В Перми закрывают железнодорожную линию, проходящую через город. Линия, которая проходит через несколько крупных районов и в пешеходной близости от центра города (всего около 800 метров), то есть у которой есть всё возможности для превращения её в опорный хребет для транспортного каркаса Перми (по типу S-Bahn'а в европейских городах), оказалась городским и областным властям не нужна, и ещё ликвидация начнётся в ближайшее время (точную дату объявят сегодня).
Схема основных железнодорожных линий Перми и планируемый к ликвидации участок (помечен красным).
Истинные причины, я думаю, намного глубже, чем официальные объяснения, что электричка режет городскую ткань и "не едет в будущее", и связаны с интересами строительного бизнеса. Но дело даже не в этом.
Показательно, что сами горожане отреагировали на это достаточно равнодушно. Я почитал комментарии на разных ресурсах, отзывы показательные. Конечно, большинство отметившихся ругает власть, но скорее по привычке (такие люди критикуют власти по любому поводу). Но судя по накалу страстей (точнее, почти полному его отсутствию), подавляющему большинству пермяков откровенного пофиг.
А некоторые это закрытие приветствуют, вот один из наиболее ярко выраженных позитивных отзывов:
Очень хороший прецедент. Я просто мечтаю, чтобы из Екатеринбурга вынесли ЖД куда-нибудь за ЕКАД и убрали в черте города железнодорожные пути, мосты, переезды - вообще все. Они занимают кучу места и создают массу транспортных проблем, разрезая город на части. Ну и железная дорога просто уродливая со своими кондовыми сооружениями и путевым хозяйством.
(
источник)
Собственно, всё сказано более, чем красноречиво. И главное, по-сути возразить-то и нечего. Всё, что он сказал - правда.
Железная дорога, как "достойный" приемник советского МПС по-прежнему показывает себя каким-то неповоротливым монстром, которого проще убрать, чем усовершенствовать и заставить работать во благо горожан.
Огромная зона отчуждения, договориться передачи которой городу - целая проблема. Остановки, расположенные там, где удобно железнодорожникам, а не горожанам. Даже если город пожелает сделать остановку электрички в оптимальном месте, то часто возникают очень большие сложности с её согласованием, обычно РЖД хочет отнести остановку поглубже от мест пересечения с улицами, объясняя это нормативами и безопасностью.
Станция Пукинмяки - пример типичного расположения остановки "городской электрички" в Хельсинки. Прямо над или под автомобильной магистралью, с вплотную примыкающими остановками наземного транспорта. У нас так даже на МЦК не смогли.
Представления РЖД об эстетике - это больная и избитая тема. Есть единичные позитивные примеры, но чаще всего ЖД постройки представляют собой серые коробки из профнастила и бесконечные заборы. Конечно, видеть такой ужас на набережной, вблизи центра города, многим пермякам совсем не хочется.
"Собачья будка" с турникетами на о.п. Центр, Новосибирск
Ну и сами электрички. Они просто технически плохо приспособлены для пассажирских перевозок внутри агломерации: безнадёжно устаревшая конструкция, разработанная под реалии 50-х годов прошлого века, лестницы-стремянки на входе, которые сильно затрудняют и замедляют процесс посадки-высадки.
Посадка на "городскую электричку" на о.п. Молодёжная. Можно не комментировать...
(
источник)
В настоящее время подавляющее большинство автобусов в Перми с низким полом. Среди трамваев ещё много старых КТМ-5, но и они активно обновляются на современные низкопольники. На этом фоне электрички смотрятся "динозаврами" из прошлого, даже "суперсовременная" "Ласточка" тут не отличается в лучшую сторону, поэтому идея о том, что хорошо бы заменить неудобную и устаревшую электричку современным трамваем для многих кажется вполне привлекательной...
Поэтому мы и наблюдаем, что реально недовольны ликвидацией электрички только жители пригородов, для которых это в значительной степени безальтернативный транспорт. А сами горожане не переживают, и уж точно не готовы её защищать, как иногда защищают от застройки скверы и прочие зелёные зоны города. А многие даже рады, ибо просто не представляют/не верят, что электричка может быть совсем иной - с удобными остановками в доступных местах, кратчайшими переходами в город и до другого ОТ, с тактовыми интервалами в течении всего дня без разрывов, с низкопольным подвижным составом, в который можно заходить сразу с платформы без всяких лестниц. Всё это есть в Европе, даже у наших ближайших соседей, но у не нас (ну, кроме Москвы, но её опыт по ряду причин невозможно масштабировать на регионы).
Минская "городская электричка". Ходит в течении всего дня с интервалами около получаса (в час пик до 10 минут). И при этом никаких "стремянок" на входе
Таким образом, железная дорога, которая теоретически могла бы быть важнейшим элементом транспортного каркаса городских агломераций, сейчас, зачастую, является "мёртвым грузом", и горожане просто не понимают всех её возможностей. Что даёт повод недобросовестным управленцам выгодно воспользоваться её территорией без каких-либо негативных последствий для своей репутации.
И если железная дорога не захочет меняться, то, боюсь, это может быть и не первый подобный прецедент. Ибо свободной земли в городах всё меньше, поэтому застройщикам приходится искать нестандартные решения.