Оригинал взят у
vikarasik в
Терра инкогнита. Дранг нах вестенЕсть, есть еще места в нашем околотке, посетить которые с высочайшим визитом нам с Долгопятом ни разу не удавалось. А у наших друзей, в свою очередь, есть фишка: предложить нам съездить в одно из таких мест и, наблюдая, как мы приплясываем, с гордостью заявить: «Вау, нам тоже есть чем их удивить!» ну, или: «Да-да, эта коза там еще не была!» Нынешнее лето оказалось богатым на подобные удивления, начало которым положила поездка на запад региона.
Помнится, был период в работе нашей уважаемой редакции, году эдак в 2010-м, когда нам много писали читатели, желавшие стать писателями. Некоторые вещи мы публиковали, и их авторы становились нашими постоянными корреспондентами, но большая их часть, конечно, на статьи и очерки не тянула, поэтому в лучших советских традициях мы завели рубрику «Нам пишут», куда и отправлялось текстовое и фотографическое творчество. И вот, одним прекрасным летним днем пришло письмо от дамы, искавшей тонкие миры в районе озера Учум. Ну, там были еще фотки с ирисами, всяческие омманипадмехум, в целом все оказалось неплохо, и даже присутствовал стих. Начало его врезалось в память не только мне и сотрудникам журнала, но и многим моим друзьям:
Озеро спит у подножья горы
Ирисов синий ковер
Ветер играет в моих волосах
Это пространство Учум…
Никто из нас тогда, да и после, не был на Учуме, но с тех пор так повелось, что отдельно это слово в нашей компании не употребляется, «Пространствоучум" и более никак! В общем, когда выяснилось, что эге-гей, мы едем на Ивановские озера, то Пространствоучум было без дискуссий включено в программу трипа.
Итак, Пространствоучум. Что мы о нем знаем, кроме того, что озеро и одноименный поселок близ него названы в честь винограда (тюркское «узюм» желтые уйгуры произносили как «учюм»), которым тут и не пахнет, и что теллурические токи Земли здесь ближе к поверхности, чем в райцентре Ужуре, что в 30 км к северо-востоку? Хотя, есть мнение, что токи в Ужуре таки прорываются наружу, достаточно внимательно изучить роспись остановочных пунктов, где зеленые слоны соседствуют с розовыми пчелками и задорными слоганами.
Дорога к Пространствуучум лежит через Балахтинские и Ужурские лесостепи, трафик здесь практически отсутствует, а пасторальные пейзажи предгорий Солгонского кряжа, легионы комаров и красивые закаты настраивают на романтику и какбэ исподволь готовят путешественника к чуду через припадание к первоисточнику. То бишь илу, рапе и грязям знаменитого озера.
собственно, озеро
грязи и илы
мужественный поклонник ЗОЖ
Мы, конечно, тоже предполагали немедленно оздоровиться, тем более что водичка оказалась теплой, но, поглядев на те самые сапропели, передумали. Что-то во мне всегда восстает против купания в стоячей воде, тем более - настолько соленой, смыть каковую в Пространствеучум нечем. Да и кожных болезней, вкупе с ревматизмом и аденоидами, ни у кого из нас (а как минимум двое из четверых считали себя докторами) не наблюдалось.
какбэ доктора
История курорта Учум, простите, Пространстваучум, началась в далеком 1902-м году, когда в красноярской прессе была опубликована статья с тем самым стихотворением, где в лучших фейковых традициях рассказывалось о некой больной даме, что пришла на костылях к озеру, опустила в него ревматические ноги, и, о чудо! Через пару дней, приплясывая, она навестила некого врача из соседней деревни, который сразу же бросился исследовать целебные воды, и все заверте…
"я раскрою все тайны пространстваучум!" (с)
Статья имела большой резонанс, после чего увечные потянулись в Пространствоучум. По железной дороге день до Ачинска или по Енисею до Новоселова, а потом на лошадях до точки сборки - еще два дня. Здесь их ждали 53 деревянных домика (40 рублей комната за сезон с человека), а также шалаши, землянки и юрты за более умеренные деньги. Транспорт тоже влетал в копеечку - нанять лошадей стоило от 10 до 12 рублей. Продукты на курорт втридорога привозили крестьяне из Учума, а татары снабжали отдыхающих кумысом по 25 копеек за бутылку. Для удобства отдыхающих были сооружены ванный корпус и баня, по отзывам современников, первый был «грязный и похожий на стайку». Медицинский персонал отсутствовал и каждый лечился, как хотел и от чего хотел. Самые стойкие в перерывах между заплывами и погружениями в ванны совершали восхождения на гору, что над озером. В 19-м и начале 20-го века на горе находили петроглифы, но экспедиция, отправившаяся туда 15 лет назад, не нашла ничего. Скорее всего, плоскости с рисунками просто осыпались.
собственно, гора
В 1925 году в Пространствеучум построили санаторий - он стал первой здравницей на территории Красноярского края. Санаторий и сегодня не простаивает, но большая часть населения все же предпочитает стихийные палаточные лагеря, - ими покрыт весь берег. А добираться в Пространствоучум по-прежнему муторно и неудобно, если у вас нет своей машины, конечно.
