УЧАТ В ШКОЛЕ

Jun 04, 2015 13:12

В детстве, как принято сейчас писать в хипстерских эссе, всё кажется беззаботным и интересным, поэтому, мол, не надо экстраполировать свои светлые малолетние воспоминания на жизнь в стране в целом.
Спорно это. Я просто не хочу выписывать ни предпочтений, ни осуждений. Было многое. Начну с плохого.
В третьем классе кондовая сталинистская наша советская учительница-руководительница начальных классов, Лидия Фёдоровна, натравила на меня бандитов. Конфликт возник после моего недовольства - несправедливого, конечно, но я и не отрицал, - по поводу внеклассного чтения. Мама затеяла покраску стен в коридоре, а у меня от паров ехала крыша (я же, естественно, помогал). В результате я дрянным образом подготовился к пересказу какой-то там латышской сказки. Тройбан и все дела. Накалякал "НЕПРАВИЛЬНО" самым неразборчивым почерком. Но училка зорко пересматривала предыдущие страницы и вскрыла дерьмо.
Случился скандал, я бился в истерике, оставался после уроков просить прощения. Никакого прощения не было, конечно же. Лидия Фёдоровна клеймила меня и на собраниях, и перед мамой, и перед классом калёным клеймом. После этого я стал в классе изгоем. Дети из интеллигентных семей как-то пережили этот этап. А вот бандиты (эдакого залдостанского разлива) стали собираться в стайку и унижать меня, бить, делать пакости. Энергия социально-близких элементов была умело направлена сталинисткой в нужное русло.

У Лидии Фёдоровны были любимчики. Был Димочка - круглый отличник. Страшно предположить, что делали его родители, чтобы Лидия Фёдоровна его круглила постоянно. Впрочем, чувак был неглупый. Мы перешли в четвёртый класс. Я с интересом осваивал новые предметы, старался. А Димочка почему-то съехал на тройки. В конце учебного года мне вручили почётную грамоту, а Диме - ничего. Лидию Фёдоровну вызвали сказать почётное слово-пожелание. Побагровевшая сталинистка, как сейчас помню, только покачала головой и стыдливо ушла, так и не сказав ни слова.

У нас была неплохая классная руководительница в средних классах. Она приучала к социальной активности, походы там всякие (в частности, сплавлялись по реке Сим!). Следила, чтобы в классе не зрели гнилостные подводные течения. Но вскоре ей надоело ездить из Максимовки (и обратно, порой в 10 часов вечера) до работы, она вышла замуж и уехала в Подмосковье. Класс мотало-крутило, в стране буйствовала всякая там кооператорщина, ласковые маи и вообще - Перестройка. Бандиты Лидии Фёдоровны с удовольствием взялись за старое. Однако, в классе у нас были и детдомовские ребята. Это были махновцы в чистом виде, они не боялись ничего. Я, например, давал списывать Рамису алгебру, а он отвешивал жирных лещей этой фёдоровской кодле.

Потом жизнь совсем лихо закрутилась, наступили выборы 1991 года, подоспели экзамены и выпуск 9-го класса. Жизнь незаметно катилась под откос. С мамой было всё хуже, в марте 1992 году её не стало. Я доучивался ещё год с лишним уже один. Скатился на трояки, но что-то где-то всё-таки успевал, и даже неплохо.
Выпускной был забавный. Но и не особо выдающийся. В общем, ушёл я из школы с ветром в голове...

Хорошее тоже было. Но о нём как-то не особо хочется говорить...
Ну вот учитель по труду хорошо ко мне относился, я старался всё делать добросовестно. Физруки нормально. Алгебраичка хорошо относилась, но геометрию я любил несравненно больше. Физика не особо давалась, как-то скучно нам её подавал наш физик, могиканин педсостава (я пошёл в первый класс, а школа отметила в тот год своё сорокалетие). Старался по русскому языку и литературе, совершенно не предполагая, что в дальнейшем пять лет учёбы свяжу именно с ними. Хе-хе, кстати, буквари в первом классе нам раздали с Брежневым =)

Здание школы старинное, некоторые переходы и лестницы в нём были заблокированы. Может это и правильно: как-то излишне много их было. В 1987 году летом всю школу отправили на расчистку территории, которую благополучно засирали много лет. Это называлось "отработка". Нужно было отработать какое-то дикое количество часов. Наш класс расчищал двухметровую кучу спрессованного говна длиной метров тридцать. Вон там, за забором, вдоль серого здания по правой стороне. Учителя жалели нас, закрывали этот тяжёлый труд двойными часами. То же касалось и покраски забора, который виден на переднем плане. В этом углу в заборе прутья были сломаны, что облегчало проникновение на территорию. Но я ходил по тротуарам в центральные ворота. Мне так было как-то удобнее.

