдел. Там за крепкой решёткой мужчины-торговцы продавали водку, портвейн, вино. У этой двери во время завоза также толпилась вожделеющая публика, как и у соседней пивнушки. Мордобой и поножовщина здесь также имели место. Мне там не довелось побывать: с падением СССР отдел сразу же закрыли и водка продавалась несколько иначе. Ещё вон отвод для лампочки такой тюремный. Да, уж...
https://www.google.com/maps/@54.820197,56.099959,3a,75y,201.94h,92.21t/data=!3m4!1e1!3m2!1si-cR0m5meCmFJ1gd5wIKWQ!2e0!6m1!1e1