2126. Выставка "Петр Николаевич Староносов: возвращение в Красноярск"

Dec 18, 2016 15:57

В выставочном зале Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова на пр. имени газеты "Красноярский рабочий", 68 вот уже второй месяц открыта выставка "Петр Николаевич Староносов: возвращение в Красноярск". Выставка будет работать до 29 января, рекомендую посмотреть!

Произведения одного из лучших отечественных мастеров гравюры впервые доступны широкому кругу посетителей. Также впервые на выставке представлены уникальные работы периода жизни мастера в нашем городе.

Я узнала об этом художнике, когда работала с альманахом «Енисей» в начале этого года. Встретилась статья о жизни Староносова в Красноярске в 1920-х годах. Возможно вы читали мои тогдашние заметки. И вот надо же, открылась выставка работ художника! Конечно, я поспешила в выставочный зал.

На выставке представлена развернутая биография художника, ею и воспользуюсь, чтобы прокомментировать мои  фотографии. Откуда в красноярском музее столько работ художника, вы узнаете ниже.



П. Н. Староносов. Автопортрет. 1922

Петр Николаевич Староносов родился в Москве в 1893 г. Профессионального художественного образования не получил. Сотрудничал с журналами и газетами, отдавая в них свои рисунки. Его учителем стал Д.С. Моор, заведовавший художественным отделом журнала «Будильник». Всю жизнь Петр Николаевич в благодарностью вспоминал строгий профессиональный разбор приносимых в редакцию рисунков.

Участвовал в Первой мировой войне, после тяжелого ранения освобожден от военной службы. Возвратившись в феврале 1917 года в Москву занялся живописью, но военный опыт заставил взглянуть на творчество другими глазами: пришло понимание, что постигать искусство надо через призму своего, а не чужого опыта, представленного в книгах и музеях, что учиться надо у жизни и природы.

Новую жизнь П. Староносов решил начать на Урале. Поначалу жил в деревне Медведевке под Златоустом. Летом с ящиком бродил по тайге, зимой работал на железной дороге. Затем перехал на ст. Златоуст.

В 1917-1919 гг. Златоуст и его пригороды были местами сражений белой и красной армий. Белые оставили город 13 июля 1919 г. За несколько дней до этого Староносов уезжает из Златоуста в связи с колчаковским распоряжением о срочной эвакуации всех железнодорожных служащих.

Вынужденно уехав с Урала, Староносов едет дальше, в Сибирь, и останавливается в Красноярске. Испытывая большие материальные трудности, он по совету знакомого устраивается писарем в контрразведку, но вскоре увольняется из-за неприятия существовавшей там атмосферы. В начале 1920 г. в Красноярск вошла Красная армия, в августе Староносов был арестован и приговорен Красноярской Губ ЧК по обвинению в службе в контрразведке к заключению в концлагерь на один год.




Из этого документа Губчека следует, что П. Староносов жил в Красноярске с женой Евгенией, 29-летней артисткой, и 9-летним сыном. Адрес проживания: Новокузнечная улица, дом Каратановой, 21.




Улица Новокузнечная находилась среди улиц, прилегающих к Каче, между переулками Почтамтским (сейчас ул. Перенсона) и Садовым (ул. Дзержинского).



Дом, где жили Староносовы




Красноярск будто испытывал Староносова на прочность и давал возможность нового развития. Зарабатывая на жизнь в мастерской щёток и кистей, декоратором в театре, плакатистом в губвоенкомате, он много работал на пленэре в окрестностях Красноярска. В одно из его отсутствий дом, где он жил, сгорел, сгорели все уральские работы. Пережив потрясение, он находит выход из трудного положения: становится уличным портретистом. Рисовал на улицах, базарах, в магазинах, казармах.

Постепенно стал смотреть на это не только как на заработок, но и как на школу рисунка. Занимался и в художественной студии, где по определенным дням собирались художники. Эта работа не только усовершенствовала рисунок Петра, но и навсегда сменила акценты в его творческом мировоззрении: теперь его больше привлекает не пейзаж, а человек.



