Уже несколько лет по стране курсирует передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО "РЖД", в котором РЖД демонстрирует все её достижения, новинки, а также рассказывает об успехах прошлого. Был он несколько раз и в Новосибирске, но каждый раз мы упускали этот момент, ибо я забывал отслеживать его график.
1. И вот повезло. 28 июля, возвращаясь с авиашоу в Мочище мы увидели на первом пути вокзала Новосибирск-Главный необычный состав.
2. Разумеется, упустить возможность его посетить мы не могли. Я про него читал ранее, а дети не знали ничего.
В поезде было 9 вагонов. Вход с хвоста, а выход - в голове. Или наоборот, поезд стоял без локомотива, поэтому не вполне понятно, откуда считать нужно было.
3. Билет стоил 70 рублей наличными (безнал не работал!), детям до 7 лет бесплатно. После покупки билета посетители прошли в 1-й зал и стали ждать вот в таких необычных креслах.
Атмосфера внутри была очень впечатляющей. Наверное, клаустрофобам чувствовали себя не очень уютно, ибо связь с внешней реальностью сразу терялась, было чувство нахождения в каком-то фантастическом, но тесном космическом корабле. Да, "звёздное небо" над головой создавало ощущение "космоса" и бездонного пространства, но за счёт этого эффекта стены казались значительно ближе и теснее, чем в обычном ЦМВ, на базе которого был и сделан этот комплекс.
4. Когда набралось необходимое для экскурсии количество посетителей (либо просто по времени), начался показ фильма о достижениях РЖД. Он транслировался на большой экран возле входа, а дополнительно ещё и на боковые экраны, установленные вместо окон.
5. Следующий "зал" (или "вагон", как правильней?) начинался с отсылки в прошлое.
6. Рабочее место начальника станции конца XIX - начала XX века.
7. Макет паровоза Л-2344.
8. И, разумеется, макет паровоза Черепановых, выезжающий из штольни.
(для просмотра воспользуйтесь прокруткой!)
А далее шла экспозиция, посвящённая скоростному движению на РЖД.
9. "Сапсан"
10. "Аллегро" (ходит по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки).
11. Сбоку на головном вагоне был сделан вырез и можно было посмотреть на планировку салона.
12. Наверху схема ВСМ Москва - Казань - Екатеринбург, которая по факту уже давно накрылась.
Вообще, выставочный комплекс был открыт в 2011 году, и представленная информация местами значительно устарела.
13. Например, электропоезд "Ласточка" в первоначальном проекте окраски, который не был реализован.
14. Аналогично и другие вагоны и локомотивы. Цвета их уже много лет, как устарели.
Сейчас все их уже давно красят одинаково в "корпоративные" цвета.
Но это я уже забежал вперёд в другой зал...
15. "Ласточка" в разрезе. "Олимпийский" вариант планировки.
16. Дети с восхищением всё изучают.
17.
18. Андрей Кузьмин, который помогает мне вести паблик vk
"Новосибирские железные дороги". Встретились там чисто случайно.
19. Ещё общее фото зала. Обратите внимание, в схеме перспективных скоростных линий есть и Новосибирск - Омск. Были же планы (точнее мечты) когда-то...
20. Макет перспективного полувагона с нагрузкой на ось 27 тонн и пониженным уровнем пола в центре. Сейчас уже ясно, что он так и остался опытным, более 10 лет прошло.
21. И с такими хоппер-дозаторами тоже, по-видимому, что-то не вышло. По крайней мере видеть их не приходилось.
22. Следующий зал посвящён всему прочему подвижному составу Российских железных дорог.
23. Привычный нам электровоз ЭП2К. В самой удачной для него на мой взгляд окраске.
24. Электровоз ЭП20. Спустя некоторое время мы купили и
собрали из его бумажный макет от "Умной бумаги".
