"Какая длинная дорога… Она напоминает ему детство"
Честно говоря, "ДЗО" не относится к тем книгам Крапивина, которые я перечитывал. Интересно ещё то, что по ощущениям она как будто написана году эдак в 2010, а на самом деле - на десять лет раньше. Сейчас, перечитав этот роман, я думаю, что его можно считать эдакой севастопольской веткой Прошлого в Синем Треугольнике, но это так, в сторону… если сейчас начну рассуждать на эту тему…
…Нет, правда, перечитывая эту книгу, я был уверен, что она вышла как минимум после 2005 года. Такой очень-очень поздний Крапивин, очень… "мягкий". Очень largo, пастель, и даже в самых острых сценах чувствуются совершенно другие интонации и подход. Всюду прорастают Безлюдные Пространства, их магия перемешалась с реальностью там уже так крепко, что никаких даже и вопросов к, например, появлению Сэмюэля Клеменса в действующих лицах.
"Потому что, Фрол, от твоей правды никакой радости. Ты ее так говоришь, будто иголки во всех втыкаешь"
Сейчас уже очень сложно угадать, какие моменты больше всего понравились бы в этой книге мне-15-летнему или мне-25-летнему. Сейчас кажется, что мелодии светлых сумерек этой истории больше соответствуют путешествиям героя по Севастополю с его подружкой Сашей, чем историям про всякие пацанские игры. Может быть поэтому кроме Коли главным персонажем в книге стала именно Саша, а игры в компании с друзьями как будто оттеняют их историю. Возможно, впервые в книге Крапивина друг главного героя, Женя, показан там как будто формально, стандартно, я даже не мог избавиться от ощущения, что Женя там механически перенесён из "Троих с площади", но показан гораздо упрощённей. Есть и ещё минус - "картинка из будущего", где герои уже выросли, и у Николая и Александры двое детей - дана как эпилог из стандартного любовно-фантастического романа. Вообще, у Крапивина есть такой момент: "школьная" дружба мальчика и девочки в поздних текстах проносится "через года" и испытания, и закачивается созданием семьи, но показано это всегда очень… неуверенно. Как будто он сам не особо-то верит, что на самом деле получится сохранить самые первые привязанности. Мне кажется, тут более честный вариант был в "Ковре-самолёте", где выбирают не сказку, а более реальные крылья, или в "Журавлёнке", где ответа попросту нет.
Одним из самых красивых романтических моментов второй части становится эпизод с призрачной девочкой с котёнком. Девочка подарила Коле храбрость… Практически в буквальном смысле, как Гудвин подарил храбрость Льву.
Само ночное путешествие как отсылка к приключениям Журки ночью на кладбище, даже кот присутствует. Но в отличие от истории про Журку, здесь всё завязано на волшебство Белого Города. Эпизод очень хорош тем, что он хотя и совершенно сказочный, но вместе с тем абсолютно реальный. Эталон магического реализма. Вот попробуйте разобраться, что в истории про встречу с Оленькой "ненастоящее". Да ничего! Всё волшебство идеально-изящно вписано в реальность. Оно там как хрустальная туфелька в сказке про Золушку. Росинка, сверкающая в луче солнца, на мгновения становится настоящим бриллиантом.
Потом, ближе к финалу книги, таинственная девочка появится в книге снова. И её котёнок. Наверное, их история стоит того, чтобы рассказать подробней, но Крапивин не стал этого делать, сохранив Тайну. В книге очень многие истории расписаны подробнее, а эта осталась призрачной, зыбкой, лёгкой, как лунный свет. Коля её даже не обсуждает с друзьями. Наверное, правильно.
Ещё одной светлой и красивой мелодией книги стало путешествие Коли с подругой Сашей в Девичью (Синекаменную) бухту, рассказ о встрече с Сэмюэлем Клеменсом и история с отцом Андреем. Интересно, что образ священника, в общем-то похожий на все другие в книгах Крапивина, здесь выписан очень уместно и хорошо. Вроде ничего нового Крапивин нам не показал, но именно эта встреча как бы оформляет многие скомканные состояния в душе героя, она происходит в своё время и в правильном месте. Как-то я говорил о том, чем отличаются надутые оригинальности от уместных банальностей, так вот это именно оно. Здесь банальность, которая на своём месте, и она звучит.
Вообще, во второй части мотивы книги как бы переходят в более лирические тона. Всё действие - словно такой путь в светлых сумерках среди таинственных развалин древних зданий. Конечно, там будут и острые, и печальные моменты, например, когда чуть не утонул Савушка, или когда ребят завалило в пещере, или когда Коля узнал о гибели отца Андрея… Но всё это становится как будто не совсем настоящим… как будто взаправдашним слоем оказывается не вещный, а другой, на каком-то ином слое существования…
"Как про это сказать? Как объяснить, что именно сегодня, на этой древней земле, среди святых развалин, солнца, запаха вечной полыни и вечного моря вдруг захотелось ясности и чистоты…"