Остров Пасхи. Каменные бабы. Птицы в невесомости парят.
Грациозно, в серебре и злате, утром поднимается заря.
Травы, сохраняя дух эпохи, носят на себе печать веков
через зарифмованные строки жизнью обозначенных основ.
Каменные бабы в схватке с жизнью век за веком остров берегут,
наполняя воздух тайным смыслом, где проста и совершенна суть.
Вера Север
Это произошло в 1722 году. Голландский адмирал Якоб Роггевен удалился на своём паруснике на 4500 километров от чилийского побережья.
Команда уже начала роптать, когда на горизонте показался крошечный островок. Была Пасха, и Роггевен, недолго думая, назвал его остров Пасхи.
В трёх километрах от берега к паруснику подплыли островитяне на утлой лодке. Голландцы подняли одного из них на борт, и тот, очутившись на палубе, тут же рухнул на колени в священном трепете. Команда с удивлением взирала на странного полуобнажённого гостя. Когда ему подарили что-то из одежды, он не знал, что с ней делать. Потом ему сунули в руки нож и вилку и показали жестами, как с ними следует обращаться. Туземец вытаращил глаза и принялся кусать вилку. Однако вскоре ему здесь так понравилось, что он решил, будто оказался на корабле богов. Голландцам даже пришлось применить силу, чтобы избавиться от него. Адмирал Роггевен обогнул острова, с изумлением рассматривая в подзорную трубу гигантские каменные фигуры с крупными блестящими глазами и громоздкими красно-бурыми шляпами на головах. Так был открыт остров Пасхи.
На следующий день 150 человек высадились на берег. Там матросов окружила толпа восторженных островитян, которые завалили их всякого рода подарками. Голландцы почувствовали себя в опасности и разорвали охватившее их кольцо людей с помощью ножей и ружей. Тогда туземцы бросились на землю, и когда матросы захотели снова вступить с ними в непосредственный контакт, отползли назад, сохраняя дистанцию, по меньшей мере, десять шагов. В глазах островитян голландцы были могущественными, внушающими благоговение богами. К сожалению, адмирал Роггевен был вынужден из-за четырёх потерянных якорей покинуть остров, так и не узнав историю появления гигантских статуй. Она остаётся неизвестной и по сей день.
«Спиной к громаде океана, к отливу тающего дня
Стоят шеренги истуканов, своих покойников храня.
А на холмах, в земле по груди их чёрных братьев череда -
Тех, что поднялись ниоткуда и не добрались никуда.
И бесполезно путник млечный трясёт алмазным решетом,
Маня их в призрачное Нечто или великое Ничто».
Максимов Алексей
фото кликабельно
Знаменитый капитан Джеймс Кук высадился на острове спустя полвека, в 1774 году, и был поражён не меньше Роггевена, отметив невероятный контраст между статуями-великанами и убогой жизнью коренного населения. «Нам трудно было представить, как островитяне, лишённые техники, смогли установить эти поразительные фигуры и вдобавок водрузить им на головы громадные цилиндрические камни», - писал он. Его поразили не только десятиметровые истуканы, но и свободные нравы этого острова. Остров Пасхи был мировым эпицентром свободной любви. Женщины отдавались всем подряд - с какой-то удивительной расторопностью и энтузиазмом. Такого разврата мореплаватели не видели никогда и нигде.
Когда норвежский путешественник Тур Хейердал в середине 50-х годов прибыл на остров Пасхи, большинство статуй лежали опрокинутыми, другие ушли в землю по плечи, а некоторые стояли незаконченными в застывшем потоке лавы, вытекшей из кратера вулкана Рано Рараку.
Участники первых экспедиций посетивших остров с удивлением отмечали отсутствие привычных европейскому взору кладбищ: куда пропадают умершие? Ответ пришёл лишь спустя столетия. Оказалось, что рапануйцы хоронили своих умерших в протяжённых туннелях, образовавшихся в ходе древней вулканической деятельности. Изначально, подобные туннели использовались жителями для проживания и укрытия от недругов. С течением времени, подобная сеть туннелей стала использоваться в качестве склепов. Одни туннели весьма удобные и просторные, а другие невероятно узкие.
«Мы слепо следовали их совету: всегда протискиваться в проход ногами вперёд, вытянув руки над головой, спиной вниз и носом вверх, если туннель не шёл вертикально. Неприятное это ощущение - лежать замурованным таким образом под землёй; нос уткнулся в камень, руки зажаты в неловком положении над головой, и вы не можете даже подтянуть их, а потому чувствуете себя совершенно беспомощным в подземном узилище». - Писал Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку».