25. Самоходный универсальный путеизмерительно-диагоностический комплекс "Север". За характерный дизайн его прозвали "Дарт Вейдер"! :)
26. Уже очень массовый (выпущено более тысячи) грузовой электровоз 2ЭС6 "Синара". Сейчас на ЗапСибе они встречаются уже чаще, чем ВЛ10. А в 2011 году был ещё экзотикой.
27. Двухэтажный вагон. На момент создания этого макета первый вагон только разрабатывался на ТВЗ, поэтому здесь он весьма схематический.
Наш бумажный макет куда точнее :)
28. Маневровый тепловоз ТЭМ31
29. И ТЭМ18ДМ.
30. Магистральный грузовой электровоз 2ЭС10 "Гранит" - самый мощный современный постояннотоковый локомотив в мире! Сделан по самым передовым технологиям, безусловно великое достижение уральских конструкторов!
31. Вот что писали о нём в 2011 году.
Сейчас "Гранитов" выпущено около двухсот, они стали привычными на Западно-Сибирской и Свердловской ЖД. Мне они очень нравятся и внешне, и за характерный звенящий звук работы асинхронных ТЭД.
32. А вот другой перспективный локомотив с асинхронными ТЭД - тепловоз 2ТЭ25А "Витязь", не получил дальнейшего развития. Некоторое количество их работает в Тынде (на БАМе), но вызвали там много нареканий, и сейчас их производство остановлено.
33. Газотурбовоз, работающий на метане. Уникальный локомотив, но, похоже, так и оставшийся экспериментом. По крайней мере до сих пор существует только в двух экземплярах.
34. Контрейлерная платформа для перевозки автофур. Технически ничего сложного. но экономическая модель у нас пока буксует. Массовых перевозок как в США нет, есть только единичные отправки. Видимо, в текущей экономической реальности фуре дешевле и быстрее ехать своим ходом даже несмотря на всякие "платоны".
35. Ну и новинки (2011 года) грузового вагоностроения. Могу ошибаться. но до массового производства они также не дошли. По крайней мере мне их видеть не приходилось.
36. Макет Московского метро.
37.
38. Немного крупнее. Вагоны Ёж там сейчас уже в прошлом.
39.
40.
41. Фотографии ещё недавно привычных, а сейчас уже музейных электропоездов и электровозов. Хотя ЭР22 до сих пор работают в казахском Степногорске!
42. В следующем зале были макеты наиболее интересных железнодорожных объектов.
43. Открывается экспозиция стартовым комплексом космодрома Восточный.
44.
45.
46. Далее просто железная дорога в горной местности.
47. По виду похоже на Германию :)
48. Макет угольного терминала в порту Усть-Луга.
49.
50. Не совсем понял процесс перегрузки. Неужели это делают краном? Есть же технологии всяких транспортёров, которые позволяют это сделать гораздо быстрее.
51. Макет пассажирской станции. Несколько нелепо тут смотрятся модели уже по-сути раритетных автомобилей и автобусов ("Икарус-260", КАвЗ-685, такси ГАЗ-24 "Волга" и т.п.).
52. ЭП20 с зелёными вагонами. Опять же крайне непривычный цвет в наше время. Особенно для детей, которые его не застали.
53. За этими макетами стоял стенд, посвящённый технологии "Тальго".
54. Поезда "Тальго" умеют наклоняться в кривых и изменять колею без остановки, и именно эту особенность он и демонстрирует. Благодаря этой технологии в настоящее время ходит (то есть пока временно не ходит) поезд Москва - Берлин без смены тележек в Бресте.
55. Макет действующий, но при нас его не запускали.
56. А по другую сторону - фотогалерея, посвящённая БАМу.
57.
58.
59. Шикарная фотография, ставшая историей. Нет уже ни ЧС2, ни такой окраски "России", да и сам поезд сейчас раза в два короче. И не факт, что он переживёт нынешний кризис. Да, это мост через Иртыш в Омске.
60. Следующий зал был посвящён управлению движения на железных дорогах. Диспетчерская.
61. Управление сортировочной горкой. К слову, это станция Инская в Новосибирске.
62. Есть даже светофор и релейные шкафы.
