Фантастический роман американского автора Дэйва Эггерса «Сфера» - антиутопия-бунт против экспансии информационных технологий, с каждым годом все активнее проникающих в нашу жизнь и исподволь, под девизом борьбы за всеобщее счастье, создающих новую реальность и нового человека.
Как это происходит - проиллюстрировано автором на примере молодой героини Мэй, попадающей на работу в мега-компанию под названием «Сфера». Мэй - ярко выраженная средняя американка - амбициозная, целеустремленная, рвущаяся к успеху, но при этом не чуждая человеческих чувств и даже налета сентиментальности. Привязанность к родителям и друзьям, любовь к уединению на дикой природе в свободное время - все это создает вполне реалистичный и узнаваемый образ.
Получив долгожданную работу с суперкомпании, она словно попадает в другую реальность - офисные здания из стекла и металла поражают своей красотой и прозрачностью, а на огромной территории создана идеальная инфраструктура для жизни, отдыха и развлечений сфероидов: поляны для пикников, теннисные корты, органические сады, бесплатное общежитие, напоминающее пятизвездочный отель. В общем, внутри отдельно взятой компании - абсолютный рай: технологический и коммунальный!
Проекты, находящиеся в разработке «Сферы» поражают своей грандиозностью и масштабностью: поголовное чипирование преступников, установка камер потокового видео по всему земному шару и даже подсчет песчинок в Сахаре! Все это по замыслу мудрых «волхвов», создателей и хранителей «Сферы», призвано служить общественной безопасности и утолять вечный информационный голод любознательных юзеров.
Показательно одно из самых главных и любимых «детищ» компании - проект создания единого аккаунта на каждого пользователя - АутенТы, где под одним паролем и собственным именем собраны о нем абсолютно все сведения - личные, финансовые и медицинские.
При всех видимых положительных моментах подобных разработок, есть еще и невидимые миру цели - тайного контроля над всеми и каждым. Под колпак этого контроля в первую очередь попадают сами сотрудники «Сферы». Абсолютная прозрачность - не только архитектурный прием в оформлении офисных зданий, но еще и метафора главного закона жизни того самого офисного планктона, к которому теперь принадлежит Мэй.
Постоянное присутствие онлайн, необходимость ежеминутно что-то лайкать, постить, комментировать, отчитываясь в соцсетях о каждом мгновении своего существования и участвуя в кипучей жизни Интернет сообщества - непреложный закон корпоративной солидарности сфероидов. Успешность работника измеряется особым индексом - ИнтеГра (градус интереса), напрямую зависящим от количества его подписчиков. А жизнь частная, закрытая от посторонних глаз приравнивается едва ли не к преступлению - даже хобби и увлечения недопустимо скрывать от вездесущего «дружеского сообщества» «всевидящих и всезнающих».
«Секреты способствуют антисоциальному, аморальному и деструктивному поведению»; «Тайна - есть ложь», «личное - значит ворованное» - эти принципы безоговорочно принимаются Мэй как руководство к действию. Вступив в особую программу «Прозрачность», с мини-камерой на шее и монитором на запястье (для оперативной обратной связи) она начинает вещать на весь белый свет о каждой минуте своей жизни и, снискав всепользовательскую любовь, быстро взлетает на олимп виртуального успеха.
Сюжет романа, закрученный вокруг стремительной карьеры молодой женщины, распадается на несколько составляющих, раскрывающих ее взаимоотношения с коллегами, родителями и бывшим другом - ярым противником соцсетей. А по мере продвижения героини к наивысшим рейтингам, возникает и новая «версия» характера, из которого, как спам из корзины улетучиваются человеческие черты и эмоции: душевность, сострадание, любовь. Это неизбежно приводит к закономерной драматической развязке: родители спасаются бегством из собственного дома, утыканного камерами, а бывший друг погибает в результате травли, организованной амбициозной подругой исключительно «в воспитательных» целях и при испытании новой программы по поиску беглых преступников. Молодая сотрудница Сферы по этому поводу особо не страдает - миллионы виртуальных поклонников-соглядатаев ей уже дороже самых родных и близких людей.
Справедливости ради следует отметить, что проблема, поднятая Эггерсом не нова - «всевидящим оком» электронных устройств стращают многие масс-медиа, но благодаря глубине художественно-психологического исследования Эггерс поднимает проблему тотальной информационной экспансии на новый уровень. В рамках фантастического романа-предупреждения он предостерегает от главного «побочного» эффекта информационной эпохи - девальвации традиционной морали, не потому, разумеется, что плох компьютер, а потому что слишком велико искушение с его помощью управлять миром: «…Если контролируешь поток информации, контролируешь все».
Разрушение границ между общим и частным, уничтожение личной свободы как преступного явления, подмена живого общения погружением в электронное зазеркалье - все это способно поставить человечество с ног на голову и создать нового «пиксель-сапиенса» - бесстрастно предсказуемого и стопроцентно управляемого, этакое биологическое приложение к компьютерным программам: «Этот роман способен полностью перевернуть наше восприятие повальной цифровой зависимости, в которой пребывает весь мир». The Wall Street Journal
Ольга Кургина