Вы знаете, что я убит?
И перед вами только камень -
Искусно вытесан руками
Из серых плит.
Вы знаете, что я убит?
И изваяньем из бетона
Стою один среди газонов,
А жизнь летит.
Вы знаете, что я сожжён?
В горячих топках Майданека...
И тощий прах мой чёрным снегом,
Кружась, ложится на пион.
Я в каждой веточке весны,
В дыханье каждом,
В каждой песне.
Я здесь незримо, с вами вместе,
У постамента тишины.
Я - струйка Вечного огня,
Цветок, упавший к изголовью,
Росой обрызган, словно кровью,
В разгаре дня.
Я весь в горенье и в любви.
Я камнем стал, чтоб жили вы.
Вечный огонь
Горит, горит, не гаснет пламя,
Навстречу солнцу рвётся из земли.
То не огонь -
То бьётся кровь из раны
Солдат, что в эту землю полегли.
Они ушли,
Ушли от нас навеки.
Оставив нам и солнце, и весну.
И седина ложится белым снегом,
Величья не нарушив тишину.
Текут минуты скорбного молчанья.
Летят года, как в небе журавли.
И бьётся, бьётся, бьётся кровь из раны
Солдат, что в эту землю полегли.
Пётр КОВАЛЕНКО Проходит время, родятся новые поколения - люди по-новому открывают для себя войну. Великую, Отечественную. Вновь и вновь пытаются осмыслить, осознать цену Победы. В связи с этим кажется символичным то, что мы в Красноярске до сих пор открываем для себя все новые и новые памятники погибшим.
Около года назад
kraevushka опубликовала
материал, который можно считать иллюстрированным сводом красноярских памятников, посвященных Великой Отечественной войне. В комментариях к посту были сделаны дополнения - и, казалось бы, все памятники вспомнили, собрали вместе. Предполагали, конечно, что остались «за кадром» расположенные на закрытых территориях предприятий и организаций. Так и есть. Памятник, ставший открытием для меня совсем недавно, находился на территории завода, но в результате метаморфоз отечественной экономической истории рубежа веков был вынесен за ее пределы, «в город». Но город так и не принял его в свое историческое сознание - ибо в большинстве своих представителей не знает о нем.
Памятник погибшим работникам Красноярского судостроительного завода (последнее название ООО «Сибирский судостроительный завод») был установлен на территории предприятия в сквере напротив заднего фасада клуба (пр. Красноярский рабочий, 160, район цирка). Когда же предприятие перестало существовать или незадолго до этого ограждение территории отнесли от клуба так, что последний, а также небольшая часть сквера с памятником, оказались открыты.
Часть сквера, еще закрытая ограждением (закрыта формально: это пространство доступно любому желающему.) За стеной, к которой ведет эта дорожка, и стоит памятник.
История завода, носившего имя Г. Т. Побежимова, весьма необычна. Ее началом стали
авиаремонтные мастерские Главсевморпути, созданные в 1934 г. для обслуживания полярной авиации. Позднее на их основе был организован авиаремонтный завод - единственное до войны предприятие, где ремонтировали гидросамолеты полярной авиации, приспосабливали их к работе в специфических условиях Севера. Здесь готовили самолеты Героев Советского Союза В. С. Молокова и М. В. Водопьянова, осуществивших впервые полеты на Диксон, мыс Шмидта, Чукотку. Лишь тогда, когда появился новый тип самолетов, основным направлением завода становится судостроение.
Памятная доска установлена на стене клуба судостроительного завода.
На снимке клуб справа. Сейчас здесь боулинг-клуб, кафе, банкетный зал.
История завода закончилась в 2004 году. А памятник с именами погибших судостроителей по-прежнему закрыт от шумного проспекта старым зданием клуба, но открыт всем желающим его посетить.
Памятник строг, выразителен, с обеих сторон имеет сложный барельефный сюжетный рисунок.
Сюжеты барельефа: бой, гибель воинов.
Вид памятника со стороны ограждения завода, за которым продолжается сквер.
Справа за памятником - задний фасад бывшего клуба.
Сюжеты прощания.
Имена погибших воинов. Завод перестал существовать. Где еще, кроме как на этом памятнике, увековечены имена тех, кто, уйдя отсюда на фронт, не вернулся?..
Необычен памятник и расположением цифр «1941» и «1945», а также тем, насколько они лаконичен и строг их рельеф. С первого взгляда они вообще незаметны.
Когда был установлен памятник? Кто его автор? На эти вопросы у меня пока нет ответа. А у вас?
Есть и еще вопросы. Видно, что за памятником ухаживают, сюда приносят венки, цветы. Но положение «где-то сзади» вызывает тревогу о его дальнейшей судьбе. Как она может сложиться, когда строительство микрорайона «Южный берег», постепенно занимающего пространство, принадлежавшее заводу, подойдет сюда?
Отнесется ли город к памятнику с должным почтением?
С Днем Победы!