Сегодня остров Пасхи принадлежит Чили. Его площадь составляет всего 118 квадратных километров, а самая высокая вершина достигает 615 метров над уровнем моря. Остров имеет вулканическое происхождение и покрыт скудной растительностью. Считается, что несколько сотен лет назад всё было иначе, и он утопал в буйной зелени. Но это вызывает сомнение. На стенах кратеров деревья никогда не росли, а между кратерами оставалось не так уж много пространства для «джунглей». Первый вопрос, которым задавались учёные, состоит в том, каким образом островитяне вытесали из вулканического камня свыше 600 гигантских фигур. Ответ на него взялся отыскать Тур Хейердал. В каменоломнях у стен кратеров он обнаружил сотни и сотни клиньев. На основании этих находок Хейердал пришёл к заключению, что множество людей занимались здесь этой работой.
Он собрал группу островитян и предложил им обтесать уже начатую фигуру. В научной литературе написано, будто им удалось изготовить статую. В действительности это не так. После того как островитяне стёрли в кровь руки, они отказались от этой затеи. К прибытию Тура Хейердала в середине 50-х годов большинство колоссов стояли зарытые в песок по шею. Единственное, что удалось Туру Хейердалу, - за 18 дней перетащить с помощью деревянных балок небольшую статую по земле и установить её. Находка клиньев, казалось бы, подтверждает гипотезу. Инструменты найдены, что ещё требуется? Как же мало нам нужно! В кратере Рано Рараку лежат горизонтально и стоят вертикально множество начатых и наполовину готовых статуй. Гипотеза клиньев вполне подходит для небольших статуй, но едва ли применима к громоздким экземплярам. Возможно, кто-то когда-то на острове Пасхи обладал инструментами, посредством которых вытёсывать скульптуры из вулканического камня значительно легче, нежели с помощью клиньев. Ведь даже самые твёрдые инструменты тупятся и ломаются, а жрецы, знающие, как с ними обращаться, хранят свою тайну. Островитяне стояли перед складом начатых и наполовину готовых фигур. Они выискивали те из них, что требовали меньше работы, и затем месяцами обтёсывали их клиньями. Но около двух сотен статуй не поддались подобным укусам мух ударам этих малоэффективных инструментов. В конце концов, привыкшие к беззаботной жизни, островитяне прекратили бессмысленное занятие, побросали клинья и вернулись в свои пещеры и хижины. Итак, найденные Хейердалом клинья вряд ли могли служить инструментами для создания скульптур. Но как же статуи транспортировались по весьма неровной поверхности острова?
Один французский журнал подверг насмешкам якобы принадлежавшее мне высказывание по поводу того, что инопланетяне, доставившие статуи на остров, подвесили их к своему космическому кораблю, и таким образом они были установлены на место. Однако эта абсурдная мысль принадлежит отнюдь не мне. Ни в одной своей книге я не писал ничего подобного. Едва ли инопланетяне стали бы утруждать себя установкой на острове каких-то нелепых скульптур. Но как это удалось сделать обитателям острова Пасхи, которые их, очевидно, и изготовили? На этот вопрос ответила компьютерная модель. Возможно, на острове имелись кислоты, с помощью которых в каменных глыбах вытравливались приблизительные контуры. В самом деле, у потомков инков в Южной Америке существуют предания, согласно которым соки определённых растений обладают способностью размягчать камень. Полуфабрикаты можно было затем доводить до ума с помощью резца.
Для того чтобы перемещать статуи к месту установки, вовсе не требовалось несметное количество деревянных валков. Одно-единственное прочное бревно с раздвоением на конце - этого было вполне достаточно. Вокруг статуи обматывались канаты, которые привязывались слева и справа от неё к двум изогнутым брёвнам, служившим салазками. Затем к шее статуи привязывался канат, который пропускался через раздвоение прямо стоящего бревна. В результате возникал рычаг. Передняя часть статуи слегка приподнималась и благодаря изогнутым брёвнам продвигалась немного вперёд. После этого натяжение каната ослаблялось, вертикально стоящее бревно выпрямлялось и перемещалось вперёд на несколько метров. И так раз за разом. На месте установки возводилась платформа с наклонным въездом. Затем к голове прикреплялась шляпа. Эти шляпы происходили не из каменоломни кратера Рано Рараку, а из гранитного карьера. Их материал представлял собой смесь из мелких камней и красной глины, и они легко перекатывались по неровной земле.
