Автомобили довоенной и военной поры в Красноярске

May 06, 2011 01:59



Фотозарисовка. Проходя по улице Вейнбаума и глядя по сторонам, нельзя не заметить за часто открытыми воротами арки дома номер 26 старый автомобиль (похоже, "Москвич 400"). Есть в нем что-то штирлицевско-романтичное, правда? Будете проходить мимо - обратите внимание.





Около полугода тому назад товарищ поделился со мной: в городе есть большая автобаза, существовавшая еще в советские времена, во дворе которой можно наблюдать небольшой музей старых автомобилей. Их несколько, они разные, годов выпуска первой половины 20-го столетия. Ну как было не определить в планы посещение этого незнакомого пока «музея»?

Визит туда состоялся чуть больше месяца назад. Место нашли, а вот автомобилей во дворе не обнаружили. Да и автобаза превратилась в современный автоцентр. Это «КрасГАЗсервис», что на Мечникова, 50. Испытав немалое разочарование, мы все же решили поинтересоваться, куда же пропали старые машины. К нашему удовлетворению оказалось, что они не только не пропали, а отреставрированные блестят в выставочных залах рядом с новыми предлагаемыми к продаже автомобилями!








В выставочном зале три старых машины. Среди них роскошный ГАЗ М-1 (знаменитая «Эмка») - первый отечественный легковой автомобиль, производившийся в 1936-1943 годах. Автомобиль был и остается символом эпохи 30-х и 40-х - представительская машина для чиновников, зловещий «черный воронок».




Автомобиль представлен зрителям как музейный экспонат, с информационным сопровождением - рядом с Эмкой стойка с подробным описанием его истории и технических особенностей.






















































К сожалению, блики и отражения при съемке через стекло позволяли сделать снимки салона только такого качества.


 
Сотрудник автоцентра, внимание которого привлекла довольно длительная фотосессия, которую я устроила старым автомобилям, рассказал, что машины представлены здесь не как музейные экспонаты: они отреставрированы, на ходу, и, конечно же, не все механизмы в них «родные». Содержание автомобилей в том самом комплекте, в котором они производились, слишком дорого и не отвечает задачам компании. Выставляя эти машины здесь, «КрасГАЗсервис» привлекает интерес к истории автомобиля в России и, в частности, к истории марки ГАЗ. «Мы их реставрируем для души», - сказал менеджер. Не скрою, мне эти слова понравились.

Второй машиной, которую мы рассматривали, был грузовик ГАЗ-АА, известный как полуторка. Автомобиль выпускался в 1932-1938 годах. Помимо Горьковского автомобильного завода, сборку некоторых деталей производил московский завод КИМ. Так же как и «Эмка» он изготавливался с технической помощью и с использованием документации компании «Форд». «Полуторки наряду с американскими «Студебеккерами» стали основным грузовиком Красной армии в годы войны, пробивались по «дороге жизни» в осажденный Ленинград, горели в Сталинграде, штурмовали Берлин. После войны именно этот грузовик стал главным автомобилем восстанавливаемой страны, пока в 50-х на конвейере не появился передовой для того времени, а сегодня ставший историей ГАЗ-51», - писал Н. Васильев в небольшой статье  о полуторке. В интернете достаточно материалов об этой легендарной машине. Например, здесь можно увидеть массу фотографий (в том числе, весьма впечатляющую «Готовые грузовики на площадке завода ГАЗ», где запечатлены сотни недавно сошедших с конвейера машин), чертежи и схемы.

Далее - фотографии автомобиля, который Вы можете увидеть у нас в Красноярске.













































Третий автомобиль, который можно увидеть в выставочном зале, это кабриолет ГАЗ-67 - «газик». Автомобиль выпускался с 1943-го по 1953-й год. Создания этой машины также как и предыдущей потребовала война. Вот что можно прочесть о нем в Википедии: «ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б - советские военные полноприводные легковые автомобили с упрощённым открытым кузовом, имевшем вырезы вместо дверей. Представляли собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-64. Как и она созданы под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва на базе агрегатов ГАЗ-М1. На завершающей стадии Великой Отечественной войны и позже Корейской войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллеристский тягач.
В Красной армии эти машины назывались «козёл», «козлик», «пигмей», «блоха-воин» и «Иван-Виллис». В Польше существовали названия «газик» или «Чапаев».
После войны ГАЗ-67Б активно использовался не только в армии, но и в МГБ, МВД, геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве и т. д. На его базе выпускалась бурильно-крановая гидравлическая машина БКГМ-АН, а также снегоочистители».






Кстати, именно такой автомобиль 1943-го года выпуска был совсем недавно (25 апреля) презентован Владимиру Жириновскому на 65-летие. Посмотрите видеорепортаж с церемонии вручения подарка.






Возможно, Вы и видели на улицах Красноярска эти машины. Да-да, именно в этих автомобилях Вы могли видеть ветеранов на параде Победы в нашем городе. Возможно, и через три дня они будут участвовать в праздничном шествии по центральным улицам.







Фирменная надпись: «ГАЗ им. Молотова».




























Наверное, самое время красноярским мужчинам взять с собой сыновей (помните: «Я поведу тебя в музей…»?) и отправиться показывать им автомобили, участвовавшие в Великой войне, годовщину Победы в которой мы будем отмечать через три дня.



Великая Отечественная война, транспорт, 1930-е годы, Красноярск, 1940-е годы, улица Мечникова

Previous post Next post
Up