Мир на краю пропасти: предвоенные хроники

Jun 15, 2020 16:00

22 июня 1941 года началась война. Никто не знал тогда, что будет она Великой Отечественной. Погибнут миллионы людей. А до Великой Победы - 1417 дней! Первый день войны. Каким он был?

Юрий Викторович Житорчук
«Мир на краю пропасти: предвоенные хроники. Документальная реконструкция дипломатической борьбы 1937-1941 гг.»


Книга Юрия Житорчука представляет собой реконструкцию политической и дипломатической борьбы, предшествовавшей развязыванию Второй мировой войны и ее началу.

На основе большого документального материала - переписки, сохранившихся стенограмм, боевых сводок, а также мемуаров участников событий - автор воссоздает картину происходящего в кабинетах Гитлера, Сталина, Чемберлена, польских, чехословацких и других правительств.

Основное внимание уделено таким ключевым историческим событиям, как Мюнхенский сговор, Судетский кризис, оккупация Чехословакии, развязывание Второй мировой войны, пакт Молотова-Риббентропа, раздел Польши, «странная война» во Франции, начало Великой Отечественной войны (первые приграничные сражения).

Автор реконструирует ход мыслей властителей Европы и объясняет механизмы принятия тех или иных стратегических решений.
Юрий Викторович приводит доказательства того, что руководство СССР было предупреждено о грядущем нападении. Так, еще 7 июня 1941 года на территории Западного особого военного округа (ЗапОВО) на советскую сторону перешел солдат германской армии Вирт Франц Францевич, венский рабочий, член Коммунистической партии Австрии, который сообщил, что война между Германией и СССР неизбежна в ближайшие две-три недели.

В ночь на 8 июня командование ЗапОВО в связи с напряженной обстановкой на границе обратилось в Генштаб с просьбой о разрешении выдвижения глубинных дивизий округа. 11 июня была выпущена директива Генштаба о выдвижении глубинных дивизий ЗапОВО.

На следующий день выпущены еще две директивы Генштаба о выдвижении дивизий Киевского особого военного округа (КОВО) и Прибалтийского особого военного округа (ПрибОВО). Почему же военное и политическое руководство страны пренебрегло многочисленными предупреждениями советской разведки о том, что Германия намерена напасть на СССР 22 июня? Ведь, по подсчетам историков, до 22 июня в Москву поступило сорок семь таких предупреждений! Юрий Житорчук отвечает:

«Все дело в том, что убедительными эти сообщения разведки кажутся нам лишь постфактум. У советской разведки не было агентов в непосредственном окружении Гитлера или высшего немецкого генералитета. Поэтому разведка так и не смогла достать документального подтверждения директив и приказов Гитлера, в том числе и приказов, касающихся сроков нападения на СССР. Зачастую в Москву поступали противоречивые сообщения, которые часто содержали грубую дезинформацию. Таким образом, вплоть до примерно 20 часов 30 минут 21 июня никакой особой тревоги, связанной с возможным нападением немцев в ближайшие часы, у высшего военного и политического руководства страны не наблюдалось. Вся ситуация мгновенно изменилась после того, как Сталин получил сообщение от Герхарда Кегеля - советского разведчика, работавшего в немецком посольстве в Москве в ранге советника по экономике, о том, что война начнется в ближайшие сорок восемь часов.

В результате уже в 20 часов 50 минут в кабинете Сталина было собрано совещание с участием военного руководства страны, где была сформулирована директива, согласно которой в течение 22-23 июня возможно внезапное нападение немцев на СССР. В этой связи войска западных приграничных округов должны были быть немедленно приведены в полную боевую готовность. К сожалению, эта директива дошла до большинства войсковых частей приграничных округов уже после нападения немцев на СССР».

Марина Васильевна Резник

книга, война, история, рецензии

Previous post Next post
Up