Эти головные уборы обладают внушительными размерами. Одна из найденных шляп была 7,6 метра в окружности и 2,18 метра высотой. Почему статуи острова Пасхи должны были иметь какие-то шляпы? Что они символизировали? Может быть, остров когда-то посетили существа в огромных красных шляпах? Или без шляп статуи казались им недоукомплектованными? В это трудно поверить, ибо сами островитяне не то что шляпы, но вообще мало что носят на себе. Когда-то статуи носили красные шляпы, происходящие из другой каменоломни. После того как с помощью бревна и верёвок шляпа надевалась на голову, вновь приходил в действие испытанный рычаг, и с каждым его движением под статую подгребалась масса мелких камней. Статуя постепенно выпрямлялась и, когда достигала вертикального положения, закреплялась.
Хотя и существуют легенды, согласно которым статуи прилетели на остров по воздуху, но дело могло вполне обойтись без каких бы то ни было фокусов и инопланетян. Для транспортировки статуй инопланетяне не требовались. Установка статуй также происходила без колдовства. Тем не менее, многие вопросы на острове Пасхи остаются открытыми. Предположим, что эти 600 статуй действительно вытесаны из вулканического камня с помощью резца. Но даже самый лучший каменотёс хотя бы раз испортил губу, ноздрю или веко. На лицах гигантов с острова Пасхи не видно ни одного изъяна.
И наконец: там, где строгают, падает стружка. Пространство между стеной вулканической породы и статуями занимает 1,84 метра в ширину и 32 метра в длину. Отходы производства с такой площадки не могли раствориться в воздухе. Куда же они делись? Вопрос всех вопросов звучит так - для чего всё это было нужно? Кто-то вырубает в каменной скале несколько сотен статуй, тащит их по пересечённой местности, раскладывает вдоль берега острова, поднимает с помощью рычага, водружает им на головы двухметровые шляпы, вставляет перламутровые глаза - и всё это только для того, чтобы продемонстрировать свои способности.
Кого хотели изобразить островитяне? Какого-нибудь вождя? Своих предков, принадлежавших к вымершей расе? Едва ли. Жители острова Пасхи были доброжелательными, приветливыми людьми и обладали внешностью, типичной для полинезийцев: мягкие черты лица, припухлые губы, широкий нос, тёмные волосы, миндалевидные глаза и слегка закруглённый подбородок. Кого же хотели изобразить обитатели острова Пасхи? Их статуи не подходят ни под один из известных типов «богов», они напоминают роботов. Им свойственны грубые черты лица, тонкие губы, длинный острый нос, глубоко запавшие глаза. Они явно не принадлежат к предкам островитян. Эти тупые, невыразительные лица не вписываются ни в одну культурную традицию. Они не имеют ничего общего с фигурами из Туле в современной Мексике,
с толстогубыми и широконосыми головами ольмеков из той же Мексики,
не говоря уже об орлиных профилях, впавших щеках и нежных губах майя и обитателей Анд.
Так кого же жители острова Пасхи вырезали из камня? Кого они почитали? Что побудило их проделать эту колоссальную работу? Сами туземцы называли свой остров «пупом Земли». Они могли дать ему такое название только в том случае, если знали о существовании других земель. В радиусе 1500 километров от острова Пасхи имеется лишь один крошечный островок, и за пределами этой окружности ещё очень долго не встречается суша.
Во французской Бретани лежат развалины «Ле Гран Менгир Бризе». Несколько сот или тысяч лет назад, когда этот менгир ещё стоял целый и невредимый, он возвышался над землёй на 21 метр. Менгир состоит из гранита, и его вес составляет около трёхсот тонн. На острове Пасхи есть статуи высотой 22 метра - на один метр выше гигантского сооружения из Бретани. Тем не менее, в умных книгах сообщается, будто самые тяжёлые статуи весят 30 тонн. В десять раз меньше, чем весит меньший по высоте «Ле Гран Менгир Бризе»!
На острове Пасхи ежегодно устраивается празднество, в ходе которого юноши должны взобраться на риф, торчащий из воды на некотором расстоянии от берега, найти там яйцо и доставить его невредимым на остров. Изначально подразумевалось, что яйцо принадлежит человеку-птице. На острове Пасхи находили окаменевшие яйца среди окатанных обломков породы. Они достигали в диаметре одного метра, подобные яйца обнаруживали и в центре острова.
