1437. "Задушевное слово"

Mar 04, 2013 10:57

Продолжим обзор детских дореволюционных журналов. Начало здесь и здесь.
Одним из детских журналов-долгожителей является «Задушевное слово», издаваемое Маврикием Вольфом (Санкт-Петербург, 1877-1917).



«Задушевное слово» издавалось в виде двух совершенно самостоятельных журналов: один для младшего возраста (от 5 до 9 лет), другой для старшего возраста (от 9 до 14 лет). Каждый журнал выходил еженедельно (52 номера в год), c приложениями и состоял из 12-14 страниц, что к концу года составляет весьма объемистую книгу, страниц в 800-850. Нумерация страниц сквозная, т.е. продолжалась в следующих выпусках. Это было удобно, ведь как правило журнал переплетали после выхода всех номеров.

Редакция так заявляла цель журнала: «Быть товарищем, собеседником, руководителем молодых читателей, давать им разумное, полезное и, вместе с тем интересное, разнообразное чтение, расширять круг их знаний, содействовать развитию у них любознательности, развлекать их, поучая, освежать и оживлять работу после школы и дополнять возможные пробелы домашнего образования».

Полистаем журнал для старшего возраста. Обложка журнала представляет собой мини-газету, в которой собраны маленькие заметки по различным разделам, такие как «Разные разности», «По России», «Пожертвования», «Почтовый ящик», «Вопросный листок».





Третья страница журнала представляет собой чистый лист, за исключением нижнего левого и правого верхнего угла. В левом углу набраны «Мысли и изречения», правый угол занимает небольшой рисунок, свободное место можно использовать для своих пометок (заметок).





Журнал интересно рассматривать, практически к каждому произведению, будь то очерк или повесть, есть иллюстрации.









Постоянным автором журнала была Лидия Чарская, приобретая тем самым огромную популярность среди детей. Ее повести печатались небольшими главами, дети с нетерпением ждали продолжения. Например, в 1915 году были напечатаны большие повести для юношества «Дели-Акыз» и «Дикарь». В журнале «Новости детской литературы» о Чарской пишут: «Она является властительницей дум и сердец современного поколения девочек всех возрастов. Все, кому приходится следить за детским чтением - и педагоги, и заведующие библиотеками, и родители, и анкеты, произведенные среди учащихся, единогласно утверждают, что книги Чарской берутся девочками нарасхват и всегда вызывают у детей восторженные отзывы и особое чувство умиления и благодарности к автору».



Журнал «Задушевное слово» следовал логике массовой культуры того времени и сам являлся ее частью. В отчете городской библиотеки в Чите приводится, среди прочего, и число требований на разные детские журналы в течение 1913-1914 гг. Так вот, на «Задушевное слово» в этой библиотеке было получено 191 требование, на «Путеводный огонек» - 59, «Светлячок» - 41, «Юную Россию» - 37, «Детский мир» - 28, «Жаворонок» - 11. Число требований на «Задушевное слово» во много раз превосходило спрос на другие журналы для юношества.





Мое внимание привлек очерк С. Ф. Либровича «Учитель чистописания: история одной знаменитой картины» опубликованный в № 31 за 1915 год. В нем рассказывается история появления картины известного фламандского художника Герарда Доу.



«Какой великолепный сюжет, для картины!
Такие слова воскликнула шестнадцатилетняя дочь, знаменитого фламандского художника Жерара-Доу 1613-1680 гг., проходя однажды мимо здания упраздненного старого монастыря в Амстердаме, превращенного в школу для бедных, и заметив в окне старика - учителя чистописания. Старый школьный учитель в шелковом головном уборе-берете, старомодном костюме с двойными широкими рукавами, с очками, сдвинутыми на кончик носа, представлял превосходный тип для картины. Исаак Гельст (так звали старика), занимался не только тем, что исправлял почерки амстердамских юношей и девиц и учил их красиво, каллиграфически, писать, но и усердно работал над переписыванием старых рукописей, украшая их замысловато разрисованными буквами».

Девушка убедила отца написать портрет этого старика. Картина была написана в течение нескольких месяцев, ее сразу же купил антверпенский бургомистр Сикс, большой любитель и знаток живописи. Впоследствии же, переходя в разные руки, «Учитель чистописания» попал в начале XVIII столетия в Польшу, где был куплен в 1722 году для саксонского короля Августа III за громадную по тому времени сумму 18000 флоринов.

В начале XX века картина находилась в Дрезденской галерее. Она считалась одною из выдающихся картин фламандской живописи и одним из замечательных произведений искусства. К сожалению, дальнейшее существование картины неизвестно, так как здание Дрезденской галереи было разрушено в феврале 1945 английской и американской авиацией, часть картин погибла, Жива ли эта картина сейчас?

дети, журналы

Previous post Next post
Up