Понедельник. 1920



Портреты друга Н. Лисовского и Д. Каратанова



Обложка к книге Н. Лисовского. 1921



Дружеский шарж по случаю юбилея артиста Ю. В. Лаврентьева. 1922

Несмотря на голод и разруху, культурная жизнь в Красноярске бурлила. Ряды местных музыкантов, артистов, художников пополнились их коллегами из европейской части России и из числа военнопленных - чехов, венгров, поляков, австрийцев. У одного из них, венгерского художника, Староносов впервые ознакомился с техникой гравюры. Его первый практический опыт гравюры - работа художником-каракатуристом в газете «Красноярский рабочий» с октября по декабрь 1922 г. Именно эти газетные линогравюры определили всё последующее творчество художника.




Кстати, напомню, газета "Красноярский рабочий" частично оцифрована и представлена в Электронной библиотеке на нашем сайте, как раз и номера за 1922 год там можно найти. Для этого выберите в Электронной библиотеке вкладку "Периодика", в поле Заглавие напишите: Красноярский рабочий, в поле Год издания: 1922. Скачать pdf можно после авторизации, или же читайте прямо в просмотровом окне.

В декабре 1922 г. Староносов уезжает из Красноярска на Кавказ, в Батум: познакомившись с севером, решает изучить юг. Здесь тоже работает уличным портретистом, а затем в газете - художником-гравёром. Громадный объем работы во всей местной прессе помог быстро овладеть техникой линогравюры. Его работы батумского периода - из сибирских воспоминаний и из окружающей экзотической жизни.

В 1926 г. в Москву вернулся профессионально сложившийся художник-график с огромным запасом впечатлений и большим опытом в линогравюре. Он легко включается в художественный процесс: сразу же начинает работать в журналах и книжных издательствах.

1920 - первая половина 1930-х гг. - время расцвета книжной гравюры в СССР. В это время работали В. Фаворский,
Н. Купреянов, А. Кравченко и другие замечательные художники. Петр Староносов не затерялся среди этих мастеров, а благодаря своей индивидуальной манере и прекрасной технике стал в один ряд с ними. В 1930-е он работает уже не только в линогравюре, но и в ксилографии - гравюре на дереве.

Работая в книжных издательствах, он часто выбирал книги о Севере, иллюстрировал сказки. Из года в год росло мастерство графика - это хорошо заметно, когда переходишь из зала в зал.



Сказки и предания северного края. Academia



Копия книги с автографом







Индустриализация страны, труд простого рабочего человека - тоже отражены в работах того времени. Работал Староносов и в  политической литературе.



"Индустрия социализма" - книга из наших фондов.



















Во время войны выпускал вместе с другими художниками изогазету «В бой за Родину!», ездил на фронт художником-корреспондентом.



Бибиков В.С., Староносов П. Н. Плакат-газета "Великая Отчественная война". 1942

Коллекция произведений художника сложилась в Красноярском художественном музее благодаря Николаю Васильевичу Лисовскому - красноярскому любителю-искусствоведу. Страносов и Лисовский познакомились летом 1920 г. в Красноярске и стали друзьями на всю жизнь. Гравюры, присылавшиеся Староносовым Лисовскому, и книги с его иллюстрациями были переданы в музей.




В верхнем и нижнем ряду: фотографии П.Н. Староносова 1930х годов.
В среднем ряду, среднее фото: Красноярск, 1922 год. Староносов (третий ряд, первый слева) с семьей Лисовских, женой (второй ряд, вторая слева направо), певцом Ю. В. Лаврентьевым (второй ряд, первый слева направо) и Д. И. Каратановым (третий ряд, первый слева направо):













18 ноября 1942 г. после тяжелой болезни П.Н. Староносова не стало.

Огромное спасибо сотрудникам музея за эту выставку!

художники, Красноярск, книжная иллюстрация, выставки, музеи

Previous post Next post
Up