Помню замечательный эпизод: пара отъявленных двоечников-бандитов бегали в большом холле (в котором двери по кабинетам). У нас был, как сейчас помню, русский язык. Учительница вяло выглядывала пару раз, делала им какие-то замечания. Они, естественно, делали вид, что уходят, но адские догонялки продолжались через пару минут. И вдруг раздался страшный грохот, а через пару секунд - слоновий топот. В холл вывалились учителя и счастливчики с первых парт. Их ошарашенным глазам предстала картина: громадный бюст Ленина грохнулся на пол лицом вниз и раскололся в нескольких направлениях. После того, как дворник всё это прибрал, в паркете навечно (во всяком случае, до окончания нашей учёбы) оставалась глубокая, круглая и ровная ямка от носа. Это было ужасно смешно, и смешно до сих пор.

Справа на скриншоте виден и старинный фонарь, который к моменту моего поступления в первый класс уже не работал. Однако, забор вокруг школы в моём детстве был другим: с белыми столбиками и аккуратными решёточками. И вот к окончанию четвёртого класса школу обнесли этим позднесовковым типовым убожеством. Старый забор я почти не помню. В памяти случайно вспыхивают какие-то отдельные зимние картинки...

Тут же у столба (если шагнуть вперёд на StreetView) стоит бюст Александру Матросову. Школа якобы его имени, или гордо несёт дежурную память о нём - не помню уже.

Дима был, вообще-то, неплохим парнем. Мы дружили, собирали марки, паяли какие-то схемы (его отец был инженером-радиотехником). Потом он резко начал дружить с другим чуваком, а мне было без разницы, всё равно я был сам по себе.

Самое тоскливое и ужасное время в школе было - март месяц. Унылые одежды тяготили, в то время как набухали почки на деревьях и горланили птицы. Противно было "дежурить" в классе...

Помню, столовая торговала беляшами по десять копеек. Это были годные, свежие пирожки. Я неделю копил мелочь, а потом покупал сразу 5 штук в субботу (да, по субботам у нас тоже были какие-то символические занятия). А то и больше пяти. У нас часто бывала томатная паста, которую я разбавлял водой, присаливал и с удовольствием поедал беляшики с соком. Мирные субботы ))

Мама шила мне верхнюю одежду. Раздобыла где-то околоджинсовую ткань и сострочила зимнюю куртку на ватине с подкладкой в мелкую шахматную клетку.
Вообще, мама много брала на подработку: построчить постельное бельё, блузки. Себе шила. У нас была подольская швейная машинка тумбочного типа (которую почему-то Жванецкий критиковал) - на ней мама пошила ОЧЕНЬ многое. Сотрудники техотдела из института БашНИИ НП (ныне - ИНХП) помогли ей оборудовать машинку педальным электроприводом: было очень эффективно! Изредка от интенсивной работы привод летел, а пока педаль была в ремонте - мама по старинке крутила педальный маховик с кожаным шнуром передачи.
На волне ИЧП (индивидуального частного предпринимательства) мы даже семейным подрядом занимались. Мама делала косметички, а моя задача была - воткнуть кнопки-защёлки и зафиксировать их паяльником. Я придумал прижимать расплавленную ножку карандашом: таким образом достигался эстетичный вид. Стоимость этих косметичек была копеечная, нужно было и налоги отчислять, и уже тогда я стал понимать, как душат в Роиссе мелкий бизнес.

Да, школьная форма ещё... Не было анархии в нарядах и одеяниях, может, оттого и комплексов у меня не возникало? Я никогда не попрошайничал себе "крутые" кроссовки, штаны, шапки, всякое вот это барахло. И не завидовал никому.