63. Но наибольший интерес вызвал, конечно, тренажёр локомотива ЭП1М.
64. Внутри кабины пульт, "идентичный натуральному" :) и экран со стимулятором.
65. Разумеется, дети по очереди попытались "порулить", но что-то пошло не так. То ли я не достаточно разбирался в последовательности действий, то ли просто был какой-то глюк, но все попытки отпустить тормоза и сдвинуть состав с места успехом не увенчались. Консультанта поблизости не было.
66. А вот поуправлять "Ласточкой" получилось, и дети были просто в восторге. Жаль, как-то упустил их сфотографировать за этим процессом.
Ещё там был тренажёр грузовика КамАЗ (!?), но на него не хватило времени.
67. Следующий вагон был посвящён внедрению современных технологий на РЖД.
68. Некоторые стенды всё же обновляются.
69. В конце была экспозиция, посвящённая охране природе и мерам по снижению воздействия на окружающую среду.
70.
71. Макет комплекса термического обеззараживания отходов (г. Ярославль) и тепловоз ЧМЭ3-эко.
72. ЧМЭ3-эко. Вариант модернизации с двумя дизелями середины 00-х. Вроде бы остался в единственном экземпляре.
73. Редкие и исчезающие животные.
74. Как РЖД борется с глобальным потеплением.
75. О снижении выбросов.
Разумеется, тема Великой Отечественной войны тоже не упущена. Ей посвящён отдельный вагон. С весьма суровой атмосферой, передающей эпоху.
76. Открывается экспозиция макетом вагона-теплушки - основного средства переброски советских солдат в годы ВОВ.
77. Шикарная интерактивная диорама моста через Неву, который был построен в тяжелейших условиях в январе - феврале 1943 года.
78. Строительство, а затем и дальнейшая эксплуатация подвергалась постоянным бомбёжкам и обстрелам, но тем не менее, дорога была построена и действовала. Она позволила организовать скорейшее снабжение Ленинграда всем необходимым.
79
80. К сожалению, не снял это всё на видео, а фотографии далеко не передают всего впечатления. Это не просто статичная картинка, тут паровозы движутся, бомбардировщики летают, луч прожектора бегает по ночному небу, стреляют зенитки. Это просто нужно видеть.
81. Вагон санитарного поезда. Через неделю мы увидели его вживую
в музее железнодорожной техники на Сеятеле.
82. Паровоз ФД
83. Ещё одна диорама с бронепоездом.
84. Интерактивная карта, показывающая, как работали железные дороги в годы войны. Только как-то нелепо это делать на карте нынешней России, при этом с дорогами, построенными после 1945 года.
85. Ну и конечно, создатели выставочного комплекса не могли забыть про другую гордость советской эпохи - БАМ. Фотографии с его строительства были и в предыдущих экспозициях, а последний вагон посвящён этой комсомольской стройке полностью.
86. Быт бамовцев. Деревянный вагончик с освещением керосиновыми лампами, радиоприёмник и книги на полке.
87. Весьма условный макет БАМа. От Тайшета до Советской Гавани.
88.
89. Вверху как обычно фотографии. Все публиковать нет смысла, поэтому только наиболее мне понравившаяся. ВЛ85 на знаменитом "Чёртовом мосту".
90. А вот это явно не БАМ, а Кругобайкальская железная дорога.
На этом всё. Весь осмотр занял примерно полтора часа. Дети были в полном восторге. Как ни удивительно, но он им понравился куда больше, чем авиашоу. Всё же самолёты летают где-то там высоко, а на земле стоят за забором. Подойти к ним за редким исключением невозможно. А здесь всё рядом и очень наглядно!
Разве что экспозицию обновить не помешало бы. Сейчас уже многое устарело, а многих новинок нет. Например, нет ничего про МЦК и МЦД, электропоезда ЭП2Тв "Иволга" и т.п.
Сейчас выставочный комплекс не работает по понятным причинам, но когда его снова откроют, и он приедет в ваш город, советую обязательно посетить. График его публикуется
здесь.