Мы же забрались в таковую и двинулись дальше, к границе с Хакасией. Напоминаю, целью покатушки были Ивановские озера, но нельзя же бездумно мчаться мимо интересного. Тем более, когда впервые оказываешься возле такового. Вот, например, долина Черного Июса, известного не только рыбалкой, сплавами и необычными урочищами, но и тем, что по этой самой долине, начиная со II тысячелетия до н.э., как по коридору, продвигались из степной в подтаежную зону кочевые племена Южной Сибири
Свидетельство тому -
Сулекская писаница, компактно расположившаяся на скальных плоскостях придорожной куэсты
На Сулеке представлены петроглифы разных эпох - Окуневской культуры, времен Кыргызского каганата, есть здесь и образцы т.н. древнехакасского рунического письма. При желании в юрте у подножия горы можно взять экскурсовода и за умеренные деньги обойти все плоскости с рисунками.
Мы же ограничились небольшим забегом по тропкам, тщательно пропотели, были покусаны комарами и вознаграждены запахами степного разнотравья, красивыми пейзажами и полузеленой земляничкой
Между тем цель поездки уже маячила на горизонте. Ивановскими озерами называется небольшая территория на восточных склонах Кузнецкого Алатау (горы Бобровая и Большой Каным) на границе Хакасии и Кемеровской области. Помимо четырех ледниковых озер, расположенных на разной высоте между небольших сопок, и любопытных образчиков флоры и фауны, здесь есть еще кое-что, ради чего в эту тьмутаракань едут сотни людей, причем некоторые даже из Зауралья. Здесь 8 месяцев в году лежит снег, а значит, открываются широчайшие возможности для фрирайда и лыжных походов.
Помнится, я неоднократно хотела организовать велопоход по западу края и Хакасии с заездом на Ивановские, но пока хотела, РЖД отменили все два поезда, проезжающие вблизи данного района. Сейчас, правда, один вернули, так что надежда посетить всевозможные Тропы предков, писаницы, святилища и места где юный Гайдар и дерзкий Соловьев гонялись друг за другом, еще остается.
От Сулекской писаницы до поляны, откуда начинается тропа к озерам, порядка 100 км по живописной долине реки Саралы и всего 4 поселка. Степь сменяется перелесками, плоскач - поднимающимися с обеих сторон скалками, потом начинается смешанный темный лес, навстречу бегут тучи, заливая все дождем, снижающим видимость почти до нуля. Чем дальше на запад, тем хуже становится дорога, а чем выше поднимаемся в горы, тем чаще по ней бегут полноценные ручьи. Между Главстаном и Приисковым - первое напоминание о славной «золотодобычицкой» истории этих мест - гигантский бывший отстойник возле дороги.
Небольшие преграды в виде вздувшихся после ливня ручейков машинка берет, радостно урча...
и вот, мы уже ставим лагерь, варим суп и любуемся красотами верховий Саралы
Ивановские озера - место популярное. Идти до нижнего озера от поляны меньше часа. Никаких тебе скальных лазаний, курума, болотин, ручьи переходятся по бревнам, вброд или по камням, в зависимости от обуви, высоты воды и брёвнобоязни. Хорошие тропы с красивыми видами бегут над Саралой
и еще всяческие озерца с мерзкими личинками стрекоз
и целый танцующий лес березы извилистой
параллельно тропе идет дорога для квадриков и джипов
после приятной прогулки по вечернему лесу мы таки выходим к самому большому нижнему озеру - одному из истоков Саралы
как раз солнце заняло нужную позицию
Уровень воды в Нижнем поддерживается благодаря верхнему, оттуда стекает водопад - вон он справа
а на этом водопаде АВЭ чуть не потерял зубы, поскользнувшись на камнях
Если подняться на сопку, то можно увидеть еще одну такую же пару озер поменьше, они расположены в соседнем каре чуть севернее. Мы намеревались сходить туда на следующий день, но с утра так ливануло, что еле ноги унесли. В этом апокалипсисе забавно выглядели пассажиры шишиги, груженной досками и лыжами, машина ушла наверх в сопки, через полчаса вернулась обратно, видать остатки снега, который собирались резать экстремалы, снесло ливнем напрочь. Мы же пережидали дождь в лагере. Я как обычно, включаю эекскурсовода, лица слушателей соответствуют цитате из Шелдона: "Это всё неинтересно, я хочу домой!"
Озера очень живописные, при желании у нижнего можно встать лагерем и пару дней погулять по сопкам и остальным озерам. Говорят, даже северные олени на курумник забредают. Мы же видели только ящерку
Зона леса заканчивается сразу у озера, начинаются альпийские луга. В конце июня там все цвело и пахло
Само озеро очень чистое и не особо холодное. После жаркого дня на писанице и в Пространствеучум, я наконец-то получила возможность поплавать. И как обычно, стоило вылезти из воды, как солнце стремительно скатилось в небытие, пришлось греться, прыгая по тропке. Запечатлели себя у истоков Саралы и погуляли обратно - к мангалу и винной карте. Вот так мы побывали на Ивановских озерах.
Благодарим Академию, папу и маму Макса и Алёну за то, что свозили нас на запад, кормили, поили, развлекали и опекали, подпирали вещами в машине и извлекали из нее во время остановок, а потом заставили заливать фундамент под ворота.
Все имена вымышлены, все совпадения случайны.
Фото: АВЭ и Макс