Разумеется, мифические люди-птицы были увековечены в камне: загадочные фигуры с человеческими телами и конечностями и длинноклювыми птичьими головами.
На острове Пасхи, как и во всех самых отдалённых уголках мира, встречаются петроглифы. Наши предки из каменного века, вынужденные обходиться без пергамента и туалетной бумаги, выцарапывали свои послания на камне, таким образом сообщая будущим поколениям о том, что представлялось им наиболее важным. На острове Пасхи петроглифы можно обнаружить на составляющих каменную стену огромных кубах, на стенах пещер, а также на скальных плитах, лежащих на берегу в ожидании окончательной разгадки своих тайн.
Некоторые статуи острова Пасхи имеют на шее маленькие деревянные таблички с надписями. Попытки расшифровать их не увенчались каким бы то ни было успехом. В 60-х годах было выявлено сходство между ними и письменами из Мохенджо-Даро, очага древней культуры в долине Инда в современном Пакистане, хотя они относятся к совершенно разным эпохам. Специалисты определяют время заселения острова Пасхи приблизительно 350 годом нашей эры, а культура Мохенджо-Даро существовала тремя тысячелетиями ранее.
Я намеренно ничего не говорю о прошлом острова Пасхи, о некогда враждовавших между собой группах населения, так называемых длинноухих и короткоухих. Эта история непосредственно не связана с ваятелями первых поколений, которые из непонятных побуждений установили на берегах острова сотни фигур, словно ожидая, что благодаря этому их заметит какой-то неведомый бог. Новейшая гипотеза относительно острова Пасхи принадлежит немецкому археологу Курту Хоредту. Он обнаружил любопытное соответствие между германскими рунами и письменами островитян. В шестнадцатом веке недалеко от Галлехуса в северном Шлезвиге была найдена надпись из двух строк, содержавшая в общей сложности девять фигурных знаков. Семь из них почти идентичны знакам на деревянных табличках с острова Пасхи. Неужели полторы тысячи лет назад жителей северной Германии каким-то образом занесло на остров Пасхи? По мнению Курта Хоредта, об этом свидетельствуют черты лиц каменных колоссов, а также их красные шляпы, чрезвычайно похожие на германские головные уборы той эпохи. Не были ли в этом случае древние германцы теми самыми Всемогущими? Может быть, они потерпели кораблекрушение и расставили по периметру острова гигантские статуи, чтобы привлечь к себе внимание других германских судов? Эта гипотеза не так уж плоха, но не даёт покоя лишь один вопрос: как могли германцы - задолго до Колумба! - попасть в Тихий океан? Ведь берега Германии он явно не омывает - или же дело в другом?
Что представляет собой современный остров Пасхи? Это вполне цивилизованный остров со спутниковой связью и интернетом, где взрослые работают, а дети учатся. Преподавание в школах ведётся на двух языках: рапануйском и испанском. Там есть больницы, поликлиники, магазины и гостиницы. Есть крупная библиотека и антропологический музей. Есть и Церковь. Теперь остров Пасхи - это ещё и центр туризма. Туристы стороной его не обходят. Жаль, что получить высшее образование на острове невозможно. Для этого молодёжь отправляется на Большую землю. Ежегодно на острове Пасхи проводится фестиваль «Тапати», достаточно зрелищный, несколько своеобразный, на котором обязательно проводятся традиционные соревнования рапануйцев.
«Под завязку набив свои трюмы постылой печалью,
Наглотавшись сполна ветром моря и солью туманов,
Я когда-нибудь к тёплому острову Пасхи причалю,
Изваянием каменным стану среди истуканов.
В голубое высокое небо глазеть буду тупо,
Наблюдая молчком, как закаты сменяют рассветы,
Вспоминать сладко-приторный вкус черепашьего супа
И свою бригантину из мятой вчерашней газеты.
А прохладными звёздными южного лета ночами,
Словно сети рыбацкие, буду плести небылицы
О бессмертной любви без обмана, потерь и печали
И надежде, что в каменном сердце вовек будет биться».
Штейн Кристина
Из книги Эриха Дэникена «Небесные учителя», с сайтов okvoyage.ru, paranormal-news.ru. Фото из сети
Ещё из книги Дэникена:
За гранью смысла Математическая стройность Непознанные тайны будоражат Стражи тайны Поза обвинителя Ткань древних сказаний Непонятный пророк Символы Вечности