2107. К 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева

Nov 14, 2016 16:35


«Музыка Прокофьева яркая, как солнце,
тёплая, как солнце,
и земной шар охватила она,
как охватывают его солнечные лучи».
Г. Рождественский
С 7 по 13 ноября в Красноярске проходил IV Международный форум «Балет XXI век». В этом году он был посвящен 125-летию со дня рождения выдающегося русского композитора Сергея Прокофьева. Библиотека традиционно принимала участие в мероприятиях форума.





7 ноября состоялось открытие выставки «Прокофьев во Франции» и встреча с Брижит Лефевр директором балета Парижской Оперы.



Брижит Лефевр

23 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения великого русского композитора Сергея Прокофьева. Творчество этого композитора настолько значимо в мировом культурном наследии, что 2016 год объявлен в России годом Прокофьева.




Балетная музыка в творчестве Сергея Прокофьева занимает особое место. На протяжении всей своей творческой жизни Прокофьев пишет музыку для балетного театра, создавая один шедевр за другим - начиная с неоконченного балета «Ала и Лоллий» до «Сказки о каменном цветке», над редактурой которого Прокофьев работал до последнего дня своей жизни.




Редкий дар пластической изобразительности в сочетании с колоссальной мелодической изобретательностью Прокофьева будто сам направлял композитора в стихию танца.

Не случайно так часто хореографы обращаются в поисках вдохновения к музыке, отнюдь не предназначенной Прокофьевым для балета - от симфоний до киномузыки. Ведь многие темы в симфониях, концертах, камерных сочинениях композитора так и просятся быть «станцованными»!




Всего Прокофьевым было написано семь балетов, четыре из них за границей - «Шут», «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре» («Шута», однако, Прокофьев начал писать еще в России) и три по возвращении в СССР - «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке».




Музыка последних трех балетов всегда хорошо была известна в России; первые четыре изредка звучали в виде симфонических сюит и вплоть до 1980-х гг. не шли на советских сценах.




Отчасти здесь сказывались старые идеологические клише (считалось, что талант Прокофьева расцвел по-настоящему только после возвращения в СССР, и к произведениям 1920-х гг. упорно относились с предубеждением), отчасти были проблемы с нотным материалом, который принадлежит зарубежным издательствам.

Только в 1980-е гг. музыка первых четырех балетов была исполнена в концертах и записана целиком благодаря усилиям дирижера Геннадия Рождественского.




Сергей Прокофье написал музыку ко многим известным балетам, но бесспорно начался его путь в прекрасный мир танца и пластики с "Русских сезонов" Дягилева в Париже...




Об этом и многом другом на открытии выставки с нами поделились: экс-директор балета Парижской Оперы Брижит Лефевр (Франция) и заведующая экспозиционно-выставочного отдела Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина Надежда Викторовна Савченко (Москва) и заведующая кафедрой, кандидат филологических наук, доцент Редько Наталья Анатольевна.



Редько Наталья Анатольевна



Слева - Валерия Уральская, главный редактор журнала "Балет", справа - Брижит Лефевр

Подготовленная выставка охватывает всю историю прокофьевских балетов, но акцент сделан на жизни Сергея Прокофьева во Франции. В центре экспозиции фотоматериалы, предоставленные Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина (Москва) - это эскизы декорации и костюмов к балетам, портреты и фотографии исполнителей главных ролей.







Также фотографии из личного архива семьи композитора, письма, партитуры.







Кроме того, на выставке представлены нотные образцы, грампластинки, афиши, альбомы и книги из фондов библиотеки. Виртуальная экскурсия в мир музыки Сергея Прокофьева была представлена на панелях с сенсорным управлением.




наша библиотека, Прокофьев, выставки, балет

Previous post Next post
Up