В старших классах в школу мы ходили с ублюдочными пакетами, куда запихивали тетради и учебники. Бывало, что расписание менялось почти каждый день, и уходя, нужно было обязательно справиться о завтрашнем. Причём завучи нарочно вписывали расписание занятий определённого класса только по окончании последнего сегодняшнего урока. Мы не заморачивались, записывали расписание прямо на пакеты: за вечер и ночь оно не успевало стереться, а на завтра чистили его ластиком на каком-нибудь уроке.
Всё менялось, уходил предмет ОСГП, например, история, ещё невесть что.

В 10-11 классах учителя относились к нам снисходительно и как-то уважительно, что ли: честь и хвала им. Что там началось потом, мне трудно и невозможно даже представить.
10-й класс у нас был сформирован из остатков девятых, да ещё и прибавлены совсем уже единичные ученики из близлежащих школ. Друг школьный был один - Серёжа Чукавин. Ещё когда мы учились в параллельных классах, мне было приятно с ним общаться: это был не социально-близкий системе быдлован, а думающий человек, уже тогда. Интересовались музыкой, всякими молодёжными явлениями. Сергей любил историю, мечтал поступить на юрфак БашГУ (что считалось тогда верхом престижа), но это было сложно. Каким-то образом он закрепился учителем истории в нашей же школе после 11 класса, а на следующий год ему всё же удалось поступить на желаемый факультет. Мы так и дружили все эти годы, была своя компания, но пересекалась и с другой компанией - у меня была ещё и компания медиков. Такие глобальные встречи случались нечасто, но всегда были добрыми, весёлыми сборищами-гулянками.
16 января 2011 года после продолжительной онкологической болезни Серёжа умер. Это было тяжелейшим ударом для всех. Но для меня после смерти Сашки-кустореза (и ему отдельный пост) это был уже удар на добивание. Со смертью Серёжи для меня умерло и детство, и школа, и вся та заветная эпоха. Я стоял в очереди к гробу в его квартире, смотрел на всю эту спартанскую обстановку (он так и не дошёл до капитального ремонта, смог одолеть лишь новое авто), в которой он прожил все эти годы, не щадя себя и согревая людей своим органическим беззлобием, - и прощался. Что-то в этой квартире очень хорошо сохранилось ещё с начала восьмидесятых годов, и оно грустно смотрело на меня, а я - на него.

Снова остаётся много недосказанного. Но очень трудно соединить какие-то отдельные черепки в связный текст. И без того уже сумбура достаточно.
Подытожу так. Практически никто из одноклассников моих ничем особенным не прославился. Многие годы я время от времени мониторил соцсети, искал. Ничего выдающегося люди не достигли. А что касается тех бандитов, что третировали меня - так о них вообще глухо, ни следа. Может, поубивали их в девяностые, а может и сидят. Один из них, самый дерзкий в компании - точно сидел. Я как-то раз лет 15 назад случайно и издалека видел его.
Рамис, тот бойкий детдомовец - работает, обзавёлся семьёй, в полном порядке. Радостно было увидеть его Вконтакте, пережившим всю эту молотилку девяностых. Я написал ему, но он меня не узнал, и вообще проявил себя как-то настороженно. Я уж не стал тревожить его воспоминаниями, просто закрыл окно.

Это была часть моей жизни. Удивительно: как далеко всё это осталось!
Ну а насчёт "учат в школе"... Не знаю, чему меня научили. Не могу ничего сказать. Вот в универститете меня действительно научили, ему я осознанно благодарен =)

ЗЫ: А можно ещё и прогуляться по периметру с трёх сторон. На заднем дворе была обширная спортплощадка, и забор там стоял тот же милый старинный, и в том же 1987 году его заменили на бетонный тюремный в 5 метров в высоту.

https://www.google.com/maps/@54.821006,56.098123,3a,75y,26.01h,92.94t/data=!3m4!1e1!3m2!1swZHrPKvZSsRGetkjLaDy3g!2e0!6m1!1e1


МЕМУАРЛАР, черниковские мемуары

Previous